Флагманы испанского флота: «Принц Астурийский» и «Хуан Карлос I»

Наука и техникаHi-Tech

Авианосцы постройки Италии и Испании. Часть 2: Испания

Испанский легкий авианосец R11 «Принц Астурийский»

До 1967 года ВМС Испании не имели в своем составе авианосцев. Затем в США сроком на 5 лет был взят в аренду авианосец «Кэбот», переименованный в «Дедало». В 1973 году испанское правительство выкупило его у американцев. После проведенной модернизации его водоизмещение увеличилось до 16240 т, и он вместо 40 поршневых самолетов нес 7 «Харриеров» и 20 вертолетов «Си Кинг». Однако старый корабль не мог удовлетворить растущие амбиции испанских адмиралов.

На смену авианосцу «Дедало» пришел авианесущий корабль R11 «Принц Астурийский» («Principe de Asturias»). Хотя этот корабль целиком построен в Испании, он также имеет американские корни. С 1970-го по 1974 год в США велась разработка корабля контроля моря SCS (Sea Control Ship). Программа SCS была прекращена в 1975 году по финансовым соображениям, а главное, из-за серьезных проблем в разработке сверхзвукового самолета вертикального взлета и посадки. Проект был востребован по другую сторону океана. В 1977 году в Испании при техническом содействии американских фирм «Гиббс энд Кок Бэз Айрон Уоркс» и «Сперри» началось рабочее проектирование авианосца на базе корабля SCS, который и был заложен на верфи фирмы «Эмпресса Насьональ Базан» («E. N. Bazan») в Ферроле 8 октября 1979 года. Корабль был спущен на воду 22 мая 1982 года и введен в состав флота 30 мая 1988 года. Длительный период между спуском на воду и вводом в строй был обусловлен необходимостью внесения изменений в командно-управляющую систему, а также достройки флагманского мостика для облегчения использования авианосца в роли штабного корабля.

Водоизмещение – 17200 т; основные размерения – 195,9 х 24,3 х 9,4 м; скорость – 25 узлов; дальность плавания – 6500 (20) морских миль; экипаж – 555 (90) + 208 чел. Вооружение: самолеты «Хариер-2» – 6–8; вертолеты – 10–14; 20-мм 12-ствольные ЗАК «Мерокка» – 4.

«Принц Астурийский» разрабатывался специально для использования самолетов с вертикальным и укороченным взлетом и посадкой типа «Си Харриер». Полетная палуба снабжена термостойким покрытием и имеет размеры: в длину 175,3 м и 29 м в ширину. С левой стороны смонтирована небольшая надстройка островного типа. На этом корабле впервые была применена оригинальная архитектура корпуса со значительным подъемом полетной палубы в носовой ее части по всей ширине вместо рампы (трамплина), как на английском авианосце «Инвинсибл». Такой подъем полетной палубы обеспечивает взлет самолетов типа «Си Харриер» более эффективным методом «Ски Джамп» (лыжный прыжок). Ангар площадью 2300 м² находится под полетной палубой и вмещает в себя 17 летательных аппаратов. Кроме того, на полетной палубе можно разместить еще 12 действующих единиц. Ангар корабля снабжен всем необходимым оборудованием и приборами технического обслуживания, а также постами для заправки самолетов и вертолетов, кислородом и сжатым воздухом, пополнением боекомплекта. Подача самолетов и вертолетов из ангара на полетную палубу производится двумя самолетоподъемниками, которые размещены в носу и корме корабля и, соответственно, имеют размеры: 18х9 м и 10х15 м. Грузоподъемность каждого лифта – 29 т, время подъема – 30 с.

Для подъема находящихся на плаву аварийных летательных аппаратов на полетной палубе, перед надстройкой, смонтирован подъемный кран. Надстройка имеет небольшие размеры, при этом большая часть ее объема занята дымовой трубой и каналами для подачи воздуха в машинное отделение. В надстройке также оборудован флагманский командный пост, ходовая, штурманская и оперативная рубки, а также посты управления полетами и связи. Личный состав авианосца размещается в каютах и кубриках, оборудованных в надстройке, и на палубах под ангаром. Все жилые и служебные помещения подключены к системам вентиляции и кондиционирования воздуха. В 1990 году палубу оснастили английской системой световой сигнализации DAPS, а также расширили жилые помещения авиагруппы.

Особенностью авианосца является одновальная ГЭУ, состоящая из двух газотурбинных двигателей LM2500 компании «Дженерал Электрик» («General Electric»), работающих через редуктор (1:24) на один 5-лопастный винт диаметром 6,1 м. Для подавления шума винта установлена пузырьковая система «Прерия»/«Маскер» («Pradera»/«Enmascarador»). Для малого хода (4,5 уз.) в режиме поиска ПЛ имеется вспомогательный выдвижной винт с приводом от двух электродвигателей общей мощностью 1600 л.с. Наибольшая скорость хода авианосца составляет 26 узлов. Дальность плавания крейсерской скоростью 20 узлов равна 6500 миль.

Схема общего расположения авианосца «Принц Астурийский»

На корабле обычно базируется 6–8 самолетов «Матадор» (испанское обозначение палубного самолета «Си Харриер»), 6–8 противолодочных вертолетов «Си Кинг» и 4–8 вертолетов АВ212. Более точный состав авиакрыла зависит от конкретно поставленных задач. Для формирования авиакрыла корабля Испания закупила многоцелевые боевые самолеты ВВП EAV-8B «Харриер-2» и вертолеты ПЛО SH-60B «Сихок». Стандартное авиакрыло корабля состоит из 24 самолетов и вертолетов. При необходимости оно может быть увеличено до 37 летательных аппаратов путем использования для их размещения пространства полетной палубы. Для самообороны на корабль установили 4 зенитно-артиллерийские системы «Meroka» Mod 2B, в которую входили 12 автоматических 20-мм пушек «Эрликон («Oerlikon») и 2–6 37-мм пушек.

Экипаж имеет численность в 830 человек, из которых 90 офицеров, остальные матросы, а 230 человек приходится на авиагруппу. Личный состав авианосца размещался в каютах и кубриках, оборудованных в надстройке, и на палубах под ангаром.

После вступления в строй авианосца «Принц Астурииский» вокруг него образовалось корабельное соединение, получившее название группа «Альфа», которая является составной частью испанских сил быстрого развертывания. Корабль принял участие в ряде миротворческих миссий, но в реальные боевые действия ему вступать не приходилось. 28 июня 2005 года принимал участие в международных военно-морских торжествах в Портсмуте по случаю 200-й годовщины битвы в Трафальгаре. 14 марта 2009 года участвовал в маневрах НАТО в водах южной Сардинии. 10 и 13 июня 2010 года он участвовал в мероприятиях, посвященных столетию французской военно-морской авиации. 6 февраля 2013 года легкий авианосец «Принц Астурийский» был выведен из эксплуатации ВМС Испании в резерв.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вертолет, который смог Вертолет, который смог

Как Ingenuity собирает данные на Марсе

ТехИнсайдер
Как освоить бег босиком и избежать ошибок новичка Как освоить бег босиком и избежать ошибок новичка

Что такое босоногий бег и чем он полезен?

ТехИнсайдер
За и против За и против

Друзья и враги Симона Петлюры иногда переходили из одного стана в другой

Дилетант
Как снизить кортизол в организме: 6 эффективных способов Как снизить кортизол в организме: 6 эффективных способов

Как понизить уровень кортизола? С чем связано его накопление в организме?

Psychologies
Алиса вернулась Алиса вернулась

Дарья Верещагина поделилась мыслями о съемках, актерском эго, бунтарстве и любви

VOICE
Электрокарский cловарь. Мужская версия Электрокарский cловарь. Мужская версия

Толковый словарь электромобилиста

Автопилот
Пароход «Челюскин» и великолепная семерка. К 90-й годовщине уникальной спасательной операции Пароход «Челюскин» и великолепная семерка. К 90-й годовщине уникальной спасательной операции

Как эвакуировали пассажиров раздавленного льдами парохода «Челюскин»

Наука и техника
План «Б» План «Б»

Истории звезд о казусах во время путешествий по миру

Grazia
Огород как арт-объект Огород как арт-объект

Сажаем овощи не только правильно, но и красиво

Лиза
Небермудский треугольник: как мы становимся заложниками собственной ролевой игры в отношениях Небермудский треугольник: как мы становимся заложниками собственной ролевой игры в отношениях

В чем суть треугольника Карпмана и его опасность, а главное: как из него выйти?

Psychologies
Как защитить детей от сексуализированного насилия: инструкция для родителей Как защитить детей от сексуализированного насилия: инструкция для родителей

Почему важно говорить о сексуализированном насилии над детьми?

Psychologies
Как вулканы повлияли на атмосферу Венеры Как вулканы повлияли на атмосферу Венеры

В новой работе исследователей рассматривается вопрос вулканизма на Венере

ТехИнсайдер
Geely Okavango. Минус миллион Geely Okavango. Минус миллион

Geely Okavango, пожалуй, самый любопытный автомобиль в линейке Geely

4x4 Club
Диба Заргарпур: «Отражения нашего дома». Отрывок из дебютного романа Диба Заргарпур: «Отражения нашего дома». Отрывок из дебютного романа

Книга стала дебютом для Дибы Заргарпур о ее афгано-узбекском наследии

СНОБ
Царь Ирод Царь Ирод

Царь Ирод: злой гений или величайший строитель?

Знание – сила
Загадки прекрасных дам Загадки прекрасных дам

Как и зачем древние люди в разных частях континента начали создавать «венер»

Вокруг света
Общество нового чипа: почему так важен технологический суверенитет в области ИИ Общество нового чипа: почему так важен технологический суверенитет в области ИИ

Почему возможность производить процессоры и микрочипы — не только преимущество

Forbes
Восстановить мост в Балтиморе мешает закон, придуманный во времена парусных кораблей Восстановить мост в Балтиморе мешает закон, придуманный во времена парусных кораблей

Владельцы MV Dali, врезавшегося в мост, могут избежать ответственности

ТехИнсайдер
Новый дивидендный сезон: что частные инвесторы получат по его итогам Новый дивидендный сезон: что частные инвесторы получат по его итогам

Кто и сколько заплатит акционерам и что из этого достанется частным инвесторам?

Forbes
Сдвинуть Землю и умереть: 5 удивительных фактов о самой мощной ГЭС в мире Сдвинуть Землю и умереть: 5 удивительных фактов о самой мощной ГЭС в мире

Говорят, эта ГЭС так велика, что её можно увидеть с Луны

ТехИнсайдер
За кадром: как женщины стараются развивать российскую киноиндустрию в новых условиях За кадром: как женщины стараются развивать российскую киноиндустрию в новых условиях

Как дистрибьюторы в киноиндустрии поддерживаются выстраиваемые процессы

Forbes
Полет Гагарина Полет Гагарина

Как на самом деле проходил первый полет Гагарина в космос?

Знание – сила
Построил Джек Построил Джек

Гибрид начинает и выигрывает

Автопилот
Оставить кожуру! 10 продуктов, которые можно не чистить перед употреблением Оставить кожуру! 10 продуктов, которые можно не чистить перед употреблением

10 продуктов, в кожуре которых содержится много питательных веществ

ТехИнсайдер
Не по зубам Не по зубам

Мнение эндокринолога об интуитивном питании, лишнем весе и диетах

Grazia
Замедление Европы Замедление Европы

Как страны Старого Света растеряли свои экономические преимущества

Деньги
Главный финансовый психолог Главный финансовый психолог

Как Даниэль Канеман сделал экономическую науку человечнее

Деньги
Поздравлять бывшего с днем рождения или нет: мнения психологов Поздравлять бывшего с днем рождения или нет: мнения психологов

Нужно ли полностью игнорировать существование бывшего партнера?

Psychologies
На счастье На счастье

Как привлечь удачу в свою жизнь и стать везучей

Лиза
Не стучись в мою дверь: 5 сериалов-антологий в жанре ужасов Не стучись в мою дверь: 5 сериалов-антологий в жанре ужасов

Хорроры-антологии, которые не позволят вам от себя оторваться

Правила жизни
Открыть в приложении