Педальный зачет
Несмотря на все призывы не делать этого, человек и в XXI веке продолжает пытаться изобрести велосипед и, кажется, именно сейчас – в 2018 году – наконец приблизился к идеалу. Велотранспорт нового поколения способен изменить дорожное движение в городах, дать толчок шеринг-экономике и открыть для нас новые виды отдыха.
Будущее, как обычно, восходит на Востоке, и, чтобы понять, что ждет нас завтра, достаточно обратить внимание на Токио и Шанхай. Первый – один из самых продвинутых в велосипедном плане городов мира, второй – наиболее динамично развивающийся в этом отношении. Но, если в столице Японии с ее роботизированными парковками для велосипедов и велотраволаторами, облегчающими подъем из подземных переходов, ставка делается на личный транспорт – там на 100 жителей приходится 74 велосипеда, то в китайском мегаполисе все вертится вокруг сервисов аренды двухколесного транспорта.
Темпы их развития впечатляют: парк прокатных велосипедов в Шанхае за год увеличился в три раза и сегодня насчитывает более полутора миллионов штук (для сравнения: в Москве таких байков 4120). Разница колоссальная, но у нее есть простое объяснение: в Китае бум прокатных велосипедов спровоцировали два стартапа – Ofo и Mobike, предложившие принципиально иной способ аренды.
Желтые Ofo и оранжевые Mobike можно арендовать, а потом бросить где угодно – прокатные станции им не нужны. Технология проста: датчик GPS позволяет через приложение видеть расположение байков на карте, а специальный замок блокирует бескамерные колеса, пока поездка не будет оплачена.
Возможность в любой момент взять велосипед (а город сейчас буквально завален ими) моментально сделала этот транспорт крайне популярным: сегодня в Китае ежедневно сервисами Ofo и Mobike пользуется 18 млн человек, и это число постоянно растет. Неожиданным образом доступный прокат решил и проблему воровства велосипедов: когда на каждом углу стоит доступный за копейки байк, необходимость покупки (или кражи) такого же стремится к нулю.
Mobike и Ofo уже начали свое вторжение и в другие страны: в Сингапур, Великобританию и США, где байк-шеринг также набирает обороты. В американских городах за 2017 год рост числа поездок на прокатных велосипедах составил 25%, и ожидается, что эти темпы не снизятся и в 2018 году. Есть в планах Mobike и Ofo и Россия (о чем оба оператора уже официально заявили).