Обозрение армии и флотаОбщество
Факторы, определяющие вызовы и угрозы национальной безопасности России в Северо-Восточной Азии
Структура международных отношений продолжает непрерывно усложняться. В результате глобализации происходит смещение мирового потенциала силы в Северо-Восточную Азию (СВА). В международных отношениях между государствами СВА не снижается роль силы. Как отметил Министр обороны РФ генерал армии С.К. Шойгу на конференции по международной безопасности в мае 2014 года, региональная нестабильность может быть выгодна отдельным государствам.
Применительно к СВА таким государством являются США, которые используют нестабильность для переформатирования действующей системы региональной безопасности. Основной аргумент, используемый ими при этом, – ракетно-ядерная программа КНДР.
Следует отметить, что формулировки опасностей и угроз, содержащиеся в Военной доктрине, носят общий характер и применимы ко всем регионам РФ. Однако на восточном направлении они имеют свое особое проявление.
Факторы нацбезопасности в СВА
Национальная безопасность России на данном направлении обеспечивается защищенностью от угрозообразующих факторов: экономической, государственной, общественной, информационной, экологической, транспортной, энергетической. Проведенное исследование показывает, что основными внешними военными опасностями России в СВА являются следующие:
1. Приближение военной инфраструктуры США с использованием территорий Японии и Республики Корея к границам Российской Федерации. В 1951 г. США заключили с Японией «Договор о гарантиях безопасности», создавший военно‑политический союз двух государств. Этот Договор фактически закрепил за США право держать сухопутные войска (СВ), военно‑воздушные силы (ВВС) и военно-морские силы (ВМС) на территории Японии «с целью обеспечения ее обороны, а также мира и безопасности в СВА». В 1960 г. договор был заменен «Договором о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности» между США и Японией.
В 2015 г. США и Япония подписали договор «Об основных принципах японско‑американского сотрудничества в области обороны», что создает юридическую основу для закрепления отношений США и Японии на качественно новом уровне, способствует повышению возможностей вооруженных сил по взаимодействию как в условиях мирного времени, так и в случае возникновения регионального вооруженного конфликта.
По сути дела, японо‑американский военнопо-литический союз является тихоокеанским аналогом евроатлантического блока НАТО, и, по оценкам специалистов, есть реальные предпосылки для его расширения. В целом гипотетический военно‑политический союз США, Японии и Республики Корея превосходит КНР по объему имеющихся финансовых ресурсов.
2. Возможная дестабилизация обстановки между отдельными государствами Северо‑Восточной Азии, обострение региональной и глобальной стабильности. Главным источником этой военной опасности в СВА является неурегулированность обстановки на Корейском полуострове – между КНДР и Республикой Корея (РК). Развернутые на полуострове вооруженные силы КНДР, с одной стороны, а также США и РК – с другой, не снижают активности в проведении мероприятий оперативной и боевой подготовки. При этом крупномасштабные военные учения, проводимые РК и США, представляют прямую военную угрозу КНДР.
Руководство КНДР объективно оценивает тенденции в современном мире, когда были разрушены такие государства, как Югославия, Ливия, Сирия, Ирак, Афганистан в результате прямой агрессии со стороны коалиционных группировок войск, в которых главную роль играли США. При этом события на Украине, по мнению руководства КНДР, являются дополнительным доказательством существования «глобальной американской угрозы», которая может быть спроецирована на Корейский полуостров.
Все это является причиной стремления руководства КНДР обладать ядерным оружием для защиты суверенитета, независимости и территориальной целостности государства, для сдерживания откровенно враждебной политики США. Руководство России довольно критически относится к стремлению КНДР обладать ракетным и ядерным оружием, но выступает против жестких действий в отношении ее.
Таким образом, конфронтация между КНДР и РК сохраняется и может привести к военному конфликту в непосредственной близости от государственной границы России. При этом РК имеет с США бессрочный Договор о взаимной обороне от 1 октября 1953 г., узаконивший пребывание американских войск в южнокорейском государстве. С другой стороны, Китай и КНДР еще в 1961 г. подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, в соответствии с которым КНР обязуется оказать военную и иную помощь КНДР. Кроме того, между КНДР и Россией 5 августа 2000 г. заключен «Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве», которым не предусматривается предоставление КНДР военной помощи.
Остается нерешенной проблема окончательного объединения о. Тайвань с континентальной частью Китая. В отношениях с Тайванем руководство КНР преследует цель объединения китайской нации по принципу «одна страна – две системы», для чего осуществляет практические шаги по развитию всесторонних связей. Особую обеспокоенность Пекина вызывает нацеленность правящей на Тайване Демократической прогрессивной партии на активизацию взаимодействия с США, которым придается роль гаранта успешной реализации Тайбэем «свободного и суверенного» внешнеполитического курса.
Подчеркивается, что Вашингтон готов развивать с Тайванем весь комплекс двусторонних связей, в том числе в военно‑технической сфере. Рост оборонных расходов Тайваня соответствует региональной тенденции, увеличившись на 3,4% в реальном выражении в период с 2018 г. по 2019 г.
Тайвань располагает значительными для малого островного государства ВС, однако в случае возможного конфликта с материковым Китаем их будет объективно недостаточно. Тайваньское правительство прилагает усилия для развития собственного ОПК, однако он не способен удовлетворить все потребности ВС. Закупки вооружений у иностранных поставщиков затруднительны из‑за нежелания стран, в том числе США, конфликтовать с правительством КНР. С 2000‑х годов XXI века наметилось отставание Тайваньских ВС по количественным показателям.