Как люди путешествовали, когда не было авиасообщения

Вокруг светаИстория

Всемирный фарватер

Колумб проложил путь из Европы в Америку, но преодолевать его парусникам мешала стихия. В XIX веке благодаря пароходам появилось регулярное морское сообщение, которое началось с Атлантики и связало всю планету, став главным каналом перемещения людей. Задолго до эры авиации

Текст: Владимир Веретенников

Почтовая открытка с изображением прогулочной палубы парохода «Мария Терезия»

Закономерно, что первый массовый спрос возник именно на трансатлантические путешествия: США быстро развивались, и через «большую лужу» стремилось переплыть все больше эмигрантов и предпринимателей из Старого Света.

Регулярное трансатлантическое сообщение началось 4 января 1818-го, когда американская компания Wright, Thompson, Marshall&Thompson отправила из Ливерпуля в Нью-Йорк парусник «Курир» с грузом и четырьмя пассажирами на борту, а днем позже другое судно той же компании «Джеймс Монро» покинуло Нью-Йорк в противоположном направлении. Поскольку паруса обоих кораблей украшал опознавательный знак в виде большого черного шара, вскоре компания была переименована в Black Ball Line.

Идея привлекла других судовладельцев, и вскоре у Black Ball Line появились конкуренты – Red Star Line, Blue Swallowtail Line и Dramatic Line. Сначала все четверо соперников вели «дикую» схватку, но в 1844 году заключили между собой соглашение о том, что будут отправлять свои корабли по определенным датам, не отбивая друг у друга клиентов. И именно тогда в обиход впервые вошло слово «лайнер» (liner) – то есть большое пассажирское судно, передвигающееся строго по графику и по определенной линии маршрута.

Явление парохода

Первым лайнерам отчаянно не хватало точности. Трансатлантическое путешествие могло затянуться на срок от 15 до 40 дней и больше – в зависимости от погоды. Печальный рекорд поставил лайнер «Даймонд», зимой 1836-37 годов добиравшийся из Ливерпуля в Нью-Йорк в течение целых ста дней! За это время иссякли имевшиеся на борту продукты, и 17 из 180 пассажиров умерли от истощения. Естественно, люди, отдававшие за рейс огромные по тем временам суммы от 120 до 140 долларов, хотели от судовладельцев большей точности и безопасности.

Весной 1838 года Атлантический океан за 18 суток и 2 часа пересекло судно «Сириус», пользовавшееся в пути не традиционными парусами, а паровой машиной и громоздкими гребными колесами. Этот рейс сопровождался драматическими обстоятельствами. Дело в том, что в апреле 1837-го в Лондоне был введен в эксплуатацию «Грейт Уэстерн» – первый в истории пароход, построенный специально для перевозки пассажиров через Атлантику. Это творение инженера Измабарда Кингдома Брюнеля выглядело по тем временам чудом техники: 2300 тонн водоизмещения, двухцилиндровый паровой двигатель мощностью в 750 лошадиных сил, два гребных колеса и полная скорость в 8,5 узла (15,7 км/ч). При экипаже в 80 человек он мог взять на борт 128 пассажиров.

Пароход «Грейт Уэстерн»

Компания Great Western Steamship Co, которой принадлежало это замечательное судно, намеревалась «застолбить» за собой первую в мире трансатлантическую пароходную трассу, но обнаружился конкурент. Компания British&American Steam Navigation Co начала строительство собственного парового лайнера «Ройял Виктория». Когда стало ясно, что «Викторию» не успеют завершить в срок, чтобы она успела опередить «Грейт Уэстерн», владельцы British&American пошли вабанк – и зафрахтовали 700-тонный тихоходный «Сириус», до того мирно ходивший по каботажной трассе между Лондоном и ирландским Корком.

31 марта 1838 года «Грейт Уэстерн» отплыл из Лондона в Бристоль, чтобы оттуда начать путешествие в Нью-Йорк. Но на пути в машинном отделении судна вспыхнул пожар – тем более опасный, что корпус парохода был сделан из дуба. Пожар быстро удалось потушить, но свыше 50 пассажиров, прослышав об этом инциденте, отменили бронирование рейса Бристоль–Нью-Йорк.

Когда «Грейт Уэстерн» 8 апреля покинул британские берега, на его борту находилось лишь семь самых храбрых пассажиров. Однако из-за пожара рейс задержался, дав «Сириусу» четырехдневную фору. По мере приближения к Нью-Йорку «Сириус» почти полностью израсходовал имевшийся на борту уголь, и экипажу пришлось вылить в топки четыре барреля смолы. Газеты потом постарались приукрасить эту историю, утверждая, будто морякам пришлось спалить в топке мачту и даже корабельную мебель. Это, однако, вымысел, позже, впрочем, вдохновивший Жюля Верна на описание приключений, что пережил при пересечении Атлантики Филеас Фогг. Так или иначе, команда «Сириуса» выложилась по полной, опередив куда более мощный и быстрый «Грейт Уэстерн» на шесть часов. В Нью-Йорк «Сириус» прибыл 22 апреля, а «Грейт Уэстерн» – лишь 23 апреля.

Памятник Сэмюэлу Кунарду в Галифаксе, Новая Шотландия

Часовой маятник

Впрочем, ни одному из участников первой гонки не суждено было завоевать владычество над Атлантикой. А добился этого канадский судовладелец Сэмюэл Кунард. Уроженец Галифакса, которого называли «Наполеоном бизнеса», еще в 1831 году сделал предсказание: благодаря паровым судам сообщение на морских рейсах скоро будет осуществляться с такой же точностью, как и на железных дорогах. И сам взялся за исполнение своего пророчества.

В 1837 году 49-летний Кунард отправился в Лондон, где сумел уговорить Адмиралтейство субсидировать строительство судов «мощностью не менее 300 лошадиных сил для перевозки почты из Англии в Галифакс дважды в месяц», а также заключить контракт с инженером Робертом Нейпиром, который взялся сделать для него надежные и мощные двигатели по разумной цене. А 7 февраля 1840 года на верфи в шотландском Гриноке состоялся спуск на воду парохода «Британия».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Достучаться до небес Достучаться до небес

Заключенный концлагеря угоняет с их секретной военной базы бомбардировщик

Вокруг света
Не хуже семян чиа: 7 причин, почему голубика — отличный российский суперфуд Не хуже семян чиа: 7 причин, почему голубика — отличный российский суперфуд

Многие не догадываются, сколько полезного в этой болотной ягоде

Вокруг света
Место встреч: Междуречье Место встреч: Междуречье

Месопотамия – исторический регион в Турции, охватывающий долины Евфрата и Тигра

Вокруг света
Материаловеды разобрались в механических свойствах птичьего гнезда Материаловеды разобрались в механических свойствах птичьего гнезда

Как птицы строят свои гнезда?

N+1
Путь на Олимп Путь на Олимп

Как возродилась древняя традиция Олимпийских игр

Вокруг света
«Продолжай, детка»: как TikTok Live стал «стрип-клубом с 15-летними подростками» «Продолжай, детка»: как TikTok Live стал «стрип-клубом с 15-летними подростками»

Почему TikTok все чаще оказывается в центре внимания правоохранителей

Forbes
Бои семейного значения Бои семейного значения

Вроде бы что может быть естественнее семейной жизни? Ан нет!

Дилетант
Тихая убийца отношений: 2 способа победить рутину Тихая убийца отношений: 2 способа победить рутину

Рутина — «тихая убийца отношений», которую мы замечаем слишком поздно

Psychologies
Звезды над дюнами Звезды над дюнами

Путешествие к секретам Аравийской пустыни

Вокруг света
Вот как сахар влияет на ваш мозг: последствия употребления «белого яда» Вот как сахар влияет на ваш мозг: последствия употребления «белого яда»

Белый яд: такое же прозвище справедливо дать и сахару. Вот почему

ТехИнсайдер
Год без лета Год без лета

Извержение вулкана Тамбора в 1815 году стало самым мощным в истории человечества

Вокруг света
Александра Самохина. Две капли воды Александра Самохина. Две капли воды

Но я — это я, и у меня своя судьба...

Коллекция. Караван историй
Путь к океану Путь к океану

Если вы хотите узнать Кению, надо проехать хотя бы полстраны

Вокруг света
Живший более шести миллионов лет назад крокодил указал на морское прошлое гавиалов Живший более шести миллионов лет назад крокодил указал на морское прошлое гавиалов

Палеонтологи обнаружили окаменелости морского крокодила из семейства гавиаловых

N+1
На надувной лодке через Атлантику На надувной лодке через Атлантику

Кругосветное плавание безопасной работой не было никогда

Вокруг света
Почему про детей говорят Почему про детей говорят

Раскрываем тайну капустных дел

ТехИнсайдер
Как модель для сборки Как модель для сборки

Шварцвальд: времена меняются, но не все в мире спешит меняться вместе с ними

Вокруг света
Неприятные спутники: какие психические состояния часто сопровождают депрессию Неприятные спутники: какие психические состояния часто сопровождают депрессию

Отрывок из книги «Так себе» — о заболвениях-спутниках депрессии

Forbes
Веселый град Веселый град

О бурной, веселой и криминальной жизни Праги до Тридцатилетней войны

Вокруг света
Неизведанная Калмыкия Неизведанная Калмыкия

Не обязательно ехать на край света, чтобы увидеть буддистские реликвии

Лиза
Три рыбки у водопада Три рыбки у водопада

Удивительное путешествие в страну, где «13 месяцев солнца», но льют дожди

Вокруг света
Матерятся все: почему же тогда брань под запретом? Матерятся все: почему же тогда брань под запретом?

Историческое расследование психолингвиста о брани

Вокруг света
Вам письмо Вам письмо

В Антарктиде, на Эвересте, под водой – самые необычные почтовые отделения мира

Вокруг света
Не смотри, если хочешь уснуть: 5 самых жутких картин в истории искусства Не смотри, если хочешь уснуть: 5 самых жутких картин в истории искусства

У тебя устойчивая психика? Тогда смотри на эти картины!

VOICE
Балтийский путь Балтийский путь

В этот день жители Латвии, Литвы и Эстонии выстроили живую цепь

Дилетант
Петербургский отельер — о том, как сделать премиум-отель из коммуналок Петербургский отельер — о том, как сделать премиум-отель из коммуналок

Отельер Юнис Теймурханлы — о потребности постоянно находиться в гостинице

РБК
И на земле И на земле

Готовиться к бомбардировкам британцы начали задолго до войны

Дилетант
О свободе и внутренней силе человека: какой бывает храбрость в наихудшие времена О свободе и внутренней силе человека: какой бывает храбрость в наихудшие времена

Эдит Ева Эгер в юном возрасте была отправлена вместе со своей семьей в Аушвиц

Forbes
Жемчужина династии Жемчужина династии

В романе «Королева Марго» весь сюжет написала сама Маргарита

Дилетант
«Девочка с папиком»: чем опасен роман с мужчиной сильно старше тебя «Девочка с папиком»: чем опасен роман с мужчиной сильно старше тебя

Ты должна знать, чем могут быть опасны отношения с мужчиной старше тебя

VOICE
Открыть в приложении