Рашид Нугманов о том, как снять культовое авангардное кино на советской студии

EsquireРепортаж

Рашид Нугманов (режиссер «Иглы»): «Цой, безусловно, хотел бы быть глобальной звездой и мог бы ей стать»

Для коллекционного августовского номера Esquire, посвященного творчеству Виктора Цоя, мы поговорили с теми, кто знал его лично и работал с ним. Рашид Нугманов, режиссер «Иглы» и близкий друг лидера «Кино», рассказал Esquire о том, как снять на советской киностудии культовое авангардное кино, и о том, почему Цою наверняка понравилась бы «Матрица».

Виктор Цой и Рашид Нугманов. Фото из архива Рашида Нугманова

«Цой, безусловно, хотел бы быть глобальной звездой и мог бы ей стать»

Насколько «Игла» была популярна?

«Игла» еще не была снята, а слухи о ней уже шли. Когда мы сдали картину, мне начали звонить директора кинотеатров со всего Советского Союза, от Дальнего Востока до Прибалтики. Мне как режиссеру полагалась по правилам копия фильма для творческих встреч — я взял ее и поехал по городам. Везде было светопреставление: двери ломали, чтобы попасть в кинотеатр. В Свердловске картина была апокалиптическая: поздняя осень, пасмурно, вся площадь перед кинотеатром забита черными фигурами, похожими на зомби. Внутри полумрак — свет экономили в конце 80-х. Мы сидим у администратора и вдруг вбегает человек: «Ну двери мы еще держим, но они лезут через вентиляционные шахты!» Директор в ужасе: «Что делать, останавливать показ?» Я говорю: «Вы с ума сошли, кинотеатр тогда разгромят. Выключайте вентиляторы, чтобы никого не покалечило — пусть лезут. И объявите, что будут дополнительные показы, сегодня, завтра, я согласен».

Рашид Нугманов,
режиссер фильма
«Игла»

Когда вы поняли, что это будет культовый фильм?

Сразу же — когда впервые увидел Цоя, его пластичность, естественность, киногеничность. Никакого замысла «Иглы» тогда еще не было, мы обсуждали фильм про питерский рок и полнометражный проект «Король Брода». Я к тому моменту выработал свой стиль и хорошо научился работать с непрофессиональными актерами — научился различать, кто достаточно раскован, кто может держать сцену. У Цоя была поразительная пластика и врожденный актерский талант. Поначалу на сцене он танцевал. Это отличало его и от Майка, и от «Аквариума». Станиславский в конце концов свел свою систему к физическому действию — Цой, ничего про это не зная, почувствовал это интуитивно и воплощал на концертах. Совершенно новая энергия, четкие, техничные движения. Ничего подобного в русской рок-музыке тогда просто не было, это поражало. Плюс, конечно, его восточная внешность. Георгий Гурьянов потом вспоминал о первой встрече с Цоем: «Увидел такого молодого Сакамото, стильного, пластичного восточного юношу».

Как вы познакомились?

Это была зима 1985-го, я учился тогда во ВГИКе, был поклонником питерской рок-сцены и собирался снимать про нее курсовой фильм, будущую «Йя-Хху». Мы как-то очень быстро сошлись с Костей Кинчевым (лидер группы «Алиса». — Esquire), который тогда жил напротив вгиковской общаги, и начали обсуждать этот фильм. Я уже точно знал, кого хочу снять: Гребенщикова (с ним мы уже были знакомы — я однажды устраивал ему с Сашей Титовым нелегальный квартирник под видом репетиции во вгиковской мастерской), Майка (Науменко. — Esquire), Костю и «Алису», Виктора Цоя и «Кино». Стал ездить в Питер, договариваться. С Цоем мы встретились у метро «Владимирская», оттуда пошли пешком в рок-клуб на Рубинштейна, 13, и дошли в общем-то уже друзьями. В этот же день мы курили на черной лестнице рок-клуба и обсуждали проекты. У Виктора, когда он был задумчив, делалось очень интересное выражение лица, он так характерно наклонял голову в сторону: «Сняться? Ну давай!» Хотя сначала он сомневался: «Я же не актер, не лицедей». Но это как раз и требовалось. Я объяснил: «Ты абсолютно киногеничен и должен просто оставаться самим собой». Я привел ему в пример Брюса Ли и Джеймса Дина — оба на экране никого не играли, — и оказалось что оба его идолы. Я говорю: «Мы их соединим, у тебя внешность не хуже — а на мой вкус лучше, — чем у Брюса Ли, а ореол кумира, как у Джеймса Дина, твои восточные единоборства, твоя сценическая пластика». В общем, я его зажег.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Интервью с Нютой Федермессер ― о том, почему психоневрологические интернаты стали современным ГУЛАГом Интервью с Нютой Федермессер ― о том, почему психоневрологические интернаты стали современным ГУЛАГом

Почему система соцзащиты в России превратилась в систему социальной изоляции

Esquire
Почему японцы так любят гигантских роботов Почему японцы так любят гигантских роботов

Самая удивительная форма, которую когда-либо принимала национальная мечта

Maxim
1990 год 1990 год

Переход к рыночной экономике, последний концерт «Кино» и другие события

Esquire
Аллергия - ошибка иммунитета Аллергия - ошибка иммунитета

Вряд ли в наше время можно найти человека, который ничего не слышал про аллергию

Популярная механика
Истории внутри нас Истории внутри нас

Истории о женском теле и здоровье от победительниц конкурса #ИсторииVнутриНас

Grazia
Если вы заблудились в лесу: инструкция по выживанию от психолога Если вы заблудились в лесу: инструкция по выживанию от психолога

Руководство по выживанию в лесу

Psychologies
Мужчины тоже плачут: 6 самых частых «разновидностей» людских слез Мужчины тоже плачут: 6 самых частых «разновидностей» людских слез

Когда дело доходит до слез, не все из них одинаковы

Playboy
Пока играет Вальц Пока играет Вальц

«У жизни есть одна гарантия – она всегда может стать еще хуже»

Esquire
Суперкомпьютеры для обучения нейросетей заменили сетью распределенных вычислений Суперкомпьютеры для обучения нейросетей заменили сетью распределенных вычислений

Программисты разработали платформу для обучения больших нейросетей

N+1
Почему никто не видел птенцов голубей и как они выглядят Почему никто не видел птенцов голубей и как они выглядят

Да, птенцы голубей существуют. и они прекрасны!

Maxim
Надоел блонд? Как вернуться к своему натуральному цвету волос — мнение эксперта Надоел блонд? Как вернуться к своему натуральному цвету волос — мнение эксперта

Покрасилась, а через пару месяцев поняла, что цвет надоел — знакомая история?

Cosmopolitan
Голод 1230 года: самый страшный голод на Руси Голод 1230 года: самый страшный голод на Руси

В ночь на 14 сентября от заморозков погиб урожай, это стало началом трагедии

Maxim
Прожекторперисхилтон: история Пэрис Хилтон и феномен современной селебрити-культуры Прожекторперисхилтон: история Пэрис Хилтон и феномен современной селебрити-культуры

Как Пэрис Хилтон повлияла на современную культуру и культ потребления?

Esquire
Роман с тираном и откровенные фото: победы и поражения Марины Александровой Роман с тираном и откровенные фото: победы и поражения Марины Александровой

Самые интересные моменты из жизни талантливой актрисы Марины Александровой

Cosmopolitan
За руль в 16. Все «за» и «против» раннего допуска к вождению За руль в 16. Все «за» и «против» раннего допуска к вождению

Что будет, если водительские права в России начнут выдавать с 16 лет?

РБК
Медовый месяц по-королевски: где отдыхают после свадьбы принцы и принцессы Медовый месяц по-королевски: где отдыхают после свадьбы принцы и принцессы

Куда ездили отдыхать самые известные пары?

Cosmopolitan
Френдзона Френдзона

Журналист Латиф Нассер попытался разобраться в судьбе другого Латифа Нассера

Esquire
Она мечтала «быть как все» и еще 9 интересных фактов о Ксении Собчак Она мечтала «быть как все» и еще 9 интересных фактов о Ксении Собчак

Ксения Собчак всегда мечтала добиться всего собственными силами

Cosmopolitan
У спорта на рогах: 4 истории создания экстремальных фотографий У спорта на рогах: 4 истории создания экстремальных фотографий

Люди с камерой подчас рискуют ничуть не меньше, чем их модели. Как им удается

Maxim
M-15 Belphegor: самый уродливый и бестолковый самолет в мире M-15 Belphegor: самый уродливый и бестолковый самолет в мире

Худший самолет всех времен и народов во всей красе!

Популярная механика
Волшебник страны лоз Волшебник страны лоз

Сергей Галицкий пытается превратить Кубань в Бордо

Tatler
«Бредовая работа» Дэвида Гребера «Бредовая работа» Дэвида Гребера

Миллионы людей в современном мире заняты бредом. Не верите?

Weekend
Найден источник аномально огромной массы космического потока Найден источник аномально огромной массы космического потока

Каким образом Магелланов поток достиг своих колоссальных размеров и массы

Популярная механика
Как избавиться от надоедливых групповых чатов и создать информативное сообщество в Viber Как избавиться от надоедливых групповых чатов и создать информативное сообщество в Viber

Вас тоже раздражают бестолковые открытки и старые мемы в групповых чатах?

CHIP
Тайна темной энергии: раскрыта ли загадка самого большого резервуара энергии во Вселенной? Тайна темной энергии: раскрыта ли загадка самого большого резервуара энергии во Вселенной?

Раскрыта ли одна из самых волнующих тайн современной космологии?

Forbes
Давать свободу, доверять и наплевать на оценки. Мэй Маск и Эстер Войжитски — о том, как воспитать ребенка, который попадет в список Forbes Давать свободу, доверять и наплевать на оценки. Мэй Маск и Эстер Войжитски — о том, как воспитать ребенка, который попадет в список Forbes

О принципах воспитания нескольких участников списков Forbes из первых уст

Forbes
История одной песни: американский шансон «Tie a Yellow Ribbon…», 1973 История одной песни: американский шансон «Tie a Yellow Ribbon…», 1973

Песня Тони Орландо для американцев звучала как блатняк

Maxim
Сломался ноготь, скололся лак и еще 8 проблем с маникюром, которые можно решить Сломался ноготь, скололся лак и еще 8 проблем с маникюром, которые можно решить

По нашим подсчетам, около трети всех бьюти-катастроф приходится на ногти

Cosmopolitan
Кожа не как у младенца Кожа не как у младенца

Почему некоторые взрослые до сих пор пользуются детским кремом?

Glamour
Вспомнить все: почему мы забываем наши сны Вспомнить все: почему мы забываем наши сны

Забывать сны - это нормально. Но почему!?

Популярная механика
Открыть в приложении