Все в одном: как пандемия изменила привычки покупателей и сервис ретейла
Пандемия ускорила темпы роста российской онлайн-торговли и изменила привычки покупателей. Пока производители пытаются адаптироваться к новым реалиям, Skolkovo Ventures и компания DEEP выводят на рынок проект Station. Новый холдинг позволит сделать взаимодействие бизнеса и конечных потребителей более эффективным, а еще поможет технологическим стартапам быстрее осваивать рынки. О проекте «Снобу» рассказали управляющий директор DEEP Михаил Вощинский и гендиректор Skolkovo Ventures Владимир Сакович.
Ɔ. Очевидно, что пандемия довольно серьезно повлияла на секторы ретейла и сферу товаров повседневного спроса (FMCG). Расскажите, что именно изменилось за последние полгода?
Михаил Вощинский: Конечно, пандемия сильно повлияла на взаимодействие потребителя с продуктом: изменилась продуктовая корзина, поменялся паттерн поведения покупателей перед полкой. Переход в онлайн значительно ускорился даже в тех сегментах, где это было наименее ожидаемо. Например, люди более старшего возраста за последние полгода освоили безналичный расчет, начали делать покупки на маркетплейсах и использовать курьерскую доставку. Все это привело к тому, что ретейлеры и FMCG-компании вынуждены серьезнее задуматься о том, как сделать пользовательский опыт более эффективным.
Владимир Сакович: Этот тренд появился еще до пандемии, но во время карантина он стал гораздо более заметным. Например, умный конструктор еды Elementaree (это полностью онлайн-бизнес) в прошлом году вырос в два раза — при этом Skolkovo Ventures как акционеры компании вложили много инвестиционных ресурсов. А в этом году Elementaree выросли еще вдвое, но уже за один апрель. Интересно, что даже после того, как карантинные ограничения сняли, люди не перестали заказывать еду на дом — это говорит о том, что модель потребления изменилась, потому что многие вещи в онлайне просто удобнее. Но здесь же появляются и проблемы. Если раньше компании видели приходящих в магазин людей и анализировали их поведение перед полкой, то сейчас стало совершенно непонятно, кто клиент и что ему уместно предложить. Чтобы качественнее с ним взаимодействовать, нужно использовать новые технологии, тем более что в последние годы значительно развились алгоритмы анализа больших данных. Теперь это не просто лабораторные игрушки, но серьезные технологические системы, которые могут работать с разными типами бизнеса. И сейчас есть важная задача на стыке науки и бизнеса — перевести то, что существует в виде разработок стартапов, в масштабные бизнес-решения.