Циклолеты – «летающие комбайны» – становятся экономичнее квадрокоптеров

Популярная механикаHi-Tech

Побег с аэродрома

Через сто лет после первых неудач летающие аппараты необычной конструкции начинают осваивать воздух. Циклолеты – «летающие комбайны» – становятся экономичнее квадрокоптеров и дешевле вертолетов. А главное, им вообще не нужно ровной и горизонтальной взлетно-посадочной площадки.

Текст: Роман Фишман

Тяжелый 60-килограммовый аппарат висит в воздухе, стабильно накренившись. Лишенный крыльев и винтов, он летит, гудя, как кухонный блендер. «Те, кто впервые видит циклолет, часто сравнивают его со стиральной машиной или комбайном», – говорит Ян Чибисов, руководитель проектной группы воздушных систем Фонда перспективных исследований (ФПИ) и один из создателей беспилотника. Четыре горизонтальных ротора по углам аппарата вращаются намного медленнее, чем винты обычного квадрокоптера. Последнему для создания подобной тяги понадобилось бы совершать около 3000 об/мин, а циклолету достаточно 900 – как у стиральной машины в режиме отжима. Благодаря меньшей частоте вращения снижается интенсивность всех возмущений, включая звук. Уже в метре от летящего аппарата звуковое давление составляет 86 дБ – как у автомобиля или скутера.

Моделирование профилей

Концепция аппаратов с циклическими движителями почти так же стара, как и винтовых. Считается, что первый циклолет (цикложир) сконструировал военный инженер Евгений Сверчков, однако испытания, проведенные им в 1909 году, успехом не увенчались: машина не взлетела. Неудачей окончились и другие попытки, которых за столетие было несколько десятков. «Первым делом применяются простые решения, а самое простое, как известно, воздушный винт, – комментирует Ян Чибисов. – Аэродинамику винта можно обсчитать и без компьютеров – это позволило создать и самолеты, и вертолеты».

Построить действующий циклолет удалось лишь в начале XXI века. В 2013 году инженеры Сеульского национального университета продемонстрировали полет небольшого аппарата Cyclocopter, через пару лет был представлен прототип британского FanWing. Вскоре свой циклолет появился и в России. По словам Яна, такой прогресс обеспечили три компонента, которые стали доступными в последние десятилетия: эффективные электродвигатели, легкие и прочные композиты и, конечно, компьютеры.

В отличие от крылатых самолетов, которые аэродинамически устойчивы и сами компенсируют внешние воздействия, схема циклолета нейтральна. Любой ветер отклоняет аппарат, грозя завалить его, и вовремя среагировать на опасность способна только электроника. Но главное – сейчас есть возможность смоделировать циклический движитель и провести численные расчеты. «Это одно из самых сложных аэродинамических устройств, – объясняет Ян Чибисов. – Сегодня проводить вычисления точно, без лишних упрощений, научились в Институте теплотехники СО РАН – впервые в России, а возможно, и в мире. Собственно, с этого все и началось».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Новая «Арктика» Новая «Арктика»

Атомоходы ЛК-60Я заменят ледоколы прошлых поколений

Популярная механика
Австралийцы описали «лесного древнего ястреба» возрастом 25 миллионов лет Австралийцы описали «лесного древнего ястреба» возрастом 25 миллионов лет

Палеонтологи обнаружили самую древнюю ястребиную птицу Австралии

N+1
Ускользающие инопланетяне Ускользающие инопланетяне

Новая шкала инопланетных цивилизаций

Популярная механика
Профилактика дешевле лечения. Как сэкономить и остаться здоровым Профилактика дешевле лечения. Как сэкономить и остаться здоровым

Насколько экономически выгодно жить, не болея, но следя за здоровьем

СНОБ
Зимовье людей Зимовье людей

Как живут российские деревни и поселки, отрезанные от большой земли

Популярная механика
«Через не хочу»: необходим ли секс для здоровья? «Через не хочу»: необходим ли секс для здоровья?

Действительно ли секс необходим организму и чем можно его заменить?

Psychologies
Космические тоннели Космические тоннели

Существуют ли кротовые норы?

Популярная механика
Лицо с экрана. Антон Лапенко Лицо с экрана. Антон Лапенко

Комик Антон Лапенко превращается в полноценную кинозвезду

GQ
Тайна форсажного пламени Тайна форсажного пламени

Что такое форсаж?

Популярная механика
Сюрреалистические леденцы Сюрреалистические леденцы

Творчество Сальвадора Дали украшает прилавки практически всех магазинов

Вокруг света
Иллюзия успеха Иллюзия успеха

Четыре истории о талантливых мастерах пускать пыль в глаза

Популярная механика
Судьба писателя: фильмы только про мастеров слова Судьба писателя: фильмы только про мастеров слова

Фильмы о том, как жить с даром создавать литературные произведения

GQ
Как будущий американский самолет может доминировать в воздухе Как будущий американский самолет может доминировать в воздухе

Технологии стелс у российских Су-57, китайских J-20 и американских NGAD

Популярная механика
Опасные связи Опасные связи

Реальные последствия виртуальных ошибок

Men’s Health
Наука побеждать Наука побеждать

Краткое введение в историю и биомеханику смешанных единоборств

Популярная механика
25 выдуманных фактов, которые звучат чертовски правдоподобно (и многие в них верят) 25 выдуманных фактов, которые звучат чертовски правдоподобно (и многие в них верят)

После прочтения этих фактов ты рискуешь потерять связь с реальностью

Maxim
Кодекс поведения робота Кодекс поведения робота

В чем заключаются ключевые проблемы взаимодействия человека и ИИ

Популярная механика
Подборка захватывающего скандинавского фэнтези Подборка захватывающего скандинавского фэнтези

Добро пожаловать в мир троллей, драконов и героев скандинавской мифологии.

GQ
Автобудущее Автобудущее

Мы находимся на пороге одних из самых быстрых перемен в работе транспорта

Популярная механика
Парадокс обеспеченности. Как улучшить жизнь, не убивая планету Парадокс обеспеченности. Как улучшить жизнь, не убивая планету

Отрывок из книги “Мир после нас: Как не дать планете погибнуть”

Inc.
Будущее батарей близко Будущее батарей близко

Литий-ионные батареи вполне заслужили почетную пенсию

Популярная механика
Простой атомный маятник поможет построить теорию всего Простой атомный маятник поможет построить теорию всего

Как физики пытались подружить четыре взаимодействия

Популярная механика
Гидрофойл для миллионов Гидрофойл для миллионов

Гидрофойл – доска на подводных крыльях для серфинга

Популярная механика
«Ашрам Шамбалы». Часть 1: Как случайно создать самую известную в стране секту «Ашрам Шамбалы». Часть 1: Как случайно создать самую известную в стране секту

Как маленький кружок йоги превратился в религиозное движение

СНОБ
Водородный разворот Водородный разворот

Как устроена водородная энергетика и чем «водоробус» лучше электробуса

Популярная механика
Семейные традиции: по чьему сценарию мы живем и как его изменить? Семейные традиции: по чьему сценарию мы живем и как его изменить?

Мы думаем, что наша жизнь — это результат наших решений и действий, так ли это?

Psychologies
Криптоутки Криптоутки

Сегодня DApp-игры – один из самых быстрорастущих рынков

Популярная механика
Томские археологи нашли редкую кость эпохи неолита с вырезанным лицом человека Томские археологи нашли редкую кость эпохи неолита с вырезанным лицом человека

Археологи обнаружили коллекцию артефактов эпохи неолита на острове Няша

N+1
«Глаза» для беспилотников «Глаза» для беспилотников

Автомобили с круглой нашлепкой на крыше сегодня на дорогах уже не редкость

Популярная механика
Никогда такого не было, и вот опять: как устроен ледокол «Виктор Черномырдин» Никогда такого не было, и вот опять: как устроен ледокол «Виктор Черномырдин»

Один из старейших ледоколов отправится на пенсию. Ему на смену уже вышел новый

Популярная механика
Открыть в приложении