Общество | Тема номера
Зазвездить ребенка
Хит телесезона — шоу с одаренными детьми. Едва появившись, эти программы сразу же вырвались в топ телерейтингов. Новая мода на ТВ, эксплуатирующая родительскую амбициозность и зрительскую сентиментальность, породила не только цепную реакцию (похожие конкурсы проходят теперь и в городах, и на уровне регионов), но и целую индустрию — уже сформировался и быстро растет рынок услуг по раскручиванию маленьких звезд. «Огонек» исследовал феномен и выяснил, что новое увлечение далеко не безобидно. Для детей прежде всего
О кухне детского телевидения «Огоньку» рассказала Аполлинария Ртищева, которая знакома с ней на личном опыте: в детстве она снималась в известном проекте, сейчас работает на ТВ, а недавно ее маленькая дочка участвовала в телешоу.
О личном и общем
О кастинге на программу «Лучше всех!» я узнала по телевизору — для нового шоу разыскивались талантливые дети. Еще мелькали посты и перепосты в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Моя дочка, ей 4 года, неплохо читает стихи. Я сняла видео, отправила, нас вызвали на кастинг. На пробы перед камерой родителей не пускают, даже с самыми маленькими. В итоге дочка не стихи рассказывала, а свои сказки, которые иногда придумывает для младшего братика, ему 2 года. Я была уверена, что на съемку ее не возьмут, но оказалось, что концепция программы не в том, чтобы дети читали стихи и танцевали (это и правда интересно родителям только в исполнении собственного ребенка), а в создании необычных номеров. Например, одна чудесная девочка Николь читала много разных стихотворений, а в конце — слова из песни Баскова так, словно это поэзия Серебряного века, как минимум. Вышло забавно. Моей дочке придумали номер «Кукольный театр». Она должна была вместе с Галкиным сочинять историю про кукольных персонажей. Сценарий нам не прислали, со стороны дочки должна была быть импровизация. Мы дома пытались подготовиться, сочиняли истории с игрушками, но я не думала, что сказка будет про гаишника и… опять же Баскова. В день съемки мы приехали к 4 часам, а на съемку попали только в 8 вечера, и то нас пропустили вне очереди. Редакторы и режиссеры, надо сказать, не виноваты в таких задержках. За годы работы на телевидении и в кино я ни разу не встречала проект, на котором все происходило бы по графику, из-за множества причин. Со своей стороны я благодарна режиссеру и редактору за их терпение и доброе отношение к Юленьке. Режиссер для меня навсегда останется образцом терпения и любви к детям. Он даже лично носовой платок выносил одной малышке, когда та объявила, что хочет высморкаться.
В результате Юля, которая дома бодро сочиняет истории и сыплет перлами, перед камерой радостно проулыбалась и ничего особо смешного не выдала. И теперь даже не знаю, попадет ли она вообще в один из выпусков программы. Как мама я, конечно, ею горжусь: в любом случае она свою усталость победила, получила первый серьезный опыт выступлений, не испугалась, не убежала. Требовать импровизации от ребенка невозможно. Можно лишь надеяться на те самые детские перлы. Сама Юлька была в восторге от съемок, чувствовала себя королевой и наслаждалась каждым моментом. Она словно попала в сказку, где для нее показывают спектакль и ей аплодируют. Такие номера трогательно смотрятся, потому что маленьких детей переиграть невозможно. Ни одного несчастного малыша, подавленного родителями или атмосферой съемок, я за кулисами проекта не видела. Талантливых детей действительно очень много, и их никто не заставляет выступать. У детей тоже есть амбиции с раннего возраста. И когда у них что-то получается — светятся счастьем.
Я сама в детстве снималась в «Ералаше». Хотя не стала актрисой, погружение в мир кино сыграло свою роль: сейчас я сценарист на ТВ. Свои детские съемки вспоминаю как самые яркие и счастливые эпизоды. И мне хочется, чтобы и мои дети по возможности получили такие же эмоции. Конечно, если бы дочка плакала при слове «стихи» или при виде камеры, я бы не стала ее заставлять. Но она сама сказала, что хочет быть актрисой, просит дома снимать ее на видео.
О кастинге и мошенниках
Существуют открытые кастинги, о которых объявляют на канале, на сайте, редакторы вывешивают информацию о них в соцсетях. Бывает закрытая информация. В основном она касается маленьких актеров и моделей. Это, например, кастинги на рекламу. Если родители хотят, чтобы ребенок снимался, им нужно размещать анкету малыша в актерских агентствах. Это платная услуга. Бывает бессрочное размещение, бывает на год. Портфолио нужно постоянно обновлять: дети растут быстро, поэтому раз в полгода надо «отфоткаться». Профессиональное портфолио в Москве стоит от 5 тысяч рублей. Первый отбор идет всегда по фото. Потом детей начинают приглашать на кастинги. И тут все, как у взрослых: можно сто раз сходить, отстоять в двухчасовых очередях, но так и не попасть на съемки. Родители детей-актеров неохотно делятся информацией: чем меньше конкурентов, тем больше шансов. Но есть и очень расположенные к общению мамы, которые понимают, что выбор ребенка основан на типаже. Если, допустим, ее сын не подходит, то его все равно не возьмут. А чем больше информации, тем больше шансов попасть куда-то еще.
Есть и откровенный развод на деньги. В основном это проекты с описанием вроде «срочно, кастинг, на главную роль, дети от 3 до 16 лет». Подумайте, сколько может быть главных ролей? И как может быть такой размытый возраст? А после кастинга еще перезванивают, нахваливают ребенка, предлагают сделать фотосессию за 25 тысяч рублей или поучиться на курсах, чтобы точно получить роль. И ценник уже от 80 тысяч. Одержимые славой, а не реализацией детей родители на это часто ведутся. В договоре значится, что детям предоставят фотографии или обучение, а не гарантии съемок в главной роли. После обучения родителям говорят, что их ребенок — молодец, но на роль утвердили другого. Претензий не предъявишь: услуга выполнена согласно договору.
О мамах с амбициями
Родители нередко пытаются реализовать в детях свои амбиции. По принципу «зато у моего ребенка будет возможность», Но выходит чаще не возможность, а каторга. Знаю это на своем примере. Я 8 лет отходила в музыкальную школу, потому что мама в детстве мечтала играть на пианино. Музыкальный слух у меня так и не появился, и после окончания учебы за инструмент я ни разу больше не села. При этом дочке я рассказываю про музыкальные инструменты, у нее есть игрушечное пианино, и если она захочет учиться играть на фортепиано, я ее отведу в музыкальную школу. Путь «только не как у меня в детстве» тоже неправильный.
Мамам с похороненными амбициями, чаще всего модельными и актерскими, лучше не ставить крест на себе и самим учиться музыке или даже ходить на кастинги для непрофессиональных актеров. Сейчас много возможностей для взрослых научиться чему-то с нуля. А мучить детей жестоко. Особенно ожиданиями высоких результатов, огорчениями типа «ну вот, тебя снова не взяли, наверное, ты опять текст забыл, я же с тобой всю ночь репетировала». Это подавляет детскую самооценку, потом, когда ребенок вырастет, он при любой неудаче будет чувствовать себя нулем.
О родительском стрессе
Родители, бывает, насмотрятся телешоу и бегут «дрессировать» ребенка. А тут еще им со всех сторон внушают: «После трех уже поздно». Когда у ребенка появляется интерес к футболу и ты ведешь его семилетнего в секцию, выясняется, что он идет в группу для начинающих, а рядом бегают ребята, которые начали заниматься в 2 года. Естественно, если уж они добегали до семи, то будут создавать жесткую конкуренцию. И вот ты смотришь на трехмесячного малыша и думаешь: «Вроде реагирует на музыку. Может, пение для годовасиков? А если в 5 лет дочка захочет стать фигуристкой, ее же не возьмут, может, уже надо куда-то бежать? А если в семь окажется, что она слишком крупная, ей же придется начинать с нуля в чем-то таком, в чем все уже будут лет пять как успешны!»
О суперэпизодах
В советское время снимали много фильмов с участием детей. Сохранились воспоминания, как ради убедительного кадра детей доводили до слез, сильно пугали. Это не казалось чем-то ненормальным. Удивительно ли, что почти все дети-актеры не стали актерами? Сейчас есть законы о защите прав детей. Их обязаны кормить на съемках, не снимать больше определенного количества часов. Оскорблять ребенка, орать на него теперь никто не будет. Но расслабляться тоже не следует. Нужно помнить, что на телевидении в первую очередь нужно шоу, что-то, что вызывает яркие эмоции. В том же проекте «Лучше всех!» показали маленького шахматиста, который проиграл Карпову и расплакался.