Гидрофойл для миллионов
Шесть лет назад Артем Янай проводил время на Карибских островах, работая шкипером на чартерных парусных яхтах, а заодно обучая туристов кайтсерфингу – он вырос в Израиле совсем недалеко от Средиземного моря и с детства занимался водными видами спорта.
В середине 2010-х на Карибах появился самый крутой экстремальный спортивный снаряд XXI века – гидрофойл, доска на подводных крыльях для серфинга. На таких досках по морю рассекали опытные кайт- и виндсерферы. Полет над поверхностью воды на подводных крыльях дарит невероятные ощущения, это вам подтвердит любой, кто пробовал.
Но у гидрофойла есть серьезный недостаток: научиться им управлять очень сложно. Даже опытным кайтсерферам, проводящим отпуск на островах, 7–10 дней для его освоения не хватало – что уж говорить о новичках. Глядя на мучения своих клиентов, Артем задумался, как можно технологически решить эту проблему – сделать освоение гидрофойла настолько простым, чтобы встать на доску сумела даже мама, никогда не занимавшаяся экстремальными видами спорта.
Вернувшись в 2017 году в Израиль, Артем вместе со своим другом Ассафом основал компанию Level и приступил к постройке прототипов самостабилизированной электрической доски на подводных крыльях. В этом Янаю помог опыт службы в израильской армии, где он занимался сложными системами. Начинали с небольших полуметровых прототипов (обычная доска достигает 1,5 м), управляемых по радиосвязи, как радиомодели.
Подводный самолет
Схема Level Foil напоминает хвостовой стабилизатор самолета с рулем высоты и рулем направления, который для большей эффективности работает в потоке воды от электромотора. Руль направления выполняет две функции: меняет направление и активно корректирует крен. Руль высоты соответственно отвечает за поддержание оптимальной высоты над водной поверхностью: полет ограничен узким рабочим коридором. На борту стоят датчики аэрокосмического класса, интегрированные в бортовой компьютер, который корректирует положение гидрофойла 400 раз в секунду. Ключевой компонент системы – активный датчик высоты, специально сконструированный для суровых условий морской среды и расположенный в носовой части серфа.