От Цезаря до эльфа Добби: что такое иллеизм и зачем говорить о себе в третьем лице

Привычку говорить о себе в третьем лице в психологии называют иллеизмом. Такая практика иногда может быть сознательным выбором и методом саморефлексии, а порой — неосознанным проявлением психологических проблем. Где проходит эта граница, как иллеизм помогает нам разрешать конфликты и другие трудные ситуации и что общего между Цезарем, Горбачевым и домашними эльфами из «Гарри Поттера», — в материале Forbes Life
Что такое иллеизм
Иллеизм — это особенность речи, в которой человек говорит или размышляет о себе в третьем лице. Так, например, испытывая злость, такая персона опишет это не как «Я злюсь», а «Он (или она) злится». Столь необычная, на первый взгляд, формулировка окружающим может показаться странной — но зря: описание человеком самого себя от третьего лица часто встречается в литературе, к такому методу прибегали исторические деятели разных эпох, а психологи, в свою очередь, и вовсе убеждены, что подобная практика помогает разрешать конфликты и находить опору в стрессовой ситуации.
Термин «иллеизм» происходит от латинского слова «ille» , которое обозначает указательные местоимения «он», «она» или «они». Происхождение же термина приписывают, предположительно, английскому поэту Сэмюэлю Кольриджу, который использовал его еще в начале XIX века — но, несмотря на это, практика говорить о себе в третьем лице появилась задолго до того, как ей придумали название.
Так, одним из тех, кто имел привычку рассуждать о себе в третьем лице, был Юлий Цезарь — в своей книге «Записки о Галльской войне» древнеримский правитель, не стесняясь, пишет: «Для Цезаря было важно, чтобы человек, доказавший свое полное расположение к нему, пользовался наибольшим влиянием у своих соотечественников». К похожей практике прибегает и баскетболист Леброн Джеймс, однажды удививший своих фанатов необычной формулировкой: «Я хотел сделать то, что будет лучше для Леброна Джеймса, и то, что Леброн Джеймс сделает, чтобы он был счастлив».
Иллеизм был свойственен также политику и последнему генсеку ЦК КПСС Михаилу Горбачеву — об этом, к примеру, вспоминает журналист Виктор Лошак: «Горбачева трудно понять, — сказал он мне, отзываясь о самом себе в третьем лице, как он это нередко делает». Наконец, ярким примером иллеизма можно назвать и речь домашних эльфов их книг и фильмов о Гарри Поттере — от добродушного Добби, чья фраза «Добби свободен» стала мемом среди фанатов саги, так и более мрачного Кикимера, служившего семье Блэков.
Когда иллеизм — тревожный сигнал
С точки зрения психологии, иллеизм может выполнять разные функции — быть инструментом самозащиты в ситуации эмоционального потрясения, методом саморефлексии или тревожным симптомом ментальных проблем.
В первом случае — если речь идет о стремлении защитить самого себя — пример Добби из «Гарри Поттера» кажется наиболее ярким. Герой книги регулярно сталкивается с издевательствами и насилием и к тому же, согласно магической иерархии, находится в постоянном подчинении у волшебников. Это приводит к постоянной травматизации, в которой психика эльфа, неосознанно для него самого, пытается защититься — и эта «самозащита» проявляется именно в иллеизме. Похожий процесс может происходить и с настоящими людьми в реальной жизни.
«В неблагополучных ситуациях иллеизм становится способом дистанцироваться от страха, боли, паники — то есть это защитная реакция психики, — объясняет клинический психолог Мария Феникс. — Особенно часто это случается в моменты эмоционального перегруза, когда говорить «я» слишком тяжело, потому что не принимаешь происходящее. Это похоже на внутреннего родителя, который говорит о тебе с добротой, но как бы находится снаружи. Это форма внутреннего самоуспокоения и регулирования аффекта. Особенно она помогает тем, кто находится в контакте с травмой — так проще пережить сложные воспоминания без полного погружения».