Какую литературу сегодня можно считать современной и зачем люди идут в театр

ForbesКультура

«Нужны личности особого душевного склада»: как сегодня существует литературный театр

Яна Жиляева

Актер Александр Коршунов во время показа спектакля «Живой театр Екатерины Еланской» в театре «Сфера» (Фото Сергея Киселева / Агентство «Москва»)

Московский театр «Сфера» в саду Эрмитаж работает уже больше 40 лет. Сегодня его возглавляет сын основательницы, Екатерины Еланской, актер и режиссер Александр Коршунов. Он рассказал редактору отдела культуры Forbes Яне Жиляевой, что такое настоящая преемственность поколений, какую литературу сегодня можно считать современной и зачем люди идут в театр.

Литературный театр «Сфера», задуманный основательницей, актрисой и режиссером Екатериной Еланской как территория подлинного общения артистов и зрителей в пространстве сферы, сегодня возглавляет ее сын Александр Коршунов, представитель актерской династии Коршуновых-Еланских-Судаковых в третьем поколении.

Александр Коршунов работает и в «Сфере» с момента ее основания, и в Малом театре по семейной традиции. Его отец, Виктор Коршунов, много лет служил артистом и директором Малого театра. Александр Коршунов — профессор, руководитель мастерской в театральном училище имени Щепкина. С 2014 года — главный режиссер театра «Сфера», в котором поставил порядка 20 спектаклей. Среди них: «Доходное место» и «В чужом пиру похмелье» по пьесам Александра Островского, «Ученик лицея» по пьесе Андрея Платонова, «Обыкновенная история» по Ивану Гончарову, «Кабала Святош» Михаила Булгакова, «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, «Вишневый сад» Антона Чехова. Помимо преподавательской, режиссерской и актерской работы в театре, Коршунов активно снимается в кино: в фильмах «Брестская крепость», «Голубка», «Петя по дороге в Царствие небесное», «Дикое поле» и в сериалах.

— Два года тому назад «Сфера» решением Департамента культуры московского правительства утратила юридическое лицо, став еще одной площадкой театра «Эрмитаж». В момент слияния-поглощения были серьезные опасения за судьбу театра. Департамент культуры тогда так и не дал объяснения происходящему. Сейчас вы понимаете, зачем это было сделано?

— Был очень трудный момент. Это присоединение нас всех напугало. Мы этого не хотели, но все-таки присоединение к «Эрмитажу» произошло. Но на сегодняшний момент, слава Богу, сохранился дом, сохранилась труппа, сохранился репертуар, и, в общем и целом, мы работаем, как раньше. Очень рад тому обстоятельству, что с нашим новым директором Анастасией Могиновой у нас существует тесный творческий деловой контакт и взаимопонимание. Но ответа на вопрос, зачем это было сделано, я не знаю до сих пор.

— Режиссерские театры как явление закончились и к новой ситуации лучше адаптируются театры директорские?

— Не хотелось бы так определять нашу эпоху. Но многократно с этим сталкиваюсь на собственном опыте. «Сфера» активно ездит по стране в последние годы, и в какой-то момент я обратил внимание: куда ни приедешь, в театре нет главного режиссера, нет художественного руководителя. Есть директор. А режиссеры все — приглашенные. Очень распространенная практика. Конечно, театры бывают разные, но я думаю, что всем нужен главный режиссер, художественный руководитель, человек, определяющий творческое направление развития театра.

— После смерти Юрия Соломина и Малый театр стал театром директорским. Во главе менеджер, Тамара Михайлова, при ней — художественный руководитель Алексей Дубровский.

— Мне это назначение очень нравится. Алексея Дубровского я знаю хорошо и давно. Он человек одаренный, уже поставил в Малом театре, если не ошибаюсь, пять спектаклей на основной сцене, которые идут с успехом. Он нашел общий язык с труппой, актеры любят с ним работать.

Он вырос в Малом театре. Его отец, народный артист России Владимир Дубровский, а мама, Ирина Кмит, долгое время работала заведующей литературной частью. Он хорошо знает Малый театр, он знает актеров. Он умный человек, умеет видеть главное и договариваться с людьми. Так что это назначение изнутри, как его можно назвать сегодня, и обоснованно, и верно.

— Вы видите сейчас в театре кризис личности?

— Не возьму на себя смелость судить обо всем театральном процессе. Для этого нужно много видеть. Я, к сожалению, из-за нехватки времени мало смотрю спектаклей, чаще читаю чьи-то мнения или вижу какие-то отрывки. Все не охватишь, но прежде всего меня интересуют режиссеры. Потому что я стараюсь приглашать их в «Сферу», чтобы в театре появлялись разные почерки и индивидуальности. Но близкие нам по духу, те, кто чувствуют «Сферу» и хотят в ней работать. Вот такой политики я придерживаюсь, и хочу ее продолжать.

Что касается личностей в театре, то вот у меня на столе лежит книжка моей мамы, основательницы «Сферы», режиссера Екатерины Еланской, «Живой театр». Она написала эту рукопись в 1979 году. В ней она сформулировала суть такого понятия, как театр по принципу сферы. Мировой театр развивается по двум линиям: театр-коробка и театр-сфера. Сфера наследует греческий амфитеатр, шекспировский «Глобус».

Цель «Сферы» — создание среды, сферы подлинного человеческого общения, взаимодействия актеров и зрителей, соучастия зрителей в происходящем. Общение людей — самое главное, что дает, может дать и должен давать театр. Еланская предъявляла высокие требования к актеру. Ей были нужны личности, которым есть что сказать, которые способны переживать, а не показывать чувства и мысли. Таких актеров-личностей всегда единицы. Не могу привести примеров, когда в театре играли поколения подобных людей. Разве что театр «Современник», когда он родился, собрал актеров-личностей. Но это был процесс — когда они взрослели вместе с театром и вырастали в гигантов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сила воли Сила воли

Как перестать искать отговорки и перейти от желаний к действиям

kiozk originals
Па-де-де Па-де-де

Разговор об искусстве с основательницей и художественным руководителем ЦБШ

Grazia
Оцифрована, околдована Оцифрована, околдована

Виртуальный мир уже проник не только в наши умы, но и под наши одеяла

Men Today
Дарья Милославская: «Мне бесконечно дороги слова Веры Кузьминичны: «С ней я ничего не боюсь» Дарья Милославская: «Мне бесконечно дороги слова Веры Кузьминичны: «С ней я ничего не боюсь»

«А выглядела она очень хорошо, а уж после «Травиаты» вообще расцветала...»

Караван историй
Необычные майские Необычные майские

5 вариантов отдыха на праздники – собрали самые интересные идеи

Лиза
Лучезарный Лучезарный

За прозвищем князя Александра Куракина стояло несметное богатство

Дилетант
Туризм в Йеллоустоуне оказался причиной выброса миллиона тонн углекислого газа в год Туризм в Йеллоустоуне оказался причиной выброса миллиона тонн углекислого газа в год

65 процентов выбросов CO2 в Йеллоустоуне приходится на авиаперелеты

N+1
Волка бьют не за то, что он сер Волка бьют не за то, что он сер

Почему в России с главным хищником не получится обойтись так, как в Европе

Наука
Только спокойствие! Только спокойствие!

Семь идей, которые помогут быстро успокоиться в стрессовой ситуации

Лиза
Зачем производители клеят пленки на стекла смартфонов Зачем производители клеят пленки на стекла смартфонов

Производители клеят на смартфоны специальную пленку. Зачем она нужна?

CHIP
Игла престолов Игла престолов

Чем сейчас заняты представители когда-то могущественных династий?

Правила жизни
5 установок людей, которых воспитывали трудные родители 5 установок людей, которых воспитывали трудные родители

Пять распространенных установок тех, кого вырастили токсичные родители

Psychologies
Правильный вояж: Азамат Мусагалиев рассказывает, как приготовить астраханскую уху и почему Камызяк похож на кадр из фильма Кустурицы Правильный вояж: Азамат Мусагалиев рассказывает, как приготовить астраханскую уху и почему Камызяк похож на кадр из фильма Кустурицы

Больше всего Астрахань похожа на старинную резную шкатулку красного дерева

Правила жизни
Тайны старой крепости Тайны старой крепости

Люди со всей страны исследуют и восстанавливают Балтийскую крепость XVII века

Отдых в России
Юнона Незванкина Юнона Незванкина

Дизайнер бутиков придумывает интерьеры с антиквариатом музейного уровня

Собака.ru
Как вести мировую экономическую войну Как вести мировую экономическую войну

О природе экономического роста, происходящего сейчас в России

Монокль
Младшие птенцы удодов оказались консервами для выкармливания старших Младшие птенцы удодов оказались консервами для выкармливания старших

Самки удодов кормят старших птенцов младшими

N+1
Байкал, Mon Amour Байкал, Mon Amour

Как живут в западной части Байкало-Амурской магистрали

СНОБ
«Нельзя узнать Францию,.. «Нельзя узнать Францию,..

Почему все любят французскую кухню? Что сделало ее самой изысканной?

Зеркало Мира
5 «языков конфликта» в паре: почему так важно их знать 5 «языков конфликта» в паре: почему так важно их знать

Пять основных стилей конфликтного поведения

Psychologies
Судан: великое прошлое и трагическое настоящее Судан: великое прошлое и трагическое настоящее

Судан, наверное, самая нетуристическая страна Африки

Зеркало Мира
10 автомобилей лихих 1990-х, которые были вовсе не такими крутыми, как принято считать 10 автомобилей лихих 1990-х, которые были вовсе не такими крутыми, как принято считать

Так ли хороши на самом деле культовые автомобили из 1990-х?

Maxim
Какая книга считается самой длинной в мире? Нет, это не «Война и мир» Толстого Какая книга считается самой длинной в мире? Нет, это не «Война и мир» Толстого

Самая длинная книга состоит из 1 267 069 слов

ТехИнсайдер
Как определить свой эмоциональный тип и развивать устойчивость Как определить свой эмоциональный тип и развивать устойчивость

Исследование: люди по-разному переживают стресс и выходят из него

Psychologies
Детские страшилки: правда, что если потрогать жабу, то вырастет бородавка? Детские страшилки: правда, что если потрогать жабу, то вырастет бородавка?

Откуда берутся бородавки и причем тут жабы?

ТехИнсайдер
7 качеств, которые делают нас жертвами абьюзеров и манипуляторов 7 качеств, которые делают нас жертвами абьюзеров и манипуляторов

Какие личностные черты привлекают абьюзеров?

Psychologies
Ярослава Пулинович: «Земля Эльзы». Фрагмент из монолога Ярослава Пулинович: «Земля Эльзы». Фрагмент из монолога

«Наташина мечта»: отрывок из сборника драматурга Ярославы Пулинович

СНОБ
Приседание плие: как правильно делать и каких ошибок избегать Приседание плие: как правильно делать и каких ошибок избегать

В классической хореографии приседания плие — основа для комплексных движений

РБК
«Сладкая история мира. 2000 лет господства сахара в экономике, политике и медицине» «Сладкая история мира. 2000 лет господства сахара в экономике, политике и медицине»

Какие инновации пришли в сахарное производство в XVIII веке

N+1
Как уйти от психологии бедняка: 4 лайфхака Как уйти от психологии бедняка: 4 лайфхака

Разбираемся, как перестать нищебродствовать и начать жить

Maxim
Открыть в приложении