Время взлетать
На прошедших в Германии двух важных выставках бытовой электроники и фотовидеотехники наметилась смена лидеров – на первые планы выходят небольшие компании, которые быстрее больших корпораций улавливают главные мировые тенденции: беспилотные дроны, экшн-камеры и виртуальная реальность.
В посещении выставок с большим перерывом есть своя прелесть – контрастно видны перемены, произошедшие в отрасли. Я помню, какие баталии разыгрывались раньше на берлинской IFA – главной мировой выставке бытовой электроники. CD воевал с винилом, цифра – с аналогом, кинескопы – с плоскими дисплеями, стерео с моно, DVD-audio с Super Audio CD, Blu-ray Disk с HD DVD, пятиканальный звук с семиканальным. На кёльнской Photokina бои были не менее ожесточенными. Все делились на непримиримые лагеря, для диспутов приезжали главы ведущих корпораций, инженеры изощрялись в объяснении нюансов технических решений. Отрасль бурлила. Сейчас же общее настроение на выставках можно выразить словом «отчаяние». Гигантские неповоротливые корпорации, которые, казалось, будут существовать веками, медленно умирают. И на их месте появляются сотни маленьких компаний-проектов, единицам из которых может повезти на небольшое время тоже стать гигантами.
Турбированный фен
Этого не может быть, но главным экспонатом выставки IFA-2016, на которой раньше решались судьбы бытовой электроники, оказался фен. Правда, не простой, а от Джеймса Дайсона. В современном оцифрованном мире, где, если закрыть шильдик с логотипом, угадать бренд почти невозможно, Джеймс Дайсон выглядит как настоящий Дон Кихот от инжиниринга. И на его щите (как и на стенде) начертан девиз – reinvented engineering («изобретая заново»). Джеймс непрерывно путешествует по миру, заражая молодежь жаждой изобретательства, организует всемирные конкурсы, читает лекции, но самое главное – периодически презентует публике очередное свое творение. Ни на что не похожее.
Меньше всего Dyson Supersonic похож на фен. Тем не менее, по мнению профессионалов, это лучший из фенов, с которыми им приходилось работать. Именно на них и рассчитан этот прибор.
Дайсон применил свою технологию Air Multiplier, работавшую до сих пор в его вентиляторах, к фенам. Идея изобретения состоит в следующем: при движении через воздушный канал, расположенный по контуру кольца вентилятора, скорость потока воздуха увеличивается и направляется по определенной траектории, вовлекая в движение окружающий воздух. Это усиливает мощность потока в десятки раз, обеспечивая его плавное и однородное движение. К тому же вентилятор выглядит как тор, без лопастей и ощущения вибрации воздушного потока. При этом сам мотор с турбиной прятался в довольно объемное основание.
В случае с феном мотор надо было спрятать в ручку. Никто в мире таких компактных, мощных и малошумных моторов не выпускал. В разработку фена Dyson Supersonic компания вложила £50 млн, бóльшая часть из которых была потрачена на запатентованный двигатель Dyson V9 с цифровым управлением. Над самым миниатюрным инновационным двигателем Dyson работала специальная команда из 15 инженеров, которым удалось создать шедевр: новый двигатель до восьми раз мощнее, чем двигатели других фенов, и весит до двух раз меньше остальных. Двигатель агрегирован вместе с уникальной миниатюрной турбиной. Инженеры компании оснастили крыльчатку турбины 13 лопастями вместо обычных 11, переведя бóльшую часть паразитного шума в область частот, не воспринимаемых человеческим ухом.
Чтобы оценить объем произведенных действий при разработке нового изделия, интересно посмотреть статистику: при тестировании было использовано 1625 км человеческих волос, построено 600 (!) прототипов, поданы заявки на более сотни патентов, над феном работали от одного до трех инженеров в течение четырех лет. В итоге получился прибор, который все без исключения профессионалы хотели бы иметь в своем арсенале – если, конечно, хватит финансов: традиционно товары марки Dyson входят в верхнюю ценовую категорию.
Без пилотов
Главный тренд как берлинской IFA, так и последовавшей за ней кёльнской Photokina – дроны с видеокамерами. Почти в каждом павильоне можно было найти особые клетки, в которых с небольшими перерывами взмывали дроны – от огромных многороторных динозавров до миниатюрных наладонников. И это неспроста – почти вся видеофотоотрасль вошла в пике, все крупные корпорации несут гигантские потери. Исключение составляет всего два сегмента, которые, наоборот, стремительно растут: дроны и экшн-камеры. Именно поэтому главным событием Photokina стала пара мировых премьер от лидера рынка экшн-камер (около 80% мирового рынка) GoPro – новые версии их главного продукта GoPro HERO5 и беспилотника GoPro Karma.
Начнем с «героя». GoPro в попытках удержать лидерство приходится нелегко: и на IFA, и особенно на Photokina – огромное количество стендов разнообразных производителей с почти точными копиями GoPro-камер и их фирменными креплениями почти ко всему на свете. Тем не менее каждый год американской компании, капитализация которой достигла почти $2 млрд, удается придумать что-то новое. Итак, новый флагман HERO5 Black (The Best GoPro, Ever) стал симпатичнее, его просто приятнее держать в руках. Наконец-то он превратился в настоящую экшн-камеру – без всякого водонепроницаемого бокса работает под водой на глубине до 10 м. Боксы, кстати, тоже никуда не делись, но они потребуются для более серьезных глубин – до 60 м. Камера обзавелась прекрасным 2-дюймовым тачскрин-дисплеем, и управлять и настраивать ее можно в буквальном смысле играючи. Ну а если у вас руки заняты (у многих владельцев GoPro руки обычно заняты) – появилась функция управления голосом, работающая на семи языках (русский обещают в будущем). Но действует и способ управления одной кнопкой, впервые представленный в камере HERO4 Session в прошлом году. Сильно усовершенствован звуковой канал – камера стала гораздо лучше писать стерео, это проверено. Появился встроенный GPS-приемник, теперь все кадры автоматически идут с геотегом. Цифровая стабилизация изображения, 4K-видео, 12 MP-фото (включая форматы RAW и WDR). И все это примерно за $400. То есть камера уже сейчас снимает в том разрешении, для просмотра которого у большинства из нас пока нет подходящей аппаратуры. Вопрос к инженерам GoPro, что нового может появиться в будущем HERO6, ставил их в тупик – кажется, всё, что можно придумать, они впихнули в HERO5. На сто долларов дешевле можно купить младшего брата