Об одной вещи, без которой жизнь горожанина превратится в кошмар

Наука и жизньHi-Tech

По вертикальной траектории

Андрей Савченкнко, инженер

Фото: Андрея Савченко

В современном большом городе можно обойтись какое-то время без метро, без телефона, интернета, супермаркетов и даже без горячей воды прожить, в общем, можно. Но есть одна вещь, без которой жизнь горожанина превратится в кошмар. Это лифт. Нет, не социальный, а тот, что есть почти в каждом подъезде. Именно лифт позволил создать современные мегаполисы с их многоэтажными кварталами. Благодаря этому скромному и незаменимому помощнику человечество сконцентрировалось на небольших территориях, что резко изменило весь уклад жизни и даже ход развития цивилизации.

Как они работают

Когда-то лифты были с ручным приводом. Разумеется, вращали рукоятки лебёдок не благородные пассажиры, а их слуги. Потом появилась паровая машина, а вслед за ней, ближе к концу XIX века, подоспели электромоторы. С тех пор принцип работы лифта почти не изменился.

Шахта лифта. Фото: Tomaž Žibert, Wikimedia Commons, GFDL

На крыше или на чердаке здания, где находится лифт, размещается машинное помещение. В нём вертикально стоит электродвигатель и червячный редуктор, который замедляет вращение и увеличивает усилие. Двигатель в блоке с редуктором носит название лифтовой машины, или лебёдки. На выходном валу редуктора установлен тяговый шкив — большое чугунное колесо с канавками-ручьями по внешнему диаметру. По этим канавкам пропущены стальные канаты, обычно не совсем правильно называемые тросами. Канаты опускаются в лифтовую шахту — вертикальный туннель, проходящий через все этажи здания. Один конец каната крепится к кабине лифта, другой связан с противовесом через дополнительный шкив, чтобы канат дотянулся до пути движения противовеса в шахте позади кабины. Противовес — это набор чугунных или бетонных грузов, собранных на раме. При вращении шкива лебёдки противовес и кабина скользят или катятся на резиновых роликах по рельсам-направляющим, закреплённым на стенах шахты.

Задача противовеса — уравновешивать массу кабины с пассажирами. Когда кабина движется вверх, противовес опускается, и наоборот. В результате двигателю не приходится поднимать полный груз, он только перемещает примерно равные массы туда-сюда по вертикали. Поэтому и мощность мотора не очень велика — для лифта грузоподъёмностью 350 кг (это лишь пассажиры и багаж без учёта массы кабины) достаточно электродвигателя мощностью всего около 5 кВт. Что даже меньше полной мощности четырёхконфорочной электрической плиты.

Важный момент — канат не закреплён на тяговом шкиве, рабочее усилие передаётся на него только трением, чему помогает специальный профиль ручьёв шкива, заклинивающий канат. В этом принципиальное отличие лифтовой лебёдки от обычной, вроде тельфера, где трос намертво крепится к барабану и наматывается на него слоями по спирали. Сам канат сплетён из высокопрочной стальной проволоки, а в сердцевине у него находится пропитанный маслом сердечник из пеньки или льна. При изгибах каната масло то выдавливается из сердечника, то снова впитывается, продлевая ресурс каната и защищая его от коррозии.

Как их делают

Выпуск лифтов — дело полезное и выгодное. Особенно в условиях массового строительства нового жилья и ремонта старых зданий. Кстати, нормативный срок службы лифта до его капитального ремонта или замены сейчас составляет 25 лет. Так что молодой человек аналогичного возраста, поселившись в новом доме, увидит замену лифта только к своему золотому юбилею. Звучит немного грустно, но оцените, какая требуется стойкость и надёжность всех деталей этой машины.

Производство лифтового оборудования сегодня не только высокотехнологичное, но и экологичное. В современных цехах практически отсутствует металлическая стружка, вечно связанная с ней масляная грязь и станочная охлаждающая жидкость на полу. Листовые панели для элементов кабин раскраиваются лазерным резаком с программным управлением. По предложению технологов, от плазменной и водяной резки заготовок отказались из-за повышенных энергозатрат и невысокого качества кромок, что требует их дополнительной обработки. Отказались также от дорогой и шумной штамповки, все детали рождаются на гибочных прессах, отверстия перфорации вырубаются с минимальным шумом. Уровень отходов всего 15%, этот металл собирается и отправляется на переплавку. Сварка — только точечная с минимальным выделением вредных газов и незначительными затратами энергии. Не очень полезной для здоровья пайки проводов тоже нет, все соединения собираются на клеммах.

Окрашивают панели кабин порошковой краской с отверждением в малярной печи, а это обеспечивает не только высокую стойкость покрытия, но и отсутствие на производстве не самых полезных растворителей с их ароматами.

В начале XX века лифты были с ручным управлением. Для движения вверх нужно было повернуть ручку влево, а для движения вниз — вправо. лестФото: Greg’s Southern Ontario, Flickr.com

Комфорт и красота

Лифт — самый «короткий» вид транспорта, рейс на нём занимает обычно меньше минуты или чуть больше (в высотных зданиях), но и этот краткий миг не должен чем-либо огорчить пассажира. Лифты прежних поколений дёргались, лязгали и скрипели. Люди постарше расскажут и про грохочущие сетчатые двери у кабин с ручным открыванием. Нынешние лифты ходят тихо и плавно, сам момент старта и остановки практически незаметен.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Картинки» натуралиста «Картинки» натуралиста

Что отражено в русских названиях птиц из семейства куликов?

Наука и жизнь
«Чеченцы». Поколение «Чеченцы». Поколение

Кем были воины, прошедшие первую и вторую чеченские кампании?

Монокль
Роботы теснят программистов Роботы теснят программистов

Какие факторы провоцируют нарастающую волну увольнений специалистов в сфере IT

Монокль
«Азбука» для «Магнита» «Азбука» для «Магнита»

Фокус инвесторов «Магнита» остается на финансовых результатах

Ведомости
«Обогащайтесь!» «Обогащайтесь!»

От старшего брата тамбовцам остались легенды — и мрачное пророчество

Дилетант
Женщина на борту Женщина на борту

Женщины в море: против суеверий, морских богов и стереотипов

Y Magazine
Атлантические крепости Третьего рейха Атлантические крепости Третьего рейха

Атлантический вал: порты-крепости и их роль в обороне Третьего рейха

Наука и техника
Чечня. Четверть века боли и боя Чечня. Четверть века боли и боя

Краткая история причин, хода и результатов двух чеченских кампаний

Монокль
Электрическое движение Электрическое движение

Электродвижение в яхтинге: путь к экологичной навигации

Y Magazine
Цветок троллей Цветок троллей

Купальница европейская: когда одна стоит, и то мимо не пройдёшь

Наука и жизнь
Пять штрихов к портрету «Афгана» Пять штрихов к портрету «Афгана»

Ключевые задачи и решения 40-й армии в Афганистане

Монокль
О любви и Дягилеве О любви и Дягилеве

Красота, грация, любовь — что вы увидите в Денисе Родькине и Элеоноре Севенард

Moodboard
Идем по циклу Идем по циклу

Что в менструальном цикле считается нормой, а когда требуется внимание

Лиза
Геохимики СПбГУ первыми в России датировали подводный минерал из крупнейшего бассейна восточной Арктики Геохимики СПбГУ первыми в России датировали подводный минерал из крупнейшего бассейна восточной Арктики

Геологи СПбГУ смогли первыми определить возраст подводного арктического минерала

Знание – сила
Цирцея и Фея Моргана: как героини древних мифов вдохновляют современных писательниц Цирцея и Фея Моргана: как героини древних мифов вдохновляют современных писательниц

Шесть современных произведений, которые переосмысляют легендарные сюжеты

Forbes
Янская стоянка. Палеолитический человек за полярным кругом Янская стоянка. Палеолитический человек за полярным кругом

Янская стоянка — самые северные следы Homo sapiens в Арктике

Наука и техника
Магдала Магдала

Место паломничества археологов: Магдала – город, упоминаемый в Евангелии

Знание – сила
Древнему жителю Китаю ампутировали ногу в наказание Древнему жителю Китаю ампутировали ногу в наказание

Ампутацию считают древнейшей хирургической операцией

N+1
Сага мужества и стойкости Сага мужества и стойкости

Четыре года схваток сплотили союзников сильнее, чем дипломатические трактаты

Монокль
Заменили отцов на заводах Заменили отцов на заводах

Юные герои тыла: как дети работали на заводах во время Великой Отечественной

Ведомости
Этноконфессиональные особенности мясного потребления Этноконфессиональные особенности мясного потребления

Под влиянием каких факторов меняется ассортимент мясной продукции

Агроинвестор
О наследии Стефана Пермского О наследии Стефана Пермского

Кто может считаться первым исследователем истории и культуры коми народа?

Знание – сила
Киловатты комфорта Киловатты комфорта

AVATR 11: электромощность, переведённая в комфорт

Y Magazine
«Мы не воюем, мы работаем» «Мы не воюем, мы работаем»

О службе в Афганистане и Чечне, а также о специфике работы советских погранвойск

Монокль
Стравинский. Танцы. Люди Стравинский. Танцы. Люди

Денис Мережковский разбирается в правилах хореографического импортозамещения

Moodboard
Раннее взросление Раннее взросление

История одной семьи, переданная в письмах

Знание – сила
На зарядку становись: как развиваются инфраструктурные технологии для электромобилей На зарядку становись: как развиваются инфраструктурные технологии для электромобилей

Как инфраструктура для электромобилей способна изменить рынок

Forbes
На берегах Амура На берегах Амура

Хабаровск – город, который можно не только посетить, но и… носить в кошельке!

Лиза
Настоящая леди Настоящая леди

Правила поведения в общественных местах: что ты знаешь о приличиях

Лиза
Сезон веранд Сезон веранд

Как организовать пространство аутдор

Новый очаг
Открыть в приложении