В плену предубеждений
Крупнейший в Европе автосалон во Франкфурте-на-Майне проходит в печальных декорациях: отрасль из локомотива прогресса превратилась в общественном восприятии в угрозу, спрос на продукцию задавлен депрессией, выход из тупика не вырисовывается
Вначале сентября в центре Берлина под колесами Porsche погибли четыре человека, находившиеся на тротуаре. Естественно, о трагическом происшествии рассказали все СМИ и соцсети, но в центре общественного порицания оказался не водитель, совершивший наезд, а… автомобиль. Точнее, целый класс автомобилей — SUV (кроссоверы и внедорожники), которых теперь в Германии иначе как убийцами и монстрами уже и не называют. На их «совести» всего 3–4 процента аварий, произошедших в стране в прошлом году, а доля в автопарке всего-то около 7 процентов, но это возбужденную экологической проблематикой немалую часть широкой общественности не волнует: активисты требуют изжить SUV как класс, для начала резко повысив на них налоги и увязав начисления не только с объемом двигателя и выхлопом, как сейчас, но и с габаритами, весом и мощностью автомобиля. Около половины населения ФРГ (!) готовы поддержать запрет на въезд SUV в города (опрос Civey)…
В таких вот «декорациях» на прошлой неделе во Франкфурте-на-Майне открылся крупнейший в Европе автосалон. 68-й по счету и, безусловно, первый в столь враждебной атмосфере. Она, правда, возникла не вдруг — вызревала годами: началось с экологического движения по ограничению вредных выбросов в атмосферу, а теперь вот пришло к борьбе с двигателями внутреннего сгорания в целом и автомобилями как их «носителями» в частности. Противостояние приобрело в Германии в последние годы характер массового психоза. Лидер немецких либералов Кристиан Линднер называет его «инструментом идеологической борьбы», представители партии АдГ («Альтернатива для Германии») и вовсе именуют «экотеррором», но жесткость определений сути не меняет — фон враждебный.
Тем не менее салон открылся. В нем участвуют 800 фирм из 30 стран, сотни поставщиков комплектующих, 40 автобрендов. Но более 30 грандов автоиндустрии на сей раз во Франкфурт не приехали. Сред и них, в частности, Ferrari, Bentley, Maserati, Lotus, Aston Martin, Toyota, Renault, Fiat Chrysler. А все то, за что народ так любит автосалоны — гламур, кожаные сиденья, красавицы на стендах, ревущие моторы,— все это задвинуто на задний план.
Объяснение Бернард Маттес, глава Союза немецких автостроителей, представил такое: в этом году салон надо рассматривать «не только как крупнейшую в Европе выставку, где можно познакомиться с новыми моделями и новыми тенденциями, но и как платформу для дискуссий об экологии и мобильности, цифровизации и „интернетизации“ всей транспортной системы, без чего невозможно внедрение „самоуправляющегося“ транспорта».
А канцлер Ангела Меркель, выступая на открытии салона, сформулировала новые отраслевые задачи: автопром сейчас находится на крутом повороте, и прежде всего он должен думать о защите климата, о сокращении выбросов CO2 и электротяге.
Электрический горизонт
К 2030 году по планам Евросоюза под угрозой штрафов выброс СО2 (ухудшающего климат) должен сократиться на 37,5 процента. Из этого в Германии сделан вывод, что к 2030 году, чтобы выйти на контрольный показатель, на дорогах страны должно быть не менее 10 млн электромобилей (ЭМ). Доступных не только богатым, как сейчас, а всем.
Цель амбициозная, однако многие сомневаются: достижимая ли? Ведь в Германии уже сверстан и действует план: у немцев к 2022 году должно быть не менее миллиона ЭМ, а пока их в стране всего 84 тысячи (из 47 млн легковых машин, зарегистрированных в немецком автопарке). Только 28 тысяч ЭМ «прописаны» в больших городах, где особенно остро стоит вопрос о чистоте выхлопов (больше всего ЭМ — 3122 штуки — в Мюнхене, в Берлине — 2713, в Гамбурге — 2233). При этом лишь половина ЭМ в личном пользовании, остальные — на фирмах и в структурах администрации. Есть еще, правда, 341 тысяча гибридов, но они в отчетность включаться не должны, поскольку сжигают бензин и выбрасывают СО