Свет края
Самый известный маяк российского Дальнего Востока стоит на скале Сивучья, замыкающей мыс Анива на южной оконечности Сахалина, и по праву считается визитной карточкой острова — ничего подобного на свете просто нет.
У Анивского маяка в нынешнем году юбилей — 80 лет со времени постройки, но праздник выходит грустный: чудо инженерной техники, стоящее на балансе гидрографической службы Тихоокеанского флота и по документам проходящее как имущество Министерства обороны, с 2006 года заброшено хозяевами. За ним никто не следит, уникальный объект методично добивают тайфуны, вандалы и беспощадное время. За что военные казнят Анивский маяк, понять трудно. Ведь нынешний глава МО Сергей Шойгу, возглавляющий еще и Русское географическое общество, внимателен и щедр к другим объектам культурного наследия, а тут не замечает гибнущую жемчужину в собственном ведомственном хозяйстве. «Огонек» побывал на Аниве, чтобы оценить ситуацию.
Разграбленный и потухший, Анивский маяк и сегодня манит любителей экстрима. Морская экскурсия сюда обходится от 30 до 80 тысяч рублей на группу из 6 человек (в зависимости от того, на какой лодке к нему идти), и спрос явно опережает предложение. «Это самая популярная экскурсия на острове,— говорят в региональном туристско-информационном центре.— Жалко только, что маяк в совершенно раздолбанном состоянии».
К жемчужине трудно подступиться — маяк построен на небольшой скале Сивучья в суровом проливе Лаперуза, добраться к нему можно только водой — посуху просто не получится. Да и на лодке подойти не просто: течения здесь сильные, дно изобилует каменистыми банками и отмелями. Но захватывающие виды, а также встречающиеся по пути косатки и дельфины окупают все сложности маршрута.
Маяк на мысе Анива был построен в период губернаторства Карафуто, когда после Русско-японской войны южная часть Сахалина отошла Японии. Автором проекта стал инженер Миура Синобу, выпускник технического колледжа в Канагаве. Анива стал самым сложным техническим сооружением на всем Сахалине и одним из интереснейших достижений мировой практики маячного строительства того времени. Сложность состояла в том, что все строительные материалы приходилось доставлять кораблем в условиях неспокойного моря.