Флагманы испанского флота: «Принц Астурийский» и «Хуан Карлос I»

Наука и техникаHi-Tech

Авианосцы постройки Италии и Испании. Часть 2: Испания

Испанский легкий авианосец R11 «Принц Астурийский»

До 1967 года ВМС Испании не имели в своем составе авианосцев. Затем в США сроком на 5 лет был взят в аренду авианосец «Кэбот», переименованный в «Дедало». В 1973 году испанское правительство выкупило его у американцев. После проведенной модернизации его водоизмещение увеличилось до 16240 т, и он вместо 40 поршневых самолетов нес 7 «Харриеров» и 20 вертолетов «Си Кинг». Однако старый корабль не мог удовлетворить растущие амбиции испанских адмиралов.

На смену авианосцу «Дедало» пришел авианесущий корабль R11 «Принц Астурийский» («Principe de Asturias»). Хотя этот корабль целиком построен в Испании, он также имеет американские корни. С 1970-го по 1974 год в США велась разработка корабля контроля моря SCS (Sea Control Ship). Программа SCS была прекращена в 1975 году по финансовым соображениям, а главное, из-за серьезных проблем в разработке сверхзвукового самолета вертикального взлета и посадки. Проект был востребован по другую сторону океана. В 1977 году в Испании при техническом содействии американских фирм «Гиббс энд Кок Бэз Айрон Уоркс» и «Сперри» началось рабочее проектирование авианосца на базе корабля SCS, который и был заложен на верфи фирмы «Эмпресса Насьональ Базан» («E. N. Bazan») в Ферроле 8 октября 1979 года. Корабль был спущен на воду 22 мая 1982 года и введен в состав флота 30 мая 1988 года. Длительный период между спуском на воду и вводом в строй был обусловлен необходимостью внесения изменений в командно-управляющую систему, а также достройки флагманского мостика для облегчения использования авианосца в роли штабного корабля.

Водоизмещение – 17200 т; основные размерения – 195,9 х 24,3 х 9,4 м; скорость – 25 узлов; дальность плавания – 6500 (20) морских миль; экипаж – 555 (90) + 208 чел. Вооружение: самолеты «Хариер-2» – 6–8; вертолеты – 10–14; 20-мм 12-ствольные ЗАК «Мерокка» – 4.

«Принц Астурийский» разрабатывался специально для использования самолетов с вертикальным и укороченным взлетом и посадкой типа «Си Харриер». Полетная палуба снабжена термостойким покрытием и имеет размеры: в длину 175,3 м и 29 м в ширину. С левой стороны смонтирована небольшая надстройка островного типа. На этом корабле впервые была применена оригинальная архитектура корпуса со значительным подъемом полетной палубы в носовой ее части по всей ширине вместо рампы (трамплина), как на английском авианосце «Инвинсибл». Такой подъем полетной палубы обеспечивает взлет самолетов типа «Си Харриер» более эффективным методом «Ски Джамп» (лыжный прыжок). Ангар площадью 2300 м² находится под полетной палубой и вмещает в себя 17 летательных аппаратов. Кроме того, на полетной палубе можно разместить еще 12 действующих единиц. Ангар корабля снабжен всем необходимым оборудованием и приборами технического обслуживания, а также постами для заправки самолетов и вертолетов, кислородом и сжатым воздухом, пополнением боекомплекта. Подача самолетов и вертолетов из ангара на полетную палубу производится двумя самолетоподъемниками, которые размещены в носу и корме корабля и, соответственно, имеют размеры: 18х9 м и 10х15 м. Грузоподъемность каждого лифта – 29 т, время подъема – 30 с.

Для подъема находящихся на плаву аварийных летательных аппаратов на полетной палубе, перед надстройкой, смонтирован подъемный кран. Надстройка имеет небольшие размеры, при этом большая часть ее объема занята дымовой трубой и каналами для подачи воздуха в машинное отделение. В надстройке также оборудован флагманский командный пост, ходовая, штурманская и оперативная рубки, а также посты управления полетами и связи. Личный состав авианосца размещается в каютах и кубриках, оборудованных в надстройке, и на палубах под ангаром. Все жилые и служебные помещения подключены к системам вентиляции и кондиционирования воздуха. В 1990 году палубу оснастили английской системой световой сигнализации DAPS, а также расширили жилые помещения авиагруппы.

Особенностью авианосца является одновальная ГЭУ, состоящая из двух газотурбинных двигателей LM2500 компании «Дженерал Электрик» («General Electric»), работающих через редуктор (1:24) на один 5-лопастный винт диаметром 6,1 м. Для подавления шума винта установлена пузырьковая система «Прерия»/«Маскер» («Pradera»/«Enmascarador»). Для малого хода (4,5 уз.) в режиме поиска ПЛ имеется вспомогательный выдвижной винт с приводом от двух электродвигателей общей мощностью 1600 л.с. Наибольшая скорость хода авианосца составляет 26 узлов. Дальность плавания крейсерской скоростью 20 узлов равна 6500 миль.

Схема общего расположения авианосца «Принц Астурийский»

На корабле обычно базируется 6–8 самолетов «Матадор» (испанское обозначение палубного самолета «Си Харриер»), 6–8 противолодочных вертолетов «Си Кинг» и 4–8 вертолетов АВ212. Более точный состав авиакрыла зависит от конкретно поставленных задач. Для формирования авиакрыла корабля Испания закупила многоцелевые боевые самолеты ВВП EAV-8B «Харриер-2» и вертолеты ПЛО SH-60B «Сихок». Стандартное авиакрыло корабля состоит из 24 самолетов и вертолетов. При необходимости оно может быть увеличено до 37 летательных аппаратов путем использования для их размещения пространства полетной палубы. Для самообороны на корабль установили 4 зенитно-артиллерийские системы «Meroka» Mod 2B, в которую входили 12 автоматических 20-мм пушек «Эрликон («Oerlikon») и 2–6 37-мм пушек.

Экипаж имеет численность в 830 человек, из которых 90 офицеров, остальные матросы, а 230 человек приходится на авиагруппу. Личный состав авианосца размещался в каютах и кубриках, оборудованных в надстройке, и на палубах под ангаром.

После вступления в строй авианосца «Принц Астурииский» вокруг него образовалось корабельное соединение, получившее название группа «Альфа», которая является составной частью испанских сил быстрого развертывания. Корабль принял участие в ряде миротворческих миссий, но в реальные боевые действия ему вступать не приходилось. 28 июня 2005 года принимал участие в международных военно-морских торжествах в Портсмуте по случаю 200-й годовщины битвы в Трафальгаре. 14 марта 2009 года участвовал в маневрах НАТО в водах южной Сардинии. 10 и 13 июня 2010 года он участвовал в мероприятиях, посвященных столетию французской военно-морской авиации. 6 февраля 2013 года легкий авианосец «Принц Астурийский» был выведен из эксплуатации ВМС Испании в резерв.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Моя оборона Моя оборона

У нас много вопросов к специалистам по кибербезопасности

Men Today
Совладелица WeFamilyGroup — о развитии гастрономии в малых городах Совладелица WeFamilyGroup — о развитии гастрономии в малых городах

Марина Старчикова о том, как как развивается ресторанная индустрия в регионах

РБК
Лучшие дорамы, снятые по книгам Лучшие дорамы, снятые по книгам

Подборка леденящих кровь остросюжетных дорам, снятых по известным романам

Maxim
Пауки и панельки Пауки и панельки

«Паутина страха»: новая хоррор-классика

Weekend
Я — сноб: ресторатор Дмитрий Романов Я — сноб: ресторатор Дмитрий Романов

Ресторатор Дмитрий Романов — почему он все еще художник, а не бизнесмен

СНОБ
Ни дать ни взять: бизнес не хочет делиться с государством данными Ни дать ни взять: бизнес не хочет делиться с государством данными

Бизнес не хочет бесплатно отдавать государству персональные данные клиентов

Forbes
Качаться, чтобы передать потомкам хорошие гены: ученые говорят, что это может защитить их от болезней и ранней смерти Качаться, чтобы передать потомкам хорошие гены: ученые говорят, что это может защитить их от болезней и ранней смерти

Физические упражнения могут усиливать экспрессию генов, связанных с ростом мышц

ТехИнсайдер
Как на раз-два отмыть вафельницу с антипригарным покрытием с несъемными панелями Как на раз-два отмыть вафельницу с антипригарным покрытием с несъемными панелями

Как развести хмурые тучи и отмыть вашу электровафельницу с несъемными панелями

ТехИнсайдер
Экономика аншлага: к чему приведет театральный бум в России Экономика аншлага: к чему приведет театральный бум в России

В России театральный бум: спектаклей становится больше, цена билетов растет

Forbes
Как защитить свои аккаунты в социальных сетях: проверьте, все ли методы вы используете Как защитить свои аккаунты в социальных сетях: проверьте, все ли методы вы используете

Наличие пароля еще не говорит о том, что ваш аккаунт полностью защищен

ТехИнсайдер
Краткосрочное ОСАГО: 5 вопросов, которые возникают у каждого водителя Краткосрочное ОСАГО: 5 вопросов, которые возникают у каждого водителя

В каких случаях краткосрочное ОСАГО может быть выгодно?

ТехИнсайдер
8 причин, почему россияне все чаще расстаются после 20 лет брака 8 причин, почему россияне все чаще расстаются после 20 лет брака

Что такое «серый развод»? И почему россияне разводятся после 30 лет брака?

Psychologies
Как мошенники заставляют людей нарушать закон: объясняют психиатр и гипнотерапевт Как мошенники заставляют людей нарушать закон: объясняют психиатр и гипнотерапевт

Как мошенникам удается так ловко обводить людей вокруг пальца?

Psychologies
Ставка на валюту Ставка на валюту

Особенности выбора юаневых и замещающих облигаций

Деньги
Придумать украшения, которые никто не видел: как женщины развивают ювелирные бренды Придумать украшения, которые никто не видел: как женщины развивают ювелирные бренды

Самые влиятельных героинь ювелирной и часовой индустрии России

Forbes
Что не так со «Смутой» от новосибирской студии Cyberia Nova Что не так со «Смутой» от новосибирской студии Cyberia Nova

Разбираемся в причинах провала главной российской игры этого года

Maxim
Банки попросили отложить отказ от зарубежного софта Банки попросили отложить отказ от зарубежного софта

В России так и не появился ряд IТ-решений, рассчитанных на банковские системы

Forbes
Масштабы загрязнения вод суши полифторалкильными соединениями назвали недооцененными Масштабы загрязнения вод суши полифторалкильными соединениями назвали недооцененными

Предельная допустимая концентрация загрязнения превышена в половине проб воды

N+1
На счастье На счастье

Как привлечь удачу в свою жизнь и стать везучей

Лиза
7 признаков того, что жизнь проходит мимо вас 7 признаков того, что жизнь проходит мимо вас

Нравится ли вам то, как выглядит ваш обычный день? Что случилось с вашей мечтой?

Psychologies
5 эффективных способов избавиться от неприятного запаха с ковра 5 эффективных способов избавиться от неприятного запаха с ковра

Давайте же вернем в ваш дом запах свежести

ТехИнсайдер
Свет начал мерцать для разных людей на разной частоте Свет начал мерцать для разных людей на разной частоте

Ученые обнаружили разницу в скорости зрительного восприятия

N+1
Украшаем стол Украшаем стол

Необычные идеи окрашивания яиц и украшения стола

Лиза
Вы давно этого не делали: как правильно чистить коврик для компьютерной мыши Вы давно этого не делали: как правильно чистить коврик для компьютерной мыши

Как правильно почистить коврик для мышки из разных материалов

ТехИнсайдер
Плоский мир: обещает ли двумерное золото технологическую революцию Плоский мир: обещает ли двумерное золото технологическую революцию

Какие технологические достижения могут принести сверхтонкие слои золота

Forbes
Если вы узнаете эти секреты, макароны больше никогда не будут слипаться Если вы узнаете эти секреты, макароны больше никогда не будут слипаться

Казалось бы, что может быть проще, чем сварить макароны?

ТехИнсайдер
Туризм в Йеллоустоуне оказался причиной выброса миллиона тонн углекислого газа в год Туризм в Йеллоустоуне оказался причиной выброса миллиона тонн углекислого газа в год

65 процентов выбросов CO2 в Йеллоустоуне приходится на авиаперелеты

N+1
Не в смысле «шляпа» Не в смысле «шляпа»

Как начиналась одна из самых знаменитых финансовых афер в истории человечества

Дилетант
Жемчужина России. Путешествие в сердце Тувы Жемчужина России. Путешествие в сердце Тувы

Тыва — регион контрастов, где можно увидеть и вечную мерзлоту, и дюны пустыни

VOICE
Японцы сделали робоверсию ожившего трехногого стула из аниме Японцы сделали робоверсию ожившего трехногого стула из аниме

Инженеры воспроизвели оживший стул без одной ноги и научили его ходить

N+1
Открыть в приложении