Aut Caesar, aut nihil
У каждого из заговорщиков была личная причина невзлюбить Цезаря. Объединило же их недовольство огромной и безраздельной властью, которую он сосредоточил в своих руках.
Aut Caesar, aut nihil — крылатое латинское выражение, в дословном переводе — «Или Цезарь, или ничто», аналог русских поговорок «всё или ничего», «или пан, или пропал».
Политический кризис 50-х годов до н. э., вылившийся в гражданскую войну, казалось, завершился, когда Цезарь одолел своего бывшего союзника Гнея Помпея Великого, попытавшегося лишить Гая Юлия его полномочий. До той поры два самых влиятельных политика Римской республики управляли огромными территориями: Помпей — испанскими провинциями, Цезарь — тремя провинциями на севере. В ответ на попытку Гнея нарушить баланс Гай Юлий двинул свою армию на Рим, где находился его соперник, а затем, уже в начале 40-х годов, одержал серию военных побед и разгромил помпеянскую «партию». А сам Помпей бежал в Египет и там был убит в 48 году до н. э.
В 49 году до н. э. Цезарь впервые почувствовал вкус единоличной власти: он на 11 дней был избран диктатором. Надо сказать, что в Древнем Риме в особых случаях сенат выносил так называемое чрезвычайное постановление по формуле: «Пусть консулы примут меры, чтобы государство не претерпело ущерба». То есть считал необходимым передать власть временно, — но не более чем на 6 месяцев, — в руки одного лица.
Ещё через три года, вернувшись в Рим после взятия Тапса (46 г. до н. э.), Гай Юлий был назначен диктатором уже на 10 лет, причём — вопреки традиции — для этого не было никакого формального обоснования. А годом позже диктатура Цезаря впервые в истории стала пожизненной.