Все, что нам кажется маловажным: рецензия на пронзительные «Мелочи жизни» с Киллианом Мерфи

С 13 марта в прокате ирландская драма «Мелочи жизни». В главных ролях Киллиан Мерфи и Эмили Уотсон. В режиссерском кресле постановщик «Острых козырьков» и «Террора» Тим Милантс. В продюсерах Мэтт Дэймон и Бен Аффлек. А мировая премьера фильма в прошлом году состоялась на Берлинском кинофестивале, откуда Уотсон увезла актерский приз. Хотя «Мелочи жизни» — кино как награда само по себе. В честь релиза кинокритик Елена Зархина рассказывает о проекте — об оглушающе тихой драме про то, что в жизни нет незначительных мелочей.
Небольшой ирландский городок Нью-Росс, 1985 год, канун Рождества — время волшебства и предстоящих семейных торжеств. Главный герой Билл Ферлонг (Киллиан Мерфи) озабочен тем, как подарить своей большой (у них с женой Эйлин пять дочерей) семье праздник и свести концы с концами. Билл — настоящий трудяга, торгующий углем, который лично развозит по местным домам и инстанциям. Важнейшей из них оказывается католический женский монастырь — закрытая институция для «девушек в беде»: из неблагополучных семей или семей, которые от них отказались, потому что те забеременели вне брака и стали позором в глазах общества.
Привозя в сарай монастыря очередную партию угля, Билл все чаще становится свидетелем жестокого обращения монахинь с подопечными: да, им предоставляют еду и крышу над головой, но за это они обязаны ежедневно трудиться без оплаты. А еще девушки регулярно подвергаются физическим издевательствам. Пожаловаться в полицию или какому-то другому представителю власти невозможно — в руках монастыря и сконцентрирована власть над набожным городом, жители которого боятся перечить церкви. Церковь же во главе с сестрой-настоятельницей Марией (Эмили Уотсон) — единственная возможность для местных детишек получить образование. И если вступить с ней в конфликт, то есть вероятность лишить себя покоя, а своих детей — будущего.
Потому Билл, тихий, выпотрошенный собственными травмами детства и смиренный семьянин, не сразу понимает, как ему действовать. И действовать ли вообще? Его первая реакция — проигнорировать зло, свидетелем которого он стал. Тем более что на это его подбивают окружающие и близкие: город давно знает, что творится за стенами монастыря, но предпочитает замалчивать проблему, а не разбираться с ней. Мечась в сомнениях, герой то и дело мысленно сбегает в свое прошлое, травмирующее, болезненное. Там у него не было отца и рано умерла мать. Там над ним измывались сверстники и не сбывались заветные мечты: больше всего на Рождество неприхотливый ребенок мечтал получить паззл, но так и не дождался милости Санта-Клауса.