Гадаем по наличникам. О чем может рассказать окно русского дома
Кто ты, о чем мечтаешь, чего боишься – все это раньше можно было поведать миру самым необычным способом – вырезав на своем окне
Русскую избу не спутаешь с любым другим домом.
Все благодаря наличникам – ажурным накладным украшениям, обрамляющим окна. И слово-то какое – наличник, от «накладывать на лик». Каждый наличник – это система знаков и символов. По ним можно многое узнать о хозяине дома: чем он занимался, чего боялся, о чем мечтал. Крестьянин, проходя по незнакомой деревне, читал наличники как вывески.
Попробуем и мы научиться расшифровывать эти деревянные ребусы.
Все началось с щелей
Почему резные наличники получили такое распространение именно в России? Тому есть, как минимум, две причины.
1. Первая – сугубо практическая, элементарное желание сохранить в доме тепло. В раннем Средневековье больших окон в избах вообще не было. Когда главная задача холодной зимой – согреться, а для этого есть только дорогие дрова и коптящая печь, которая топится «по-черному», идея резать в стенах огромные дыры казалась безумием. Вместо окон были проемы под крышей – просто выпиливали прямоугольный кусок шириной в одно бревно. Проем закрывали деревянной задвижкой, которую иногда отодвигали для проветривания. Со временем изба расширялась и совершенствовалась. И появились окна – пусть небольшие, но уже почти квадратные. Чем их только не закрывали – слюдой, бычьими пузырями, тонким холстом и т. п. Не стекло, конечно, но в доме стало гораздо светлее. Одна беда – сквозь щели между стеной и окном постоянно дуло. Решение нашлось — наличники. То есть сначала это были просто доски, которыми закрывали щели от сквозняка.
2. Вторая причина неповторимости русского наличника – русский же характер, мечтательный, изобретательный, с сумасшедшинкой. Та самая загадочная русская душа, для которой просто практичная и удобная вещь – это неинтересно. Нужно сделать так, чтобы она была еще и «со смыслом». Кто первый придумал узоры на наличниках, неизвестно, но уже в начале XVIII века появилось так называемое петровское барокко. И наличники украсились невероятными завитками, оберегами, фигурами, создававшими целую картину мира.
Прибыльное ремесло
В XIX веке наступил поистине расцвет «эпохи наличников». В красоте и разнообразии ажурного украшения окон соревновались не только деревни, но и русские города. Наличники можно было увидеть как на крестьянских и купеческих домах, но и на окнах дворянских усадеб. Из домашнего мастерства, когда кто во что горазд, это умение переросло в прибыльное ремесло. Особенно славились по всей Руси резчики из села Якуши Ивановской области. Они берегли свои секреты, передавали их из поколения в поколение. Каждый год после уборки урожая и сезона свадеб на заработки отсюда во все стороны уходили около 700 искусных плотников. Они владели ремеслом в совершенстве, так что в одном из переизданий словаря Даля появилось слово «якушничать», что означало «украшать резьбой по дереву». У каждого региона России были свои предпочтения. На севере любили изображение солнца, южнее – растительные орнаменты и силуэты птиц. В московской области предпочитали белые наличники, саратовцы раскрашивали окна во все цвета радуги. Кстати, в Малороссии наличники не делали исключительно из-за конструкции домов – мазанки строили из кирпича с известью и обмазывали глиной. При такой технологии прикрепить деревянные наличники было невозможно. Но они часто и там были – нарисованные!
Что означали узоры на окнах
Как ни странно, православные мотивы встречаются в узорах наличников очень редко. Самый распространенный – крест, главный защитник от любого зла. А вот отголоски языческих верований, может и неосознанно, но употреблялись повсеместно.
СОЛЯРНЫЕ МОТИВЫ. Солнце у славян было связано с Даждьбогом. Его изображение на наличниках и ставнях должно было защитить хозяина избы и его семейство от разных природных катаклизмов – засухи, ураганов, наводнений и других капризов стихии. Причем, Солнце могло быть изображено не только в верхней части наличников, но и на боковых планках (восходящее и заходящее), а также на нижней планке (ночное светило). Кстати, планки эти тоже умели говорить. Например, верхняя символизировала бога неба Сварога и «хляби небесные», благословенные дожди, которые изображались волнистыми линиями.
БЕРЕГИНЯ. По славянским поверьям, это мистическое существо, которое выглядело как женщина. Похожая на русалку, она жила у рек и озер и по ночам стаскивала загулявших прохожих в воду. Но есть другая легенда. Берегиня – мать, породившая все живое на земле. Она защищает достойных людей и главное – обеспечивает приплод скота и хороший урожай. Поэтому ее изображение было нередким в крестьянских домах.
ПТИЦЫ И ЖИВОТНЫЕ. Эти обереги часто были связаны с семейным счастьем. Особенно изображения птиц. Пернатые приносили в дом любовь и радость материнства.
По наличникам можно было узнать даже род занятий, социальный статус владельца дома или какие-то события из истории семьи. Например, рыбак мог вырезать деревянную рыбу. Дворяне украшали свои окна наличниками с точеными башенками. А изображенные на окнах склоненные знамена говорили о том, что в семье кто-то погиб на войне. Сегодня этот язык забыт, и нам остается только удивляться его богатству и наслаждаться красотой деревянного кружева русских наличников.
Фото: Юлия Клюева/stock.adobe.com, Artic_photo/stock.adobe.com, dimbar76 /stock.adobe.com.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl