Горький привкус: почему не останавливается отток населения из Нижнего Новгорода
Ровно 20 лет назад в Forbes вышел репортаж из Нижегородской области «Город на «Волге». ГАЗ тогда уже принадлежал Олегу Дерипаске, автодилеры сколачивали состояния на торговле «волгами» и «газелями», а бурно развивающуюся промзону рядом с Нижним Новгородом застраивали своими заводами иностранные инвесторы. Посетивший в конце 2024 года Нижний Новгород корреспондент Forbes оценил федеральные вливания на празднование его 800-летнего юбилея, выяснил судьбу иностранных инвестиций и бывших дилеров Горьковского автозавода, а также попробовал определить причины, по которым жители вроде бы процветающего Нижнего покидают город.
Нижний Новгород стал гораздо ближе к Москве, чем 20 лет назад: на скоростной «Ласточке» поездка займет всего три с половиной часа. Трудно поверить, что с 1959 по 1991 год город был закрыт для иностранцев, даже туристические теплоходы по Волге проходили мимо без высадки на берег. «Горький (название Нижнего Новгорода c 1932 по 1990 год. — Forbes) значился не на всех картах — мы в школе на географии родной город находили по пересечению Волги и Оки», — вспоминает бывшая сотрудница ГАЗа Любовь Якубова.
«Судя по обилию частных автоперевозчиков, по огромному числу магазинчиков и кафе на улицах города, в Нижнем процветает малый бизнес. 28,1% экономически активного населения города. Средний показатель по России — 17%». Forbes, 2004 год
В 2004 году рост малого бизнеса в Нижегородской области объяснялся перетоком людей из закрывающихся бывших советских производств в сферу обслуживания. «По данным ФНС на 10 ноября 2024 года, на территории Нижегородской области зарегистрировано 129 042 субъекта малого и среднего предпринимательства, при этом более 60% из них — ИП. Среднесписочная численность работников составляет 379 016 человек — более 32% занятого населения», — рассказывает заведующая кафедрой математической экономики НИУ ВШЭ — Нижний Новгород Екатерина Креховец. По данным «РИА Рейтинга», этот показатель выше — 41,4% (25-е место в рейтинге всех российских регионов). Нижний Новгород с 2004 года удивлял своей предпринимательской жизнью, сейчас удивительным стал сам город.
Вдохновленные Дерипаской
«Как раз в 2004 году я приехал сюда из Норильска учиться. Сегодня это вообще другой город, — комментирует руководитель клуба предпринимателей «Сердце Нижнего» Петр Кудасов. — Основные изменения произошли к чемпионату мира по футболу 2018 года и празднованию 800-летия Нижнего Новгорода в 2021 году». На подготовку и проведение юбилея потратили 32 млрд рублей. В 2023 году Нижегородская область получила из федерального бюджета в виде поддержки 40 млрд рублей, в 2024 году — более 57 млрд рублей.
В Нижнем было реконструировано множество городских пространств, построены новый терминал аэропорта, стадион, ледовый дворец. «А в сентябре 2024 года запустили фуникулер на гору в Кремль, — говорит Кудасов, показывая на современный подъемник. — Впервые он тут появился в 1896 году, проработал до 1920-х. И вот 100 лет спустя восстановили».
В отличие от многих областных центров, где благоустроена лишь одна пешеходная улица, центральная площадь и городской парк, в Нижнем Новгороде приведен в порядок весь центр. Количество кафе и ресторанов за 20 лет, по ощущениям Петра Кудасова, выросло в разы. В расчете на рост турпотока в город пришли крупные гостиничные сети и не прогадали: в юбилейный 2021 год Нижегородскую область посетили 3,42 млн гостей, в 2023 году — уже 4,18 млн.
Согласно индексу качества городской среды, определяемому ежегодно Минстроем России, по итогам 2023 года Нижний Новгород занял третье место среди городов-миллионников, уступив лишь Москве и Санкт-Петербургу.
«Крупнейшим иногородним инвестором следует признать Олега Дерипаску, формально имеющего нижегородские корни — он родился в Дзержинске, столице нижегородской нефтехимии. «Базовый элемент» контролирует Арзамасский машиностроительный завод, «Павловский автобус», Заволжский завод гусеничных тягачей и, конечно, ГАЗ». Forbes, 2004 год
«Начиная с 2000 года (год покупки предприятия. — Forbes) вдохновителем и инициатором преобразований стал промышленник Олег Дерипаска», — написано крупными буквами при входе в музей истории ГАЗа, прямо под портретом миллиардера в фирменной спецовке. В советское время на заводе было 120 000 сотрудников, в 2004 году — 60 000, а сегодня — около 20 000.
Последняя «Волга» ГАЗ-31105 сошла с конвейера в 2009 году, через год был свернут проект по производству Volga Siber на платформе Chrysler. Позже на заводе собирали легковые автомобили марок Chevrolet, Skoda, Volkswagen, но в 2022 году сотрудничество с иностранцами было прервано. В мае 2024 года на выставке «Цифровая индустрия промышленной России» премьер-министру Михаилу Мишустину продемонстрировали новую «Волгу» и получили от него нагоняй за полное отсутствие локализации. «Волга» на деле оказалась китайским автомобилем Changan, а будущий производитель новой машины, как выяснилось, никак не связан с ГАЗом.