Возможно ли в России развить и внедрить технологии магнитной левитации?

МонокльHi-Tech

Наши поезда готовятся к взлету

На правительственном уровне впервые поддержана инициатива разработки и внедрения в транспортную систему России технологии магнитной левитации

Николай Ульянов

Генеральный директор компании «Маглевтех» Сергей Смирнов

Как стало известно «Моноклю», Министерство транспорта России впервые поддержало проект развития в стране технологии магнитной левитации (маглев). Ранее все инициативы, связанные с разработкой и внедрением в транспортную систему страны технологий грузовых и пассажирских перевозок с применением магнитной левитации, «заворачивались».

«Монокль» внимательно следит за развитием ситуации вокруг этой технологии. Тем более что в России создана собственная оригинальная версия магнитного подвеса, которая может быть эффективнее тех, что уже используются в мире (см. интервью с Анатолием Зайцевым «Магнит тянет в полет», «Эксперт» № 18 за 2021 год). Анатолий Зайцев был инициатором создания в 2016 году научно-образовательного инженерного кластера «Российский маглев», в рамках которого и была разработана оригинальная технология магнитной левитации. К сожалению, Анатолий Зайцев ушел из жизни в 2022 году.

В 2023 году был создан консорциум разработчиков, производителей и эксплуатантов магнитно-левитационной транспортной системы «Российский маглев», более формализованная структура, нежели кластер. В консорциум вошел ряд организаций из периметра госкорпорации «Росатом». И, как представляется, это усилило лоббистские возможности объединения, что в итоге привело к появлению вышеупомянутого письма. За комментариями мы обратились к Сергею Смирнову, генеральному директору компании «Маглевтех», которая в консорциуме занимается оперативным управлением и координацией.

— Эта история началась летом 2023 года. На выставке «Иннопром» в Екатеринбурге мы продемонстрировали министру промышленности, вице-премьеру Денису Мантурову стенд с магнитно-левитационным подвесом. Он проявил интерес к нашей технологии. И ряду федеральных министерств было поручено представить свое мнение относительно технологии магнитной левитации: насколько она проработана и насколько перспективно ее использование в России. Минтранс тогда дал, так скажем, далеко не положительную оценку. Надо сказать, что с того момента, когда Анатолий Александрович Зайцев этот проект инициировал, с 2010-х годов, поддержки в министерстве мы никогда не находили.

Мы посчитали целесообразным провести отдельную встречу с представителями Министерства транспорта. И она состоялась в марте этого года на территории госкорпорации «Росатом». Мы подробно объяснили нашу позицию, рассказали, на чем основана наша технология, какой путь ее дальнейшего развития мы предлагаем: через строительство испытательных полигонов с привлечением частных инвестиций. В итоге наши аргументы возымели действие. В своем новом письме в адрес Минпромторга Минтранс полностью поддержал нашу инициативу строительства полигона в Санкт-Петербурге и второго полигона — в условиях вечной мерзлоты в Республике Саха (Якутия). Министерство также готово делегировать своих сотрудников в рабочую группу, которая создается консорциумом «Росмаглев», корпорацией «Росатом» и, соответственно, Минтрансом. Эта группа будет мониторить результаты проводимых испытаний, соотносить полученные результаты с заявленными характеристиками.

— То есть после встречи представители министерства увидели перспективу в этой технологии?

— Наверное, согласие участвовать в оценке результатов испытаний можно считать косвенным подтверждением этому. Но прямым текстом этого не сказано. По крайней мере, Минтранс одобряет создание испытательных полигонов.

— Чем для вас важен сам факт появления такого письма?

— Важно то, что теперь нет противостояния с нами на уровне федеральных министерств. Для создания полигона в Санкт-Петербурге мы не видим никаких препятствий. Это будет трасса длиной в пределах двух километров. Главная наша задача здесь — собрать вместе все подсистемы и протестировать. Мы, конечно, не разовьем на нем скорость, которую заявляем, 300 километров в час. Но у нас помимо полигона, то есть прямой линии с уклонами, будет еще круговой стенд, на котором мы сможем развивать скорость 300 километров в час, для того чтобы проверить работу магнитов, линейного двигателя, токосъема.

Более протяженная трасса в Якутии, 30 километров, где мы намерены испытывать беспилотные магнитно-левитационные транспортные средства, подпадает под закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в РФ». И у нас есть возможность работать в его рамках. Я разговаривал с министром транспорта республики, они готовы нам содействовать в создании экспериментальной зоны у себя на территории.

— Что вам даст работа в рамках экспериментального правового режима?

— Мы сэкономим серьезный временной ресурс за счет сокращения различных согласований. Экспериментальное правовое регулирование позволяет некоторое послабление в сертификации транспортных средств на время их опытной эксплуатации.

— Кто ваш инвестор?

— Пока не могу сказать.

— А какой объем инвестиций предполагается?

— В Санкт-Петербурге порядка двух-трех миллиардов рублей, в Якутии — ближе к 30 миллиардам.

— Трасса в Якутии — это просто полигон для отработки технологии или она сразу будет построена так, чтобы потом была возможность ее коммерческого использования?

— Да, она будет в коммерческой эксплуатации, как грузопассажирская, в ТОР «Якутия».

— И пассажиров можно будет возить? Насколько я помню, ранее предполагалось использовать эту трассу только для перевозки грузов.

— Она ориентирована на грузовые перевозки, но поскольку все это работает в абсолютно одинаковом режиме, мы туда сможем достаточно легко добавить и пассажирское движение.

Основные типы магнитолевитационной транспортной технологии

Сверхпроводящие электромагнитные катушки, расположенные внутри вагона, отталкиваются от электромагнитных катушек, расположенных на несущей конструкции пути (эстакаде). «Включение» магнитной левитации происходит после набора скорости
Электромагнитные катушки, расположенные и на вагоне, и на несущей конструкции пути (эстакаде), отталкиваются друг от друга
Постоянные магниты, расположенные на внешней конструкции вагона, притягиваются к ферромагнитной направляющей, расположенной на несущей конструкции на пути (эстакаде). За счет электромагнитных катушек регулируется сила притяжения

Готовы показать

— В марте в Государственной думе прошел «правительственный час» с главой РЖД Олегом Белозеровым. Тема — «О перспективах развития железнодорожного транспорта». В числе прочего ему был задан вопрос о технологии магнитной левитации. О том, есть ли в планах РЖД создание подвижного состава на магнитном подвесе. Из его ответа можно сделать вывод, что РЖД сосредоточены на развитии высокоскоростного движения, а технологию маглева считают недостаточно проработанной. Впрочем, там не исключают, что смогут подключиться к проекту в будущем. Как вы прокомментируете это его заявление?

— В нашем сообществе это выступление обсуждалось и отчасти вызвало некоторое недоумение. Господин Белозеров ссылался на уровень готовности технологий — это, видимо, линейка TRL — сказав, что технология магнитной левитации находится на третьей-четвертой ступени из девяти возможных. Соответственно, третий-четвертый уровни — это макеты. Но, простите, магнитная левитация от стадии макетов ушла в 1970-х годах.

В 2017 году я участвовал в первом международном форуме по магнитной левитации. Он проводился в Китае, в провинции Хэнань, и был приурочен к открытию городской линии маглева. К тому моменту японцы отрапортовали, что их городская линия Linimo в городе Нагоя уже окупилась. За пятнадцать лет. Это не скоростная линия, идет от центра города к международному выставочному центру. Там был очень серьезный пассажиропоток в самом начале, когда она была построена, затем по ней перемещались студенты, плюс там есть деловая зона. В общем, линия работает, у них было очень мало инцидентов за все время эксплуатации.

В Китае высокоскоростная линия по технологии Transrapid протяженностью 30 километров в коммерческой эксплуатации работает с начала 2000-х годов. И работает успешно. Да, там есть определенные проблемы с пассажиропотоком, но они искусственные. И это подтверждается тем, что в 2021 году китайцы анонсировали план развития этой линии: продление ее еще на 30 километров. То есть они от нее не отказываются.

Обе эти линии работают по технологии электромагнитного подвеса (EMS), где левитация обеспечивается за счет взаимодействия электромагнитов с ферромагнитными направляющими.

В Японии действует и высокоскоростная линия, где используется электродинамический подвес (EDS) на сверхпроводящих магнитах. В этом случае поезд «взлетает» после того, как набирает на обычных колесах скорость более 100 километров в час. И японцы по этой линии в тестовом режиме перевезли уже десятки тысяч человек.

Так что третий-четвертый уровень TRL здесь не просматривается, простите, никак.

Может быть, глава РЖД имел в виду российские разработки маглева, говоря о низком уровне готовности технологии? Да, у нас пока нет полноценной трассы. Но здесь нас во многом сдерживала как раз позиция Министерства транспорта и отсутствие реального инвестора. Теперь обе эти проблемы сняты.

У нас есть опыт Советского Союза, который дошел до тестовой линии: в городе Раменское была построена достаточно протяженная линия. Были также планы строительства маглева в Армении, и даже эстакаду там начали строить. То есть нам остается полшага сделать до гораздо более высокого уровня, все готово.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Казус Донского Казус Донского

Как завещание Дмитрия Донского привело к междусобице на Руси

Дилетант
Майя Дерен, Аньес Варда, Жюстин Трие: 10 женщин, которые изменили киноиндустрию Майя Дерен, Аньес Варда, Жюстин Трие: 10 женщин, которые изменили киноиндустрию

10 важных шагов женщин в истории кино, без которых оно развивалось бы иначе

Forbes
Возвращение «Метеора» Возвращение «Метеора»

В сентябре 2017 на воду спустили судно на подводных крыльях типа «Валдай 45Р»

Наука и техника
«Паутина страха» и «Судная ночь в Аркадии»: чем пугают дарвинистский арахнохоррор и тихий постапокалипсис с Николасом Кейджем? «Паутина страха» и «Судная ночь в Аркадии»: чем пугают дарвинистский арахнохоррор и тихий постапокалипсис с Николасом Кейджем?

Фильмы ужасов, которые одинаково сильно любят темноту и жутких существ

Правила жизни
Авианосцы постройки Великобритании и Франции. Часть 1. Великобритания Авианосцы постройки Великобритании и Франции. Часть 1. Великобритания

Королева Элизабет и её свита

Наука и техника
Скрытые герои гоночной трассы: люди, без которых невозможны автогонки Скрытые герои гоночной трассы: люди, без которых невозможны автогонки

Мы решили рассказать о скрытых героях гоночной трассы

Maxim
Александр Домогаров: Александр Домогаров:

Из театра я не уходил и надеюсь, что мне хватит моральных и душевных сил не уйти

Караван историй
Мебель века: 10 самых значимых предметов интерьера Мебель века: 10 самых значимых предметов интерьера

Топ-лист практичных арт-объектов, повлиявших на развитие мебельного дизайна

Psychologies
Артем Дервоед: «Солистом нужно родиться» Артем Дервоед: «Солистом нужно родиться»

Артем Дервоед о гитарной музыке и о том, как складываются судьбы гитаристов

Монокль
Игла престолов Игла престолов

Чем сейчас заняты представители когда-то могущественных династий?

Правила жизни
Самцы бонобо оказались агрессивнее самцов шимпанзе Самцы бонобо оказались агрессивнее самцов шимпанзе

Самцы бонобо чаще агрессивно атаковали других самцов, но не самок

N+1
Астрономы отыскали девять редких двойных цефеид Астрономы отыскали девять редких двойных цефеид

Астрономы подтвердили открытие девяти двойных систем, где обе звезды — цефеиды

N+1
45 в «кубе» 45 в «кубе»

За что мы любим «Гелендваген»

Автопилот
5 секретов, которые сделают отношения гармоничными и крепкими 5 секретов, которые сделают отношения гармоничными и крепкими

Как сделать так, чтобы общение с любимым человеком не переставало давать радость

Psychologies
Антидворянец: Императорский яхт-клуб Антидворянец: Императорский яхт-клуб

Самые свежие сплетни столетней давности. В этот раз – об Императорском яхт-клубе

Правила жизни
Убийство в Люблино. Что делать при встрече с автохамами на дороге — советы эксперта Убийство в Люблино. Что делать при встрече с автохамами на дороге — советы эксперта

Что делать при встрече с автохамами на дороге?

СНОБ
Где русская женщина, там всегда притяжение Где русская женщина, там всегда притяжение

Юлия Пересильд известна своей искренностью — это делает ее неуязвимой

OK!
Искусство общения Искусство общения

Как избежать конфликтных ситуаций и найти компромиссные решения

Лиза
«Казнить нельзя помиловать»: история высшей меры наказания в России «Казнить нельзя помиловать»: история высшей меры наказания в России

Как менялись законы, касающиеся смертной казни, в течение всей истории России

ТехИнсайдер
«Внутри семьи Толстых культа Льва Толстого нет» «Внутри семьи Толстых культа Льва Толстого нет»

Владимир Толстой: каково осознавать себя потомком Льва Николаевича

Правила жизни
«Синдром половика»: почему люди вытирают о вас ноги «Синдром половика»: почему люди вытирают о вас ноги

Если вам часто кажется, что окружающие вас используют, то вам не кажется

Psychologies
Подразделения по борьбе с киберпреступностью и технологическими диверсиями Подразделения по борьбе с киберпреступностью и технологическими диверсиями

Как различные страны мира разрабатывают системы противодействия киберугрозам

Обозрение армии и флота
Как фильм «Падение империи» показывает гражданскую войну глазами фотокорреспондентов Как фильм «Падение империи» показывает гражданскую войну глазами фотокорреспондентов

«Падение империи» Гарленда — фильм, которым режиссер подводит черту в профессии

Forbes
Зачем производители клеят пленки на стекла смартфонов Зачем производители клеят пленки на стекла смартфонов

Производители клеят на смартфоны специальную пленку. Зачем она нужна?

CHIP
Арт-пространство, отель и парк: что строили на месте известных тюрем Арт-пространство, отель и парк: что строили на месте известных тюрем

Чем известна «русская Бастилия» и во что перестраивали другие известные тюрьмы

СНОБ
Как медитировать правильно: рекомендации экспертов Как медитировать правильно: рекомендации экспертов

Как медитировать в домашних условиях, чтобы от этого была польза?

Psychologies
Чек-ап для всех. Каких врачей и как часто нужно посещать Чек-ап для всех. Каких врачей и как часто нужно посещать

К врачам важно ходить регулярно – чтобы ничего в дальнейшем не заболело

Лиза
От саванны до дивана: как появились сиамские и персидские кошки От саванны до дивана: как появились сиамские и персидские кошки

Как кошки совершили эволюционный рывок, покинув африканскую саванну?

Forbes
Высокоточные кассетные боеприпасы зарубежных стран Высокоточные кассетные боеприпасы зарубежных стран

Обзор самонаводящихся боевых элементов производства США

Обозрение армии и флота
Свет начал мерцать для разных людей на разной частоте Свет начал мерцать для разных людей на разной частоте

Ученые обнаружили разницу в скорости зрительного восприятия

N+1
Открыть в приложении