«Свежая музыка всегда интересна»
«Огонек» стал свидетелем того, как дирижерская палочка Юрия Башмета превратила летний фестиваль в итальянской глубинке в событие мирового звучания
Итальянская область Венето славится производством игристого вина просекко. Именно поэтому музыкальный фестиваль, который Юрий Башмет со своим и камерным оркестром «Солисты Москвы» уже шестой год устраивает в окруженных виноградниками городках Конельяно и Витторио Венето исторического региона Просекко, получил название «Дорогами Просекко». Как знать, не выведут ли эти пути на новых Шостаковича и Шнитке, открыть которых мечтает маэстро,— фестиваль уже стал площадкой для обкатки не звучавших ранее произведений и открытия новых имен. В этом году «Дороги Просекко» вписались в программу «Русских сезонов» в Италии, а художественный руководитель фестиваля стал почетным гражданином Конельяно. Однако главная гордость Башмета — две мировые премьеры, состоявшиеся за четыре фестивальных дня. Здесь впервые прозвучали «Пять отражений на тему 24-го Каприса Паганини» Кузьмы Бодрова и концерт для флейты Ришара Гальяно, а кроме того, ранее не исполнявшаяся симфония Георгия Свиридова.
— Летние музыкальные фестивали, особенно местного значения, часто упрекают в чрезмерной легкости и развлекательности. У вас же наоборот — серьезная программа, мировые премьеры, да к тому же современных композиторов. Не было опасений переутомить публику?
— Композитора Кузьму Бодрова, человека очень талантливого, смелого и с большим чувством юмора, в этих краях уже знают — два года назад здесь звучали его произведения, написанные специально для фестиваля в Конельяно. Наше сотрудничество с ним продолжается уже несколько лет. Он сочинил музыку к «Маленькому принцу» (спектакль «Не покидай свою планету» по мотивам Антуана де Сент-Экзюпери с участием Константина Хабенского и камерного ансамбля «Солисты Москвы» поставил в московском «Современнике» Виктор Крамер.— «О»), написал для меня очень хороший альтовый концерт. (Широкая публика знает Кузьму Бодрова как автора музыки к недавно вышедшему фильму Константина Хабенского «Собибор».— «О».) Он еще развивается, и я вижу у него большой потенциал, и потому смело заказываю ему музыку. «Пять отражений на тему 24-го Каприса Паганини», написанные специально для фестиваля и исполненные пятью скрипачами, победителями местного исполнительского конкурса разных лет, оказались очень яркой и красивой идеей. Музыканты — люди разных возрастов, у них не у всех сложилась сольная карьера. Поэтому сыграть с нашим камерным оркестром было для них очень ответственно, нервно и почетно.
А сама пьеса — я уверен — и дальше будет жить. Это очень радостно, когда произведение рождается на фестивале, как в лаборатории, а затем начинает свое самостоятельное существование.
С французским композитором Ришаром Гальяно, как и с флейтистом Массимо Мерчелли, для которого он написал свой концерт, мы тоже давно знакомы. Мерчелли очень интересный музыкант, пожалуй, единственный, кто играет на деревянной флейте. Сегодня все, в том числе он, перешли на металлические флейты. А этот инструмент ему сделали из ножки столетнего стола. И у него очень необычное звучание. Я, честно говоря, просто доверился Мерчелли — если заказывается произведение, значит, уже есть уверенность в композиторе. И обязательство, что это надо обязательно исполнить. И я очень доволен, что это произошло.
Что касается симфонии Георгия Свиридова (Камерная симфония для струнных инструментов оп. 14), то она была написана еще в конце войны, потом Свиридов все время к ней возвращался, что-то менял на протяжении многих лет. И она не исполнялась нигде в мире. Когда Свиридова не стало, вдова нашла меня и сказала, что у композитора была мечта, чтобы мы и исполнили музыку, и записали ее. В общем, племянник композитора — музыковед и преподаватель Санкт-Петербургской консерватории — привел все в порядок. И теперь это наше репертуарное произведение. Было интересно, как симфонию воспримет свежий слушатель, на слуху ведь нет ни одной ноты. А музыка замечательная, невероятной глубины медленная часть. Шикарное произведение. Я хотел этим поделиться с нашей публикой.