Флагманы испанского флота: «Принц Астурийский» и «Хуан Карлос I»

Наука и техникаHi-Tech

Авианосцы постройки Италии и Испании. Часть 2: Испания

Испанский легкий авианосец R11 «Принц Астурийский»

До 1967 года ВМС Испании не имели в своем составе авианосцев. Затем в США сроком на 5 лет был взят в аренду авианосец «Кэбот», переименованный в «Дедало». В 1973 году испанское правительство выкупило его у американцев. После проведенной модернизации его водоизмещение увеличилось до 16240 т, и он вместо 40 поршневых самолетов нес 7 «Харриеров» и 20 вертолетов «Си Кинг». Однако старый корабль не мог удовлетворить растущие амбиции испанских адмиралов.

На смену авианосцу «Дедало» пришел авианесущий корабль R11 «Принц Астурийский» («Principe de Asturias»). Хотя этот корабль целиком построен в Испании, он также имеет американские корни. С 1970-го по 1974 год в США велась разработка корабля контроля моря SCS (Sea Control Ship). Программа SCS была прекращена в 1975 году по финансовым соображениям, а главное, из-за серьезных проблем в разработке сверхзвукового самолета вертикального взлета и посадки. Проект был востребован по другую сторону океана. В 1977 году в Испании при техническом содействии американских фирм «Гиббс энд Кок Бэз Айрон Уоркс» и «Сперри» началось рабочее проектирование авианосца на базе корабля SCS, который и был заложен на верфи фирмы «Эмпресса Насьональ Базан» («E. N. Bazan») в Ферроле 8 октября 1979 года. Корабль был спущен на воду 22 мая 1982 года и введен в состав флота 30 мая 1988 года. Длительный период между спуском на воду и вводом в строй был обусловлен необходимостью внесения изменений в командно-управляющую систему, а также достройки флагманского мостика для облегчения использования авианосца в роли штабного корабля.

Водоизмещение – 17200 т; основные размерения – 195,9 х 24,3 х 9,4 м; скорость – 25 узлов; дальность плавания – 6500 (20) морских миль; экипаж – 555 (90) + 208 чел. Вооружение: самолеты «Хариер-2» – 6–8; вертолеты – 10–14; 20-мм 12-ствольные ЗАК «Мерокка» – 4.

«Принц Астурийский» разрабатывался специально для использования самолетов с вертикальным и укороченным взлетом и посадкой типа «Си Харриер». Полетная палуба снабжена термостойким покрытием и имеет размеры: в длину 175,3 м и 29 м в ширину. С левой стороны смонтирована небольшая надстройка островного типа. На этом корабле впервые была применена оригинальная архитектура корпуса со значительным подъемом полетной палубы в носовой ее части по всей ширине вместо рампы (трамплина), как на английском авианосце «Инвинсибл». Такой подъем полетной палубы обеспечивает взлет самолетов типа «Си Харриер» более эффективным методом «Ски Джамп» (лыжный прыжок). Ангар площадью 2300 м² находится под полетной палубой и вмещает в себя 17 летательных аппаратов. Кроме того, на полетной палубе можно разместить еще 12 действующих единиц. Ангар корабля снабжен всем необходимым оборудованием и приборами технического обслуживания, а также постами для заправки самолетов и вертолетов, кислородом и сжатым воздухом, пополнением боекомплекта. Подача самолетов и вертолетов из ангара на полетную палубу производится двумя самолетоподъемниками, которые размещены в носу и корме корабля и, соответственно, имеют размеры: 18х9 м и 10х15 м. Грузоподъемность каждого лифта – 29 т, время подъема – 30 с.

Для подъема находящихся на плаву аварийных летательных аппаратов на полетной палубе, перед надстройкой, смонтирован подъемный кран. Надстройка имеет небольшие размеры, при этом большая часть ее объема занята дымовой трубой и каналами для подачи воздуха в машинное отделение. В надстройке также оборудован флагманский командный пост, ходовая, штурманская и оперативная рубки, а также посты управления полетами и связи. Личный состав авианосца размещается в каютах и кубриках, оборудованных в надстройке, и на палубах под ангаром. Все жилые и служебные помещения подключены к системам вентиляции и кондиционирования воздуха. В 1990 году палубу оснастили английской системой световой сигнализации DAPS, а также расширили жилые помещения авиагруппы.

Особенностью авианосца является одновальная ГЭУ, состоящая из двух газотурбинных двигателей LM2500 компании «Дженерал Электрик» («General Electric»), работающих через редуктор (1:24) на один 5-лопастный винт диаметром 6,1 м. Для подавления шума винта установлена пузырьковая система «Прерия»/«Маскер» («Pradera»/«Enmascarador»). Для малого хода (4,5 уз.) в режиме поиска ПЛ имеется вспомогательный выдвижной винт с приводом от двух электродвигателей общей мощностью 1600 л.с. Наибольшая скорость хода авианосца составляет 26 узлов. Дальность плавания крейсерской скоростью 20 узлов равна 6500 миль.

Схема общего расположения авианосца «Принц Астурийский»

На корабле обычно базируется 6–8 самолетов «Матадор» (испанское обозначение палубного самолета «Си Харриер»), 6–8 противолодочных вертолетов «Си Кинг» и 4–8 вертолетов АВ212. Более точный состав авиакрыла зависит от конкретно поставленных задач. Для формирования авиакрыла корабля Испания закупила многоцелевые боевые самолеты ВВП EAV-8B «Харриер-2» и вертолеты ПЛО SH-60B «Сихок». Стандартное авиакрыло корабля состоит из 24 самолетов и вертолетов. При необходимости оно может быть увеличено до 37 летательных аппаратов путем использования для их размещения пространства полетной палубы. Для самообороны на корабль установили 4 зенитно-артиллерийские системы «Meroka» Mod 2B, в которую входили 12 автоматических 20-мм пушек «Эрликон («Oerlikon») и 2–6 37-мм пушек.

Экипаж имеет численность в 830 человек, из которых 90 офицеров, остальные матросы, а 230 человек приходится на авиагруппу. Личный состав авианосца размещался в каютах и кубриках, оборудованных в надстройке, и на палубах под ангаром.

После вступления в строй авианосца «Принц Астурииский» вокруг него образовалось корабельное соединение, получившее название группа «Альфа», которая является составной частью испанских сил быстрого развертывания. Корабль принял участие в ряде миротворческих миссий, но в реальные боевые действия ему вступать не приходилось. 28 июня 2005 года принимал участие в международных военно-морских торжествах в Портсмуте по случаю 200-й годовщины битвы в Трафальгаре. 14 марта 2009 года участвовал в маневрах НАТО в водах южной Сардинии. 10 и 13 июня 2010 года он участвовал в мероприятиях, посвященных столетию французской военно-морской авиации. 6 февраля 2013 года легкий авианосец «Принц Астурийский» был выведен из эксплуатации ВМС Испании в резерв.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александр Михайлов о съемках в фильме «Любовь и голуби» и о работе с Гурченко, Дорошиной, Гундаревой Александр Михайлов о съемках в фильме «Любовь и голуби» и о работе с Гурченко, Дорошиной, Гундаревой

Дал себе слово, что сделаю все возможное и невозможное, но стану актером

Караван историй
Как быстро почистить и избавить от запахов тканевый диван: советы клинеров Как быстро почистить и избавить от запахов тканевый диван: советы клинеров

Быстрая чистка тканевого дивана: пошаговая инструкция

VOICE
Роковое увлечение Роковое увлечение

Музыка, рыбалка, фотография – его хобби только притворяются милыми и невинными!

VOICE
Ты просто космос, Стася Ты просто космос, Стася

Стася Милославская о семейных ценностях и об изменениях в обществе

Правила жизни
Больше никаких шуток: как российский тренер покоряет китайскую Суперлигу Больше никаких шуток: как российский тренер покоряет китайскую Суперлигу

Как идут дела у российского тренера Леонида Слуцкого в экзотической лиге

Forbes
ВОЗ сообщила о 3500 смертях от вирусных гепатитов в мире ежедневно ВОЗ сообщила о 3500 смертях от вирусных гепатитов в мире ежедневно

ВОЗ представила доклад о вирусных гепатитах Global hepatitis report

N+1
Ученый Юджин Асерински экспериментировал на сыне и изменил восприятие сна! Узнайте историю успеха Ученый Юджин Асерински экспериментировал на сыне и изменил восприятие сна! Узнайте историю успеха

Как ученые изменили представление людей о привычной ночной деятельности

ТехИнсайдер
Янис Чамалиди Янис Чамалиди

Помпейские росписи и работы медиахудожника Rinatto L'Bank в квартире дизайнера

Собака.ru
«Заглушка» от безопасности: как регулярные аварии подрывают имидж и экономику Boeing «Заглушка» от безопасности: как регулярные аварии подрывают имидж и экономику Boeing

Крупнейший самолетостроителей мира не заботится о качестве своей продукции

Forbes
Добытый в Польше свинец экспортировали в Древнюю Русь Добытый в Польше свинец экспортировали в Древнюю Русь

Ученые провели химический анализ 14 свинцовых печатей и пломб из древних городов

N+1
Модели советских автобусов: когда появились первые автобусы в СССР Модели советских автобусов: когда появились первые автобусы в СССР

Какие из автобусов вошли в историю отечественного автопрома

РБК
Узнайте, как жестокое обращение с детьми влияет на психику во взрослой жизни! Интересные факты Узнайте, как жестокое обращение с детьми влияет на психику во взрослой жизни! Интересные факты

Жестокое обращение в детстве негативно влияет на здоровье во взрослом возрасте

ТехИнсайдер
Не только собака Не только собака

Семь идеальных питомцев для маленького ребенка: дружелюбных и гипоаллергенных

Лиза
Искусство общения Искусство общения

Как избежать конфликтных ситуаций и найти компромиссные решения

Лиза
Послеродовая депрессия: что нужно знать близким Послеродовая депрессия: что нужно знать близким

Послеродовая депрессия это не усталость, не «минутная слабость» и не каприз

Psychologies
Какие мужские качества гарантируют счастливые отношения Какие мужские качества гарантируют счастливые отношения

Какие качества помогают мужчинам изменить и сохранить отношения в браке?

Psychologies
10 привычек, которые точно разрушат вашу эмоциональную связь с партнером 10 привычек, которые точно разрушат вашу эмоциональную связь с партнером

Какие именно привычки представляют серьезную угрозу для отношений

Psychologies
В чем плюсы и минусы редевелопмента промышленных зданий В чем плюсы и минусы редевелопмента промышленных зданий

Имеет ли смысл реконструировать промышленные здания?

СНОБ
Почему никто не любит умных женщин: 7 причин Почему никто не любит умных женщин: 7 причин

Почему мужчины до сих пор не воспринимают женщин как равных?

Psychologies
Уснуть в пути и проснуться: 8 принципов безопасной ночевки в машине Уснуть в пути и проснуться: 8 принципов безопасной ночевки в машине

Что нужно знать перед ночевкой в машине, чтобы она была безопасной

ТехИнсайдер
Малые, но не забытые: как поддерживают коренные народы, ведущие традиционный образ жизни Малые, но не забытые: как поддерживают коренные народы, ведущие традиционный образ жизни

С какими проблемами встречаются коренные народы России?

ФедералПресс
Как пережить родительское собрание: 10 полезных советов Как пережить родительское собрание: 10 полезных советов

Почему мы боимся родительских собраний и как минимизировать негатив от них?

Psychologies
ИИ обучился футбольной тактике на игре «Ливерпуля», и готов консультировать тренеров ИИ обучился футбольной тактике на игре «Ливерпуля», и готов консультировать тренеров

ИИ-модель TacticAI, разработанная командой Google DeepMind, обучилась футболу

ТехИнсайдер
Самая любимая Самая любимая

Направление self-care лечит не только тело, но и душу

Лиза
Мигранты развиваются вместе с российской экономикой Мигранты развиваются вместе с российской экономикой

Растет численность квалифицированного персонала из стран ближнего зарубежья

Монокль
Сын за отца: Андрей Тарковский — младший о доке «Андрей Рублев: Воспоминания о фильме» Сын за отца: Андрей Тарковский — младший о доке «Андрей Рублев: Воспоминания о фильме»

Чем авторская версия «Рублева» отличается от общедоступной?

Правила жизни
Тираннозавры оказались глупее, чем считали ученые Тираннозавры оказались глупее, чем считали ученые

Тираннозавр был не умнее среднестатистической ящерицы или крокодила

ТехИнсайдер
Потеря контроля и безопасности: как справиться с культурным шоком за границей Потеря контроля и безопасности: как справиться с культурным шоком за границей

Разбираемся, как распознать культурный шок и эффективно справиться с ним

ТехИнсайдер
Из центра на периферию: почему молодежь уезжает из мегаполисов Из центра на периферию: почему молодежь уезжает из мегаполисов

Почему молодежь все чаще связывает свое будущее с городами на периферии

ФедералПресс
Почему вы всегда опаздываете Почему вы всегда опаздываете

Почему же вы продолжаете опаздывать?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении