Концы в оду
В российский прокат вышел «Куратор» Петра Левченко, редкий у нас фильм по мотивам недавней реальной трагедии — об истории «красногорского стрелка» 2015 года. увы, яснее мотивы преступления после просмотра нам не становятся: российский фильм об отечественной коррупции столь же темен, как и она сама
В условном городке Кузнецком убит мэр, его застрелил бизнесмен (Михаил Гомиашвили), сотрудничавший с администрацией по коммерческой застройке. Фильм основан на реальных событиях, произошедших в Подмосковье в 2015 году и получивших известность как «история красногорского стрелка» (бизнесмен Амиран Георгадзе застрелил нескольких чиновников местной администрации, затем покончил с собой).
Это дебютная работа режиссера Петра Левченко; при этом во многих отношениях фильм выдающийся, хотя бы потому, что редко когда у нас говорят со зрителями как со взрослыми людьми. Тем более тема серьезная — коррупция. Действие фильма происходит почти в молчании (реплик тут от силы десяток наберется, не длиннее предложения) и в полутьме, рассветной или закатной. Благодаря этому «темному молчанию» сквозь сюжет прорастает еще один, незримый, герой — та самая коррупция, механизм негласных договорных отношений, где все понимают друг друга без слов. Левченко наследует стилистической манере Алексея Германа-старшего, а также Семена Арановича («Торпедоносцы» и сериал «Противостояние»); тот редкий случай в советском кино, когда глубина и художественность соединялись с возможностью донести наконец до зрителя крупицы правды. Одновременно манера Левченко близка и новой румынской волне, с ее уже клаcсической «Смертью господина Лазареску» Кристи Пую.
Но все преимущества фильма тотчас оборачиваются недостатками, как только мы задумаемся над сюжетом. «Как удивительно построен российский фильм начала XXI века!» — хочется воскликнуть. Убийство заместителя мэра небольшого города в наши дни — история резонансная сама по себе. В европейском или американском кино режиссер рассказал бы нам «именно эту историю», постарался бы воссоздать ее в деталях (вспомним два схожих фильма — «Дело Ричарда Джуэлла» Клинта Иствуда и «Просто помиловать» Дестина Креттона, оба — 2019 года). Именно подлинности, узнаваемости мы и ждем в данном случае от автора, и это зрительское ожидание можно назвать здоровым инстинктом. Общество должно разбираться со своими травмами — не в этом ли цель массового искусства?.. Почему вдруг успешный бизнесмен берется за оружие? Если учесть к тому же, что в фильме он показан в общем-то нормальным человеком, тем более непонятно. О том, что толкнуло его на это, в фильме ни полслова. И вот недосказанность, которая фильму помогала, ему уже и вредит…