Как была написана одна из главных книг в истории европейской мысли и о чем она

WeekendИстория

«Способность совершать зло не есть могущество»

Как была написана одна из главных книг в истории европейской мысли и о чем она

Текст: Сергей Ходнев

Иллюстрация из французского перевода «Утешения философией» Боэция, XV век. Фото: Bibliotheque nationale de France

1500 лет назад было написано «Утешение философией» Аниция Манлия Северина Боэция. Добрую тысячу лет из этого срока «Утешение» было любимым чтением интеллектуалов, популярным компендиумом античной мудрости, важнейшим литературным образцом, источником ходовых нравственных максим и даже аллегорических образов. Но сам исходный посыл книги продолжает спустя все эти века восприниматься с невероятной остротой. Боэций, «последний римлянин», писал ее в заключении, ожидая казни, переживая крушение всех своих надежд и пытаясь найти точку опоры в распадающемся мире.

Это не совсем то «утешение», которое известные узники Нового и Новейшего времени пытались найти, скажем, в чтении или в решении шахматных задач,— не досужее занятие, не попытка отвлечься от безысходности. Во-первых, госпожа Философия («женщина с ликом, исполненным достоинства, и с пылающими очами» — не то языческая богиня, не то библейская Премудрость) является Боэцию лично. Причем вовсе не для того, чтобы погладить его по голове и сказать ему что-то житейски-ласковое — ну-ну, будет, все перемелется, как-нибудь да образуется. Она терпеливо выслушивает его жалобы, но потом деловито начинает сбор анамнеза: «Позволь мне немного выяснить с помощью вопросов состояние твоей души, чтобы я поняла, какого рода лечение необходимо тебе».

И компетентно выстраивает план действий: «...Так как смятение и многие страсти гнетут тебя... то при нынешнем состоянии твоей души не подходят тебе более крепкие лекарства. Поэтому мы сперва употребим легкие средства, чтобы... ты обрел бы силы для принятия более действенных целебных средств».

Современному читателю неизбежно почудится нечто психотерапевтическое, длинный пятичастный сеанс, запротоколированный в сократических диалогах с поэтическими вставками. Естественно, это анахронизм — но, с другой стороны, в Боэции люди и шестого, и десятого, и шестнадцатого веков неизменно находили что-то свое, своевременное и важное для них лично.

В Средние века его читали и изучали немногим менее увлеченно, нежели Библию, а переводили едва ли не чаще. На одних только Британских островах переводчиками «Утешения» были, например, и король Альфред Великий в IX столетии, и Джеффри Чосер в XIV, и сама Елизавета I в XVI. Другие культуры не отставали. Достаточно сказать, что последняя строка «Божественной комедии» — «любовь, что движет солнце и светила» — парафраз Боэция («Круговорот предвечный любовью // держится только»; и еще: «Связью единой скрепляет // все лишь любовь в этом мире, // правит землею и морем // и даже небом высоким»). Знаменитая жалоба Франчески из V песни «Ада» — «Тот страждет высшей мукой, // кто радостные помнит времена // в несчастии» — еще более отчетливо боэцианская («При всякой превратности Фортуны самое тяжкое несчастье в том, что ты был счастливым»).

«Поэт и муза». Неизвестный мастер, V век. Фото: Museo e tesoro del duomo di Monza
«Поэт и муза». Неизвестный мастер, V век. Фото: Mattia Preti

Строго говоря, не в одном «Утешении» тут дело. Только много веков спустя, уже во времена крестовых походов, европейская ученость переоткрыла для себя Аристотеля благодаря его арабским, сирийским, еврейским переводчикам и толкователям. А вот до этого в культурном контексте Запада Аристотель существовал почти исключительно благодаря латинскому переводу «Органона», который сделал Боэций.

Именно его переводы и его собственные трактаты — богословские, философские, логические — сформировали и отточили понятийный и терминологический аппарат, который потом оказался жизненно необходим средневековому знанию. Без Боэция не было бы не только Данте — не было бы и интеллектуальных тонкостей высокой схоластики, не было бы великого спора номиналистов и реалистов, не было бы Фомы Аквинского и Абеляра.

«На какие остатки свободы можно было еще надеяться?»

Боэция, очевидно, еще не было на свете, когда Западная Римская империя перестала существовать: варвар-военачальник Одоакр сверг малолетнего императора Ромула Августула и отослал императорские регалии в Константинополь — пусть, мол, кесарь будет на свете только один, в «Новом Риме», а не в старом. Историческая реальность, на которую приходятся зрелые Боэциевы годы, диковинна, нервозна и причудлива, как всякий слом эпох. Прежний римский Запад разделен на новые королевства, где властвуют вожди варварских племен: в Северной Африке — вандалы, в Галлии — франки, в Испании — вестготы, ну а в Италии правит остготский король Теодорих. Причем столица его не в Риме, а в Равенне, римский же Сенат, по существу, превратился в подобие городского совета, который никакого существенного влияния на государственные дела оказывать не может. Теодорих царствует вроде бы и мудро, и осмотрительно, но хозяйственный уклад все равно перекошен и рассыпается, земли прибирает к рукам остготская знать, на чьей стороне военная сила, вдобавок у готов и христианство другое — они ариане.

С другой стороны, старый Рим, великий имперский город — пусть обветшавший, пусть поврежденный гуннами и вандалами и куда менее многолюдный, чем когда-то,— все еще стоял; в языческих храмах уже не приносили жертв, но они все еще были целы, гладиаторские бои были под запретом, но в Колизее показывали травлю зверей, в Большом цирке по-прежнему с помпой проходили гонки колесниц — хлеб и зрелища, все как полагается. Латынь уже портится, но сенаторы дебатируют на изысканном цицероновском языке, и вообще самоощущение их таково, как будто бы золотые времена империи никуда не делись. И как будто бы консулы (вместе с прочими старинными магистратурами) — не отживающий музейно-архаичный пережиток вроде париков в британских судах, а насущная политическая реальность.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Семь бед — одно вранье Семь бед — одно вранье

Почему барон Мюнхгаузен нужен во все эпохи

Weekend
Диморф унаследовал валуны от Дидима Диморф унаследовал валуны от Дидима

Планетологи сравнили распределение размеров валунов на астероидах Дидим и Диморф

N+1
Притяжение приставки Притяжение приставки

Родство с великими обязывает – так считают потомки Семенова-Тян-Шанского

Вокруг света
Лошадиная королевская фамилия Лошадиная королевская фамилия

«Моя леди Джейн»: кони и люди в альтернативной истории Англии XVI века

Weekend
Светлое темное будущее Светлое темное будущее

Электроземледелие — технология, которая обещает обеспечить пищей человечество

ТехИнсайдер
Душа обязана убиться Душа обязана убиться

«Собиратель душ»: Николас Кейдж в главном хорроре года

Weekend
«Конверт при вскрытии порван» «Конверт при вскрытии порван»

Как старый партийный деятель пытался шутить с Ежовым о работе НКВД

Дилетант
За что умер Иван Сусанин? За что умер Иван Сусанин?

Кем был Иван Сусанин и чем он прославился?

Дилетант
По следам золотодобытчиков По следам золотодобытчиков

Как добывается золото в наши дни?

2Xplore
Диана Милютина Диана Милютина

Сверхновая звезда Диана Милютина про эмансипацию и вайб Балабанова в «Чистых»

Собака.ru
Как стеклышко Как стеклышко

Заготовки летом. Как стерилизовать стеклянную тару в микроволновке?

Лиза
Может ли молния ударить в машину и что будет, если это произойдет Может ли молния ударить в машину и что будет, если это произойдет

Безопасно ли находиться в машине во время грозы?

РБК
Колеса пока не крутятся Колеса пока не крутятся

Почему блокчейн и цифровые активы не могут помочь с трансграничными расчетами

Монокль
Ягоды Ягоды

Что приготовить из ягод в самый разгар летнего сезона?

Здоровье
Сердце коллектива Сердце коллектива

Не спешим влюбляться в коллегу: сначала просчитываем варианты развития событий

VOICE
Техника множественного оргазма для мужчин: как сделать ему массаж лингама Техника множественного оргазма для мужчин: как сделать ему массаж лингама

Никогда не слышала о массаже лингама? Это техника, о которой стоит узнать!

VOICE
Curiosity нечаянно расколол камень на Марсе и обнаружил настоящий сюрприз Curiosity нечаянно расколол камень на Марсе и обнаружил настоящий сюрприз

Хотя сульфаты распространены на Марсе, чистая сера впервые была обнаружена там

ТехИнсайдер
Всё по минимуму Всё по минимуму

Минимализм в интерьере: как добиться лаконичности и сохранить ощущение уюта

Лиза
«Горжусь нашим кастингом» «Горжусь нашим кастингом»

Режиссер Анна Матисон об истории адвоката Плевако и историческом детективе

OK!
Успеть за лето Успеть за лето

Вдруг где-то вас ждёт не только новое увлечение, но и целая новая жизнь?

Новый очаг
Аннигиляция в вопросах и ответах Аннигиляция в вопросах и ответах

Что такое аннигиляция?

Наука и жизнь
Корова за генерала Корова за генерала

Как старосте староверской деревни подарили корову за спасение генерала Власова

Дилетант
Уха Уха

Уха! Этот прозрачный отвар – апофеоз рыбьего предназначения

КАНТРИ Русская азбука
Ингибиторы всасывания холестерина снизили риск развития рака печени Ингибиторы всасывания холестерина снизили риск развития рака печени

Прием ингибиторов всасывания холестерина связан со снижением риска рака печени

N+1
Ёжики в томатном соусе Ёжики в томатном соусе

Если вы думали, что ёжики – это не от хорошей жизни, смеем вас в этом разуверить

КАНТРИ Русская азбука
Будет мальчик! Будет мальчик!

11 примет, которые предсказывают беременность и пол ребенка

Лиза
В 14 лет работал на ФБР, а в 15 лет стал наркобароном! Удивительная история подростка из США В 14 лет работал на ФБР, а в 15 лет стал наркобароном! Удивительная история подростка из США

Ричард Верше-младший раскрыл крупнейший коррупционный скандал в истории Детройта

ТехИнсайдер
Что мы рассказываем о себе, говоря о других: 5 примеров Что мы рассказываем о себе, говоря о других: 5 примеров

То, что мы больше всего критикуем и хвалим в других людях, говорит о нас самих

Psychologies
Россия и Африка на пути к сотрудничеству Россия и Африка на пути к сотрудничеству

Зачем нам надо изучать Африку как можно лучше и глубже?

Знание – сила
Летняя любовь: правила счастливого романа Летняя любовь: правила счастливого романа

Считается, что будущего у курортных романов нет, но перспективы в них не главное

Новый очаг
Открыть в приложении