Циклолеты – «летающие комбайны» – становятся экономичнее квадрокоптеров

Популярная механикаHi-Tech

Побег с аэродрома

Через сто лет после первых неудач летающие аппараты необычной конструкции начинают осваивать воздух. Циклолеты – «летающие комбайны» – становятся экономичнее квадрокоптеров и дешевле вертолетов. А главное, им вообще не нужно ровной и горизонтальной взлетно-посадочной площадки.

Текст: Роман Фишман

Тяжелый 60-килограммовый аппарат висит в воздухе, стабильно накренившись. Лишенный крыльев и винтов, он летит, гудя, как кухонный блендер. «Те, кто впервые видит циклолет, часто сравнивают его со стиральной машиной или комбайном», – говорит Ян Чибисов, руководитель проектной группы воздушных систем Фонда перспективных исследований (ФПИ) и один из создателей беспилотника. Четыре горизонтальных ротора по углам аппарата вращаются намного медленнее, чем винты обычного квадрокоптера. Последнему для создания подобной тяги понадобилось бы совершать около 3000 об/мин, а циклолету достаточно 900 – как у стиральной машины в режиме отжима. Благодаря меньшей частоте вращения снижается интенсивность всех возмущений, включая звук. Уже в метре от летящего аппарата звуковое давление составляет 86 дБ – как у автомобиля или скутера.

Моделирование профилей

Концепция аппаратов с циклическими движителями почти так же стара, как и винтовых. Считается, что первый циклолет (цикложир) сконструировал военный инженер Евгений Сверчков, однако испытания, проведенные им в 1909 году, успехом не увенчались: машина не взлетела. Неудачей окончились и другие попытки, которых за столетие было несколько десятков. «Первым делом применяются простые решения, а самое простое, как известно, воздушный винт, – комментирует Ян Чибисов. – Аэродинамику винта можно обсчитать и без компьютеров – это позволило создать и самолеты, и вертолеты».

Построить действующий циклолет удалось лишь в начале XXI века. В 2013 году инженеры Сеульского национального университета продемонстрировали полет небольшого аппарата Cyclocopter, через пару лет был представлен прототип британского FanWing. Вскоре свой циклолет появился и в России. По словам Яна, такой прогресс обеспечили три компонента, которые стали доступными в последние десятилетия: эффективные электродвигатели, легкие и прочные композиты и, конечно, компьютеры.

В отличие от крылатых самолетов, которые аэродинамически устойчивы и сами компенсируют внешние воздействия, схема циклолета нейтральна. Любой ветер отклоняет аппарат, грозя завалить его, и вовремя среагировать на опасность способна только электроника. Но главное – сейчас есть возможность смоделировать циклический движитель и провести численные расчеты. «Это одно из самых сложных аэродинамических устройств, – объясняет Ян Чибисов. – Сегодня проводить вычисления точно, без лишних упрощений, научились в Институте теплотехники СО РАН – впервые в России, а возможно, и в мире. Собственно, с этого все и началось».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Новый главный Новый главный

Самый большой, сложный и мощный космический телескоп в истории

Популярная механика
А я не согласна! А я не согласна!

В каких ситуация стоит спорить с начальством, а в каких разумнее промолчать?

Лиза
Лучше, чем жизнь Лучше, чем жизнь

Традиционно самыми ресурсоемкими считались спецэффекты для кино

Популярная механика
Два эффективных упражнения для формирования овала лица Два эффективных упражнения для формирования овала лица

Подтянутый овал лица делает нас визуально моложе

Psychologies
Ниже солнца, выше воды Ниже солнца, выше воды

Беспилотное судно с почти неограниченным запасом хода

Популярная механика
Должны ли у ребенка быть обязанности Должны ли у ребенка быть обязанности

Если ребенок загружен с утра до ночи учебой — должен ли он еще мыть посуду?

СНОБ
Кодекс поведения робота Кодекс поведения робота

В чем заключаются ключевые проблемы взаимодействия человека и ИИ

Популярная механика
5 способов полюбить осень 5 способов полюбить осень

Осень совсем не дает поводов для радости? Все в глазах смотрящего

Psychologies
Боевой друг Боевой друг

Что принципиально нового можно сделать с АК?

Популярная механика
Как помочь родителям, потерявшим ребенка во время беременности Как помочь родителям, потерявшим ребенка во время беременности

Как помочь пережить горе тем, кто столкнулся с перинатальной потерей

Psychologies
Голоса. Как учат разговаривать голосовые помощники Голоса. Как учат разговаривать голосовые помощники

Как из машины делают личность

Популярная механика
А вдруг уволят?.. А вдруг уволят?..

Страх потерять работу может быть cтимулом или помехой в карьере

Лиза
Art&Science Art&Science

Можно ли объединить науку и искусство

Популярная механика
Почему все ненавидят знак зодиака Весы: 5 веских причин Почему все ненавидят знак зодиака Весы: 5 веских причин

Поговорим о Весах, точнее, об их самых раздражающих чертах характера и привычках

Cosmopolitan
Как полюбить будущее и не сойти с ума Как полюбить будущее и не сойти с ума

Артемий Лебедев в российском интернете, как Пелевин – в русской литературе

Популярная механика
После отпуска: упражнения для тех, кто хочет быстро прийти в форму После отпуска: упражнения для тех, кто хочет быстро прийти в форму

Комплекс упражнений на все тело, чтобы восстановить форму

Cosmopolitan
Как будущий американский самолет может доминировать в воздухе Как будущий американский самолет может доминировать в воздухе

Технологии стелс у российских Су-57, китайских J-20 и американских NGAD

Популярная механика
Нейросеть определила особенности походки у животных с болезнью Паркинсона Нейросеть определила особенности походки у животных с болезнью Паркинсона

ИИ определил общие двигательные черты болезни Паркинсона у человека и мыши

N+1
Ускользающие инопланетяне Ускользающие инопланетяне

Новая шкала инопланетных цивилизаций

Популярная механика
Как не сойти с ума в водовороте хаоса? Меняться Как не сойти с ума в водовороте хаоса? Меняться

Почему сегодня так важно не стоять на месте

GQ
Перевал Перевал

С момента гибели туристов из группы Игоря Дятлова прошло больше полувека

Популярная механика
Может ли человек почувствовать запах без носа Может ли человек почувствовать запах без носа

Что станет с обонянием, если человек вдруг лишится носа?

Популярная механика
Долгая счастливая жизнь Долгая счастливая жизнь

Старение – это естественно, но не нормально

Популярная механика
Какие виды абьюза чаще используют женщины Какие виды абьюза чаще используют женщины

Абьюзивные тактики, к которым по разным причинам женщины прибегают чаще мужчин

Psychologies
Очень тяжелые носители Очень тяжелые носители

Прототипы будущей сверхтяжелой ракеты Starship продолжают испытания

Популярная механика
Построена первая межвузовская квантовая сеть с открытым доступом Построена первая межвузовская квантовая сеть с открытым доступом

Квантовая сеть с открытым доступом объединила университеты в Москве

Популярная механика
Гидрофойл для миллионов Гидрофойл для миллионов

Гидрофойл – доска на подводных крыльях для серфинга

Популярная механика
«Со мной что-то не так?»: как страх одиночества мешает строить отношения «Со мной что-то не так?»: как страх одиночества мешает строить отношения

Почему некоторые бояться одиночества

Psychologies
Криптоутки Криптоутки

Сегодня DApp-игры – один из самых быстрорастущих рынков

Популярная механика
Сотрудничество без развития: почему не получается взаимодействие России и ОЭСР Сотрудничество без развития: почему не получается взаимодействие России и ОЭСР

Как Россия могла бы все же получить пользу от контактов с ОЭСР

Forbes
Открыть в приложении