«Нужны личности особого душевного склада»: как сегодня существует литературный театр
Московский театр «Сфера» в саду Эрмитаж работает уже больше 40 лет. Сегодня его возглавляет сын основательницы, Екатерины Еланской, актер и режиссер Александр Коршунов. Он рассказал редактору отдела культуры Forbes Яне Жиляевой, что такое настоящая преемственность поколений, какую литературу сегодня можно считать современной и зачем люди идут в театр.
Литературный театр «Сфера», задуманный основательницей, актрисой и режиссером Екатериной Еланской как территория подлинного общения артистов и зрителей в пространстве сферы, сегодня возглавляет ее сын Александр Коршунов, представитель актерской династии Коршуновых-Еланских-Судаковых в третьем поколении.
Александр Коршунов работает и в «Сфере» с момента ее основания, и в Малом театре по семейной традиции. Его отец, Виктор Коршунов, много лет служил артистом и директором Малого театра. Александр Коршунов — профессор, руководитель мастерской в театральном училище имени Щепкина. С 2014 года — главный режиссер театра «Сфера», в котором поставил порядка 20 спектаклей. Среди них: «Доходное место» и «В чужом пиру похмелье» по пьесам Александра Островского, «Ученик лицея» по пьесе Андрея Платонова, «Обыкновенная история» по Ивану Гончарову, «Кабала Святош» Михаила Булгакова, «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, «Вишневый сад» Антона Чехова. Помимо преподавательской, режиссерской и актерской работы в театре, Коршунов активно снимается в кино: в фильмах «Брестская крепость», «Голубка», «Петя по дороге в Царствие небесное», «Дикое поле» и в сериалах.
— Два года тому назад «Сфера» решением Департамента культуры московского правительства утратила юридическое лицо, став еще одной площадкой театра «Эрмитаж». В момент слияния-поглощения были серьезные опасения за судьбу театра. Департамент культуры тогда так и не дал объяснения происходящему. Сейчас вы понимаете, зачем это было сделано?
— Был очень трудный момент. Это присоединение нас всех напугало. Мы этого не хотели, но все-таки присоединение к «Эрмитажу» произошло. Но на сегодняшний момент, слава Богу, сохранился дом, сохранилась труппа, сохранился репертуар, и, в общем и целом, мы работаем, как раньше. Очень рад тому обстоятельству, что с нашим новым директором Анастасией Могиновой у нас существует тесный творческий деловой контакт и взаимопонимание. Но ответа на вопрос, зачем это было сделано, я не знаю до сих пор.
— Режиссерские театры как явление закончились и к новой ситуации лучше адаптируются театры директорские?
— Не хотелось бы так определять нашу эпоху. Но многократно с этим сталкиваюсь на собственном опыте. «Сфера» активно ездит по стране в последние годы, и в какой-то момент я обратил внимание: куда ни приедешь, в театре нет главного режиссера, нет художественного руководителя. Есть директор. А режиссеры все — приглашенные. Очень распространенная практика. Конечно, театры бывают разные, но я думаю, что всем нужен главный режиссер, художественный руководитель, человек, определяющий творческое направление развития театра.
— После смерти Юрия Соломина и Малый театр стал театром директорским. Во главе менеджер, Тамара Михайлова, при ней — художественный руководитель Алексей Дубровский.
— Мне это назначение очень нравится. Алексея Дубровского я знаю хорошо и давно. Он человек одаренный, уже поставил в Малом театре, если не ошибаюсь, пять спектаклей на основной сцене, которые идут с успехом. Он нашел общий язык с труппой, актеры любят с ним работать.
Он вырос в Малом театре. Его отец, народный артист России Владимир Дубровский, а мама, Ирина Кмит, долгое время работала заведующей литературной частью. Он хорошо знает Малый театр, он знает актеров. Он умный человек, умеет видеть главное и договариваться с людьми. Так что это назначение изнутри, как его можно назвать сегодня, и обоснованно, и верно.
— Вы видите сейчас в театре кризис личности?
— Не возьму на себя смелость судить обо всем театральном процессе. Для этого нужно много видеть. Я, к сожалению, из-за нехватки времени мало смотрю спектаклей, чаще читаю чьи-то мнения или вижу какие-то отрывки. Все не охватишь, но прежде всего меня интересуют режиссеры. Потому что я стараюсь приглашать их в «Сферу», чтобы в театре появлялись разные почерки и индивидуальности. Но близкие нам по духу, те, кто чувствуют «Сферу» и хотят в ней работать. Вот такой политики я придерживаюсь, и хочу ее продолжать.
Что касается личностей в театре, то вот у меня на столе лежит книжка моей мамы, основательницы «Сферы», режиссера Екатерины Еланской, «Живой театр». Она написала эту рукопись в 1979 году. В ней она сформулировала суть такого понятия, как театр по принципу сферы. Мировой театр развивается по двум линиям: театр-коробка и театр-сфера. Сфера наследует греческий амфитеатр, шекспировский «Глобус».
Цель «Сферы» — создание среды, сферы подлинного человеческого общения, взаимодействия актеров и зрителей, соучастия зрителей в происходящем. Общение людей — самое главное, что дает, может дать и должен давать театр. Еланская предъявляла высокие требования к актеру. Ей были нужны личности, которым есть что сказать, которые способны переживать, а не показывать чувства и мысли. Таких актеров-личностей всегда единицы. Не могу привести примеров, когда в театре играли поколения подобных людей. Разве что театр «Современник», когда он родился, собрал актеров-личностей. Но это был процесс — когда они взрослели вместе с театром и вырастали в гигантов.