Национальный домен: какие приемы мировой практики в сети может применять российский бизнес
В 2024 году Рунету исполнилось 30 лет. Сегодня домен .ru входит в топ-5 национальных доменных зон мира и показывает рекордный рост. Но с точки зрения диджитализации бизнеса, Рунет находится еще в начале пути. По данным «Рег.ру», до сих пор каждая пятая российская компания не понимает, зачем ей нужен сайт, и выбирает альтернативные методы продвижения в сети. При этом в мировой практике рост национальных доменных зон, как правило, напрямую связан с уровнем развития бизнеса. О том, как регистраторы национальных доменов в других странах помогают бизнесу выйти в онлайн, чему международный опыт может научить российского предпринимателя, и почему бизнес в России еще только в начале своего пути в онлайне, рассказывает директор по продукту доменного бизнеса в «Рег.ру» Марина Брик.
В целом механика управления и развития национальных доменов, или ccTLD, схожа во всех странах — адресами управляют администраторы доменов верхнего уровня. Они разрабатывают правила и обеспечивают работу реестра доменных имен. При этом регистрацию доменов во многих странах осуществляют специальные частные регистраторы. Это компании, которые предоставляют возможность регистрации доменов и сопутствующие услуги: хостинг, создание сайта и др. Иными словами, администраторы отвечают за регулирование, регистраторы — за взаимодействие с бизнесом.
Драйвер роста для бизнеса
Примечательно, что среди тех стран, национальные домены которых входят в десятку по популярности, большинство администраторов занимаются вопросами поддержки МСП. Высокий уровень развития ccTLD (country code Top-Level Domain — домен верхнего уровня, выделенный для конкретной страны) не только ускоряет диджиталицзацию, но и служит индикатором развития малого бизнеса в стране. По данным «Рег.ру», в лидерах по числу доменов Германия, в национальной зоне которой расположены 17,7 млн имен, а также Нидерланды, Франция, Италия. Россия же замыкает пятерку первенства.
В конце прошлого года был зафиксирован рекордный рост доменной зоны .ru, и сейчас общее количество активных доменов превышает 5,6 млн. А .рф в свою очередь находится на первом месте в списке интернационализированных доменов, то есть тех, что содержат только буквы национального алфавита. При этом среди компаний, у которых есть сайт, отечественные зоны .ru и .рф выбирают 68% представителей малого и 77% представителей среднего бизнеса.
И хотя российский малый бизнес в России активно растет, и государство оказывает поддержку, предприниматели до сих пор не спешат «заезжать» на собственные диджитал-площадки. В стране хорошо развиваются соцсети и маркетплейсы, однако, запрос покупателей перемещается в сторону подробного изучения товаров на отдельных сайтах продавцов, которые в том числе способствуют формированию полноценного брендинга.
Отечественный бизнес идет своим особым путем, и бум в доменной отрасли может помочь в этом. А опыт в мировой практике — подсказать немало действенных механик для развития бизнеса в интернете как со стороны регуляторов, так и со стороны бизнеса. Обо всех по порядку.
Семейный бизнес в Ирландии
Одна из самых продуманных механик взаимодействия национальных реестров с субъектами МСП — в Ирландии. Возможно, это связано с культурой развития предпринимательства в стране. Из-за высокой плотности населения и географических особенностей в Ирландии много частных «семейных» магазинов — такие предприниматели, как правило, работают локально и чаще всего не задумываются о выходе в интернет.