По полной программе: кто и как зарабатывает на разработчиках в ходе хакатонов
Хакатоны — соревнования специалистов в сфере информационных технологий и смежных областях — которые привлекают все больше участников со всего мира. Например, 3000 участников у финала конкурса «Цифровой прорыв» в Казани в сентябре 2019 года, его даже занесли в Книгу рекордов Гиннесса. Максим Муравьев, основатель и директор международной ассоциации разработчиков Hackathon Raptors, DevOps-инженер в Wargaming, рассказывает о том, какие бывают хакатоны и какую пользу они приносят участникам и организаторам.
Игроки в индустрии хакатонов
Чтобы принять участие в хакатоне, не обязательно быть программистом или разработчиком программного обеспечения (ПО). Это могут быть и аналитики, дизайнеры, продакт-менеджеры, маркетологи или предприниматели.
Важную роль играют в этом процессе и организаторы: они определяют задачу для соревнующихся, условия, временные рамки, награды и как разработанная технология будет внедряться в определенную сферу или бизнес. Каждый организатор преследует свои цели.
Государственные хакатоны. Мероприятия в этом секторе обычно инициируют профильные министерства или региональные госучреждения. Соревнования ориентированы на привлечение молодых специалистов в госсектор и поиск новых решений, которые смогут улучшить работу структур и сервисов. Зачастую сами учреждения не выступают в роли организаторов, а выбирают для этих целей операторов хакатонов.
Выгода для операторов в том, что все затраты на организацию хакатона, включая оплату работы самого оператора, финансируются из госбюджета. Кроме того, к хакатону можно привлечь коммерческих партнеров, которые ищут перспективные стартапы и новые технологии для расширения бизнеса. Часть привлеченных от партнеров средств также может идти на оплату услуг оператора.
У такого формата есть и минусы. Главный — бюрократия. Процедуры и правила, регулирующие распределение бюджетных средств, сильно замедляют процесс реализации хороших идей. Еще один недостаток — невысокие гранты для победителей, поэтому участников бывает сложнее привлечь.
Хакатоны от корпораций. Бизнес, организующий такие события, в первую очередь преследует, очевидно, коммерческие цели. Хакатоны позволяют корпорациям ускорить цифровую трансформацию и переосмыслить бизнес-процессы, что влияет на их конкурентоспособность и помогает масштабировать деятельность. Например, Facebook (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) регулярно проводит внутренние хакатоны, благодаря им появились такие популярные функции, как GIF-анимации, кнопка «мне нравится», таймлайн и опция тегирования.
При этом международные гиганты и вовсе могут себе позволить проводить хакатоны, не привязанные к продуктам компании: пять лет назад на конкурсе Imagine Cup от Microsoft команда энтузиастов разработала протез руки, который управляется с помощью ИИ, способен распознавать объекты и адаптировать под них хват. Прототип получил инвестиции, был доработан до стадии продукта и теперь помогает людям с ампутациями в повседневной жизни.