Автобудущее
Мы находимся на пороге одних из самых быстрых, глубоких и последовательных перемен в работе транспорта в истории – так считает независимый аналитический центр RethinkX, который прогнозирует скорость и масштабы технологических сбоев и их последствия для всего общества.
В течение 10 лет после наступления дня X, когда регулирующие органы разрешат эксплуатацию автономных транспортных средств на дорогах общего пользования, 95% пройденных пассажирских километров в развитых странах будут обслуживаться беспилотными электромобилями, принадлежащими автопаркам, а не частным лицам, в рамках новой бизнес-модели «транспорт как услуга» (TaaS). Доминирование TaaS будет иметь огромные последствия для автомобильной и нефтяной промышленности, уничтожая отрасли и одновременно создавая новые возможности для бизнеса, потребителей и роста ВВП.
Сервис «транспорт как услуга» предполагает использование автономных беспилотных электромобилей по запросу. Для пользователей почти ничего не изменится: в привычном приложении типа «Яндекс.Go» нужно будет так же, как и сейчас, указать конечную точку путешествия, только автомобиль на вызов приедет без водителя. Эта с виду небольшая разница за короткое время изменит и нашу жизнь, и жизнь города, и целые промышленные отрасли, и в конечном счете весь мир. И произойдет это невиданными до сих пор темпами – всего за 10 лет.
Tаймер включится в тот самый момент, когда на дороги общего пользования выйдут первые автономные автомобили без водителя. Мы столько лет слышим про эту технологию, что ее реализация кажется еще очень далекой. На самом деле она уже на пороге: сегодня по дорогам Москвы ездит 150 экспериментальных беспилотных такси и, по словам главы столичного департамента транспорта Максима Ликсутова, «их коммерческая эксплуатация может стартовать в нынешнем году, что сделает Москву второй после Пекина мировой столицей с беспилотниками». Ликсутов считает, что «для входа беспилотного транспорта в повседневную жизнь понадобится около 10 лет». То есть его мнение полностью совпадает с оценкой RethinkX. А теперь расскажем, как за это десятилетие изменится мир.
Почему дешевый
Hачнем с того, почему новый транспорт будет дешевым. Загрузка автомобилей TaaS (беспилотный транспорт по запросу), как показывает опыт работы современных агрегаторов такси, таких как «Яндекс» или Uber (их еще называют пре-TaaS), будет в 10 раз выше, чем у автомобилей, находящихся в личном пользовании. Частные машины используются всего 4% времени (остальное простаивают), у TaaS же этот показатель превышает 40%. Хотя автомобилей станет меньше, транспортные средства TaaS будут доступны по запросу круглосуточно, обеспечивая перевозку пассажиров от двери до двери.
Автомобили TaaS за время службы проедут примерно 500 тыс. миль; личные проезжают в среднем менее 140 тыс. Таким образом, амортизация TaaS тоже окажется минимум в 2,5 раза эффективнее.
Автономные электромобили более надежны и эффективны, чем традиционные машины с двигателями внутреннего сгорания, что значительно снижает эксплуатационные расходы: на 80% уменьшаются затраты на техническое обслуживание, на 90% – на страхование, на 70% – на топливо. Это означает 10-кратное снижение затрат по сравнению с личными транспортными средствами с ДВС в первый день внедрения TaaS с дальнейшим уменьшением затрат и увеличением возникшего разрыва.
Разрушение рынка новых автомобилей
После запуска TaaS потребители, собиравшиеся купить машину, столкнутся с новой экономикой, в которой выбор TaaS вместо личного автомобиля приведет к снижению затрат в четыре-десять раз. Нет ни одного рынка, где 10-кратная разница в расходах не привела бы к сбоям. Она станет ключевым фактором быстрого и широкого внедрения TaaS для владельцев авто мобилей. Потенциальные покупатели автомобилей пере станут приобретать новые модели, что будет способствовать быстрому сокращению производства.