Почему у владельца ОАО «Медицина» Григория Ройтберга провалился проект в Химках, а в центре Москвы все идет хорошо.

Forbes

Медицина / Ройтберг

Резидент Тверской

Почему у владельца ОАО «Медицина» Григория Ройтберга провалился проект в Химках, а в центре Москвы все идет хорошо.

Текст Александр Левинский
Фото Семен Кац для Forbes

19 августа 1991 года, накануне своего сорокалетия, врач Григорий Ройтберг приехал на баррикады к Белому дому, где уже были его друзья. Владелец одной из первых частных клиник в Москве сам сел за руль «скорой помощи», чтобы провести ее через баррикады. Оказывать серьезную медицинскую помощь тогда не пришлось, но Ройтберга за баранкой запечатлел CNN, и эти кадры облетели мир. С тех пор история ОАО «Медицина» — это то авантюрный роман, то учебник экономики, то философский трактат. «Медицина» по выручке на третьем месте после «Медси» Владимира Евтушенкова и MDMG Марка Курцера. При этом по итогам 2015 года у компании Ройтберга небывало высокая рентабельность по EBITDA (43%), а чистая прибыль составляет 1,2 млрд рублей.

Все 340 врачей клиники Григория Ройтберга приходят на работу в одно и то же здание во 2-м Тверском-Ямском переулке. Правда, занимаемые «Медициной» площади выросли в несколько раз

Ройтберг, в отличие от конкурентов, не строит сети клиник: все 340 врачей приезжают на работу в одно здание во 2-м Тверском-Ямском переулке (правда, занимаемые «Медициной» площади выросли в несколько раз). «У них практически нет долгов, — напоминает Владимир Гераскин, гендиректор консалтинговой компании DMG, экс-председатель совета директоров «Европейского медицинского центра» и бывший вице-президент «Медси». — Да, они развиваются медленнее других, но с впечатляющими экономическими результатами». Сам Григорий Ройтберг уверяет, что EBITDA его «вообще не интересует, она сама просто получается». Forbes попытался разобраться, к чему привела доктора Ройтберга любовь к центру Москвы.

Большой переезд

ОАО «Медицина» начиналось с кооператива скорой помощи «Пульс», его создал в 1988 году заведующий кардиологическим отделением одной из московских больниц Григорий Ройтберг с четырьмя коллегами. Первую машину, подержанный специализированный Mercedes, Ройтберг сам купил за $3000 и пригнал из Голландии.

Клиентуру составляли иностранцы, которые были готовы платить по $100 за вызов. «Пульс» арендовал палаты, например в «Кремлевке» — знаменитой спецбольнице Четвертого главного управления Минздрава на Мичуринском проспекте, в которой лечились и умирали генсеки КПСС. За арендованную пустующую койку в «Кремлевке», где кооператив снял целое отделение, платили $85 в сутки, за койку с пациентом — $150. Шестикомнатный номер в «Кремлевке» полюбили иностранные дипломаты, которые дивились роскоши.

За день до указа Бориса Ельцина об упразднении исполкомов, 22 августа 1991 года, Григорий Ройтберг успел за 24 часа собрать пакет документов для выкупа под поликлинику детского сада на Мосфильмовской улице. За здание заплатили $50 000–60 000. «Примерно как 15 хороших квартир в центре Москвы», — говорит он. Так Ройтберг получил опыт реконструкции здания и управления собственной поликлиникой.

В 1992 году Ройтберг продал и заложил все, что мог, чтобы выкупить доли партнеров и стать единственным собственником

Это было кстати, потому что с «Кремлевкой» уже в 1992 году пришлось расстаться. Ройтберг рассказывает, что однажды на этаже АО «Медицина» (так стал называться кооператив «Пульс») появились странные ребята и их хозяин — угрюмый хромой человек. Набалдашник его трости в виде золотой головы был усыпан бриллиантами. Президенту «Медицины» объяснили, что он «вряд ли самоубийца», и предложили оставить помещение. После этого испуганные совладельцы «Медицины», у которых были равные доли, заявили, что рисковать не готовы. Ройтберг продал и заложил все, что мог, выкупил доли партнеров и стал единственным собственником. «Жена не дала квартиру продать», — вспоминает он сейчас. Поликлинику на Мосфильмовской, кстати, удалось потом продать за $1,5 млн.

Через год Ройтбергу подфартило: председатель Союза театральных деятелей (СТД) Михаил Ульянов предложил ОАО «Медицина» достроить и взять в управление просторное здание поликлиники СТД во 2-м Тверском-Ямском переулке. По словам Ройтберга, «условия были рыночные»: за право подписать 25-летний договор хозяйственного ведения с возможностью пролонгации на следующие 25 лет он заплатил разовый взнос 180 млн рублей. Кроме этого, все эти годы «Медицина» должна бесплатно обслуживать 7500 московских членов СТД по специальному перечню услуг, а дополнительные услуги оказывать со скидкой 25%.

По словам заместителя председателя СТД Геннадия Смирнова, годовой объем услуг, согласно отчетности «Медицины», сейчас составляет около 120 млн рублей, что «примерно совпадает с оценкой стоимости аренды такого здания» (около 7000 кв. м в настоящий момент). Forbes попросил консалтинговые компании оценить возможную цену годовой аренды такого здания. Николай Казанский, управляющий партнер Colliers International, заметил, что «в центре Москвы зданий с такими характеристиками не много, а в последнее время наблюдается рост спроса со стороны медицинских компаний, стоимость аренды может составить около 30 000 рублей за кв. м». Оценка старшего директора отдела исследований Cushman & Wakefield Юлии Богомол — 28 500 рублей за метр. Таким образом, затраты по аренде такого здания могли составить 199,5–210 млн рублей. Здание Ройтберг достроил быстро и в 1993 году перевел туда 130 своих сотрудников. Он внедрял новую для России финансовую модель, при которой клиника работает как страховая компания: сотрудники «Медицины» обходили близлежащие фирмы, предлагая им лечение работников за корпоративную абонентскую плату. Около 1000 человек, например, пришло из «Аэромара», поставщика бортового питания для авиакомпаний. Когда в 1996 году Ройтберг оборудовал в здании стационар на 17 одноместных палат и операционный блок, «Медицина» превратилась в клинику полного цикла. Через четыре года завершилось строительство еще трех этажей, где разместились взрослый и детский

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Я по статусу и по возрасту пенсионер» «Я по статусу и по возрасту пенсионер»

Алишер Усманов готовит бизнес к передаче менеджерам

Forbes
За пригоршню секунд За пригоршню секунд

Эксклюзивный клуб самых быстрых автомобилей снова собрался на нашем полигоне. В этот раз – пять великолепных суперкаров. И выясняли они не только, кто быстрее разгонится с места до 100 км/ч...

Quattroruote
Деньги в клетке Деньги в клетке

Мир переключился с бокса на более кровавые бои смешанных единоборств. Как устроен этот бизнес.

Forbes
Не шиной единой Не шиной единой

Какие требования предъявляет к человеку и машине зимняя дорога?

АвтоМир
Братство отца Братство отца

Чеховские три сестры мечтали о Москве, о счастливом и недостижимом далёко, способном изменить их жизнь к лучшему. Три брата Делон всегда стремились «к отцу» – чужому и не досягаемому. Они верили: будь он рядом, их судьбы сложились бы иначе. Но так ли это на самом деле?

СНОБ
Фабрика песен Фабрика песен

Основатель агентства МИАН запускает стартап, подбирающий тексты к музыке

РБК
15 мыслей Питера Джексона 15 мыслей Питера Джексона

Великий Питер Джексон, режиссер «Властелина Колец», «Хоббита» и «Кинг‑Конга», приехал в Москву по приглашению бизнес-школы «Сколково». Упустить такой момент GQ не мог.

GQ
Фабр Всемогущий Фабр Всемогущий

Художник Ян Фабр давно причислен к разряду главных возмутителей спокойствия

СНОБ
Не все растения попадут в рай Не все растения попадут в рай

Есть растения, которые страшнее любого хищника

Maxim
Нотный стан Нотный стан

За плечами продюсера классической музыки Ирины Никитиной остросюжетная жизнь, а впереди — грандиозные планы.

Vogue
Моя дочь не хочет замуж Моя дочь не хочет замуж

У нашей читательницы Софьи трое взрослых детей. Сыновья женились, а вот дочь не торопится создавать семью. Софья волнуется: вдруг Лиза останется одинокой навсегда?

Лиза
100 самых сексуальных женщин страны 100 самых сексуальных женщин страны

Рейтинг самых сексуальных женщин нашей страны

Maxim
По воле вождя и личным усердием По воле вождя и личным усердием

Иван Серов — один из главных сталинских палачей

Дилетант
Анатомия торта Анатомия торта

Торты Натальи Ярославской превратились в московскую легенду. За время существования ее кондитерского дома «Vozduh / Воздух» она поняла: торт можно сделать любым – хоть в виде слона в натуральную величину или аэростата. Среди клиентов Ярославской – Герман Греф, семья Михалковых, Наина Ельцина. Кондитер рассказала «Снобу» о самых сложных заказах и о том, что может послужить идеей для очередного кулинарного подвига.

СНОБ
Лесные домишки Лесные домишки

Дизайнер Катерина Сизова офор­ми­ла для сво­ей по­дру­ги 37‑мет­ро­вую квар­ти­ру в доме, сто­я­щем на гра­ни­це леса.

AD
Chevrolet Corvette Z06 Chevrolet Corvette Z06

Этот облегающий белый костюм превращает стеснительного Кларка Кента в блистательного Супермена, смешливого Тони Старка в могучего Железного Человека, любую женщину – в кошку.

АвтоМир
Зажгли не по-детски Зажгли не по-детски

“Шмель“ — самый реактивный пехотный огнемет

Популярная механика
Я Милоша узнаю Я Милоша узнаю

Милош Бикович: чем рус­ские де­вуш­ки от­ли­ча­ют­ся от сербских

Glamour
Станислав Лем Станислав Лем

Чем больше мы знаем о Леме, тем меньше его понимаем

Дилетант
Лучшие люди при худшем правителе Лучшие люди при худшем правителе

Несмотря на деспотичность, Нерона окружали выдающиеся личности

Дилетант
Робокопы – полиция будущего Робокопы – полиция будущего

Искусственный интеллект может быть и угрозой, и благословением

Playboy
«Экономике нужны новые якоря: стабильно низкая инфляция и низкие ставки» «Экономике нужны новые якоря: стабильно низкая инфляция и низкие ставки»

Что будет с рублем, если цена нефти упадет до $25 за баррель, когда начнется экономический рост и какие изменения ждут банковскую систему — об этом рассказала Эльвира Набиуллина.

Forbes
Пароль второго плана Пароль второго плана

Как «Модный медведь» и «Уютный медведь» совершили главную хакерскую атаку года

Esquire
Красивая и надежная Красивая и надежная

Что может быть лучше, чем заветная мечта, которая сбылась? Читательница «АвтоМира» Екатерина Калинкина поделилась своей счастливой историей и рассказала о том, каково было впервые пересесть с седана на кроссовер

АвтоМир
И целого мира мало И целого мира мало

Как в разных странах относятся к романам и сексу

Cosmopolitan
А зори здесь дикие А зори здесь дикие

На фер­мах-ре­сто­ра­нах в Австралии Геннадий Иозефави­чус на­ел­ся тра­вы, на­пил­ся кро­ви кен­гу­ру и об­на­ру­жил вос­хо­дя­щих звезд ми­ро­вой гастрономии.

Tatler
Держать баланс Держать баланс

Зачем топ-менеджеру оборонного завода выигрывать чемпионаты по конному спорту.

Forbes
Девушка и миллиард Девушка и миллиард

Как Екатерина Лапшина cтала управлять инвестиционным фондом основателей Yota.

РБК
Ferrari GTC4 Ferrari GTC4

К имени, будто взятому из прошлого, прибавлено словечко Lusso – «роскошь» по-итальянском. Зачем это уточнение автомобилю за почти 21 млн руб.?

Quattroruote
Citroen C4: Вторым темпом Citroen C4: Вторым темпом

Три года присутствия на российском рынке не были успешными для французского седана. Изменит ли ситуацию рестайлинг, новые силовые установки и дополненные комплектации? Попробуем со всем этим разобраться

АвтоМир
Открыть в приложении