Человек, который придумывает будущее
Вот уже несколько лет по дорогам мира ездят прототипы автомобилей с проекционными голографическими дисплеями, которые производит и разрабатывает WayRay – компания с российскими корнями. Впервые появившись на автомобилях, новая технология имеет все шансы изменить наше ближайшее будущее. «Популярная механика » поговорила об этом с основателем компании Виталием Пономаревым.
В WayRay производят голографические дисплеи дополненной реальности, как говорит Виталий – True Augmented Reality, «настоящая дополненная реальность». То, что легко увидеть сквозь прозрачную поверхность, причем изображение может находиться на любом расстоянии от глаз. Технологии, на которых базируется продукция компании, – голографические оптические элементы. Идея основана на способе изготовления автомобильных стекол-триплексов, где между слоями стекла вклеивается пленка. А если вклеить не обычную пленку, а записанный специальным образом дифракционный элемент, то при прохождении через него лазерного излучения можно создавать перед автомобилем настоящие голограммы. Виталий Пономарев придумал это лет десять назад, а в 2012 году создал компанию WayRay, чтобы воплотить свою идею.
Deep Tech
«То, чем мы занимаемся, я называю Deep Tech, – рассказывает Виталий. – Мы не можем взять существующие технологии и просто вставить их в свои продукты. Мы должны сами создать их. Но для этого нет даже инструментов, поэтому сначала придется заняться ими: мы используем только собственные разработки – и в "железе", и в программном обеспечении».
Например, те самые дифракционные пленки, которые WayRay вклеивает между стекол. Этот фотополимер создан совместно с немецким химическим гигантом Covestro – единственной в мире компанией, которая умеет производить такие материалы. У Covestro почти 30-летний опыт в области инновационных полимеров, у WayRay – 10-летний в области голографии. Объединив компетенции, они придумали уникальный материал, который немецкая компания не имеет права продавать никому, кроме WayRay. «По сути мы получили монополию на рынок голографических дисплеев, – говорит Пономарев, – и это на самом деле очень крутое достижение».
Лазеров с нужными параметрами и свойствами тоже раньше не существовало, их опять-таки пришлось создавать самостоятельно. Одни используются для производства самих дисплеев – записывают на неэкспонированном материале волновой фронт, после чего пленка полимеризуется и потом работает как оптический элемент. Для того чтобы восстанавливать изображение на уровне проектора, нужны лазеры с другими свойствами.
Требовалось сначала изготовить лабораторные образцы для работы прототипов, а потом пересоздать их для массового производства, чтобы критически снизить цену лазерных модулей. Сейчас компания имеет опытное производство в России и достраивает завод в Швейцарии, располагает собственными сборочными линиями электроники, роботизированными станками, климатическими, вибрационными и метрологическими лабораториями.
Почти каждый день специалистам WayRay приходилось решать задачи, с которыми никто раньше не сталкивался. Например, лазерный спекл – случайная интерференционная картина, придающая изображению неприятную «шершавость». Считалось, что сделать его гладким невозможно. Но в компании выяснили: если лазерное излучение пускать по вибрирующему оптоволокну, то спекл исчезает. До WayRay решением подобных задач занимались только специализирующиеся на этих проблемах компании.