Обозрение армии и флотаОбщество
Морская граница на замке
В условиях противостояния с объединенным Западом, и роста риска крупномасштабной войны, Военно-морскому флоту России понадобится максимальная поддержка других видов Вооруженных сил (ВС), и силовых структур.
Но ни один вид ВС не может компенсировать флоту чрезвычайно малое количество боевых кораблей, являющееся, к сожалению, реальной и трудноустранимой проблемой ВМФ.
Предшествующий боевой опыт, как нашей страны, так и иностранный, говорит о том, что резервом для флота на случай «большой» войны должна стать Береговая охрана Пограничной службы ФСБ.
Опыт прошлой войны
У нас перед глазами есть пример прошлой большой войны. Морская погранохрана НКВД своим существованием внесла очень весомый вклад в действия флота в ходе Великой Отечественной войны.
На момент ее начала, в составе Морпогранохраны в европейской части страны было восемь отрядов пограничных судов войск НКВД – 1-й Северный, 1-й и 2-й Балтийские, 1-й, 2-й, 3-й и 4-й Черноморские и 1-й Каспийский. Также один дивизион катеров был в составе 26-го Одесского пограничного отряда войск НКВД СССР, два в составе 32-го Новороссийского морского пограничного отряда войск НКВД СССР, и один в составе 4-го Архангельского морского пограничного отряда войск НКВД СССР.
Помимо этих формирований существовали различные более мелкие и специальные части, например катерная группа войск НКВД СССР, учебные (включая Военно-морское пограничное училище войск НКВД СССР в Ленинграде) и другие части, имеющие некоторое количество судов различного назначения и водоизмещения, и умеющий с ними обращаться личный состав.
Все эти воинские формирования вступили в борьбу с нацистской Германией и ее союзниками в составе Военно-Морского флота. С первого дня войны вступил в действие «мобплан МП-41», согласно которому морские части НКВД в европейской части страны переводились в оперативное подчинение ВМФ. Шифрограмма об этом была доведена до командиров на местах уже 23 июня 1941 года, а 30 июня вышел совместный приказ Народного комиссара ВМФ СССР и Народного комиссара внутренних дел СССР согласно которому в флоту передавалось сто двадцать пять находившихся в постройке на верфях НКВД (ими Наркомат тоже располагал, используя на них в том числе труд заключённых) боевых и вспомогательных катеров и судов, в частности сторожевые корабли ледокольного класса, большие и малые охотники, бронекатера проекта С-40, боевые катера различных типов, буксиры морские и речные, шхуны, мотоботы, морские и речные баржи и другие суда и катера. Большая часть переданных строящихся тактических единиц успела принять участие в Великой Отечественной войне.
Окончательно все формальности по передаче сил Морпогранохраны в ВМФ были отрегулированы 23 августа 1941 года, очередным совместным приказом по НКВМФ и НКВД. Всего флоту было передано 8 отрядов, 4 дивизиона, 11 сторожевых кораблей, 310 сторожевых катеров, 47 служебно-вспомогательных судов и 125 судов, находившиеся в постройке, а также более десяти тысяч человек личного состава, включая курсантов Военно-морского пограничного училища.
В дальнейшем, эти части переформировывались с присвоением новых названий. Большая часть боевых частей Морпогранохраны, имевших на вооружении боевые катера, была сведена в дивизионы сторожевых катеров, действовавших в составе охраны водного района (ОВР) военно-морских баз.
Малые катера пограничников закрыли «пустую» нишу во флоте – массовых малых катеров для патрулирования и наблюдения, способных также вести бой с небольшими катерами противника. Подобных средств у флота просто не было, в ОВР имелись в основном тральщики, а сторожевых кораблей и канонерских лодок было немного, например на Черноморском флоте – менее десяти на весь флот.
К тому же относительно крупные корабли с котлотурбинными главными энергетическими установками (ГЭУ) не могли выходить в море немедленно после получения приказа, тогда как катеру для этого требовались считанные минуты.
До передачи флоту сил Морпогранохраны обеспечивать ОВР было просто нечем.
Серьезным усилением стали бывшие пограничники для Волжской и Ладожской речных флотилий. Вооруженные артиллерией шаланды оказались достаточно опасной силой на реках, как и бронекатера.
Бронекатера С-40 отличились в Сталинградской битве, насколько это было возможно для речников.
Из органов управления 1-го Северного отряда были сформированы органы управления Иоканьгской военно-морской базы, а из его кораблей был сформирован 2-й дивизион сторожевых кораблей Беломорской военной флотилии.
Прославленные корабли дивизиона, ПСК-301 (во флоте СКР-27) «Жемчуг», ПСК-302 (СКР-28) «Рубин», ПСК-303 (СКР-29) «Бриллиант» и ПСК-304 (СКР-30) «Сапфир» (из-за названий дивизион называли «Дивизионом драгоценных камней») проекта 43 с первого дня войны отбивали атаки с воздуха, сбрасывали глубинные бомбы на предполагаемые немецкие подлодки, вели артиллерийский огонь по немецким войскам на берегу, сопровождали транспортные суда. Вместе с ними действовали и другие сторожевые корабли.
Пограничники провоевали всю войну, и на морях, и на реках, выполняя задачи в тяжелых условиях, зачастую под ударами авиации противника, оказавшись в составе ВМФ, они существенно облегчили флоту выполнение боевых задач, сразу предоставив в распоряжения флота хоть и небольшие по численности, но очень важные в тот момент времени силы. Как и силы, до войны относившиеся к ВМФ, бывшая Морпогранохрана тоже несла потери в боях, но роль сыграла важнейшую.
Неудивительно, что этот опыт во многом послужил отправной точкой для формирования морских частей погранвойск после Великой Отечественной войны.
Резерв флота
После отстранения от власти Н.С. Хрущева, СССР начал «вкладываться» в океанский флот. Эскалация Холодной войны однозначно показывала, что столкновение на море с ВМС США вполне возможно.
На конструкции строящихся для Морских частей пограничных войск (МЧПВ), к тому времени давно входивших в состав КГБ СССР это отразилось самым непосредственным образом, особенно с учетом того, что им вменялась охрана государственной границы не только над водой, но и под водой.
В 1967 году на вооружение МЧПВ стал поступать ПСКР проекта 205П с шифром «Тарантул». Этот корабль имел опускаемую гидроакустическую станцию (ОГАС), а в состав его вооружения входили четыре торпедных аппарата калибра 400-мм с противолодочными торпедами СЭТ-40.
Возможности этого корабля по поиску подлодок были ограничены, но они были в тоже время не нулевыми, и за счет массовости в прибрежных акваториях такие корабли могли создать затруднения для действий иностранных подлодок, а при удачном стечении обстоятельств и умелых действиях экипажа даже уничтожать их.
Было построено 137 таких кораблей, из них 7 на экспорт и 4 в чисто артиллерийском варианте с 30-мм артустановками.
В 1972-м году в строй вступил первый ПСКР проекта 1124П. Этот корабль представлял собой переработку «флотского» малого противолодочного корабля (МПК) проекта 1124 имевшего шифр «Альбатрос». Эти корабли оказались крайне удачными противолодочниками, и некоторые представители модернизированного проекта 1124М несут службу до сих пор.
ПСКР проекта 1124П имел тот же корпус и ГЭУ из двух дизелей экономхода и форсажной турбины.
Его состав вооружения был изменен – корабль не получил зенитно-ракетный комплекс «Оса-М», вместо него на носу была установлена 57-мм двухствольная артиллерийская установка АК-725.
ПСКР получил гидроакустический комплекс, который хоть и существенно уступал таковому же на корабле для ВМФ, но все же позволял в некоторых случаях обнаруживать подлодки, имеющие скрытность, характерную для тех лет.
А для поражения этих подлодок, корабли имели по две реактивные бомбометные установки РБУ-6000, торпедные аппараты калибра 533-мм, и бомбосбрасыватели для глубинных бомб. Корабль имел ту же скорость и мореходность, что и МПК, входившие в состав ВМФ.
В итоге ПСКР могли привлекаться к противолодочной борьбе в военное время. Эти корабли по своим тактико-техническим характеристикам могли бы использоваться в составе корабельных поисково-ударных групп, ведущих борьбу с подлодками, они могли бы сопровождать транспортные суда. Их артиллерия позволяла им бороться с малыми катерами и судами, вертолётами, вести огонь по обнаруженной на берегу неукрытой живой силе противника, и поражать невоенные суда-нарушители госграницы.
В те годы во многих флотах боевые корабли имели меньшие возможности.
Всего было построено 12 таких кораблей в базовом проекте 1124П, и 5 кораблей проекта 1124ПМ, кроме того, позже, когда появились модернизированные МПК проекта 1124М, часть была передана в МЧПВ.
И ПСКР проектов 205П, и корабли проекта 1124П и его поздних вариантов (ПМ) могли без ограничений действовать совместно с кораблями ВМФ, в составе корабельных поисковоударных групп.
А это означало, что МЧПВ смогут эффективно действовать в высокотехнологичной морской войне второй половины ХХ века даже против сильного и технически развитого противника, поддерживая таким образом ВМФ.
С 1976 года МЧПВ начали получать ПСКР проекта 12412, он же при поставке во флот классифицировался как МПК.
Эти корабли, также, как и корабли проекта 205П имели на вооружении торпеды СЭТ-40 (СЭТ-72), но при этом были вооружены ещё и 76-мм артиллерийской установкой АК-176, что, в случае войны, позволяло бы этим кораблям полноценно вести артиллерийский бой. Кроме того, корабли имели реактивные бомбометы РБУ-600, и 30-мм зенитные артиллерийские установка АК-630.
С начала 70-х пограничники начали получать корабли, способные при необходимости даже выполнять боевые задачи в океане – этими кораблями стали ПСКР проекта 11351 известные под шифром «Нерей».
Фактически это был корабль, который в западных странах однозначно был бы классифицирован как фрегат.
Корабль был вооружен 100-мм артиллерийской установкой, зенитно-ракетным комплексом «Оса-М», 533-мм торпедными аппаратами, реактивными бомбомётами РБУ-6000 и зенитными артиллерийскими установками АК-630. Корабли несли на борту корабельный вертолет Ка-27ПС в ангаре и буксируемую ГАС МГ-345 «Бронза». Всего МЧПВ получили семь таких кораблей из девяти заложенных.
«Нереи» обладали отличной мореходностью и скоростью, они могли действовать совместно боевыми кораблями ВМФ 1-го ранга, или самостоятельно, как в ближней, так и дальней морских зонах, в том числе в океанских районах.
Фактически, все перечисленные выше корабли образовывали второй ВМФ, который не мог бороться с авиацией и вести борьбу за господство на море против сильного противника, но все остальные задачи флота мог бы выполнить вполне.
Но у морских пограничников была и масса других кораблей, не имевших такого разнообразного вооружения. И некоторые из них, при ограниченных тактико-технических характеристиках, нашли бы себя и в войне с сильным противником.
Так, даже пограничные ледоколы проекта 97П были вооружены двухствольными 76-мм артиллерийскими установками. Это было достаточно эффективное средство ПВО против ударной авиации, использующей бомбы в качестве средства поражения. Кроме того, случись ледоколам на переходе натолкнуться на корабли американской береговой охраны, им было бы чем постоять за себя.
В конце 80-х годов, для замены ПСКР проектов 205П и 12412 был создан проект 10410, известный под шифром «Светляк».
Как и предшественники, «Светляк» имел средства обнаружения и поражения подводных лодок.
Первоначальный проект предусматривал опускаемую ГАС МГ-349М для обнаружения подлодок, и противодиверсионную ГАС МГ-7. В дальнейшем состав гидроакустических средств менялся.
Корабль, как и предшественники, имел противолодочные торпеды СЭТ-40, размещённые в двух однотрубных торпедных аппаратах, по одному на борт.
«Светляк» был вооружен 76-мм артиллерийской установкой АК-176М, и 30-мм зенитной «металлорезкой» АК-630, имел комплекс средств РЭБ (ПСКР постройки Ярославского судостроительного завода имели 30-мм артиллерийскую установку на носу вместо 76-мм, но ГАС и торпеды на них тоже были).