Против взлома есть приемы
Как защитить свой аккаунт на госуслугах

Стандартная ситуация: ты куда-то торопишься, уже выбегаешь из дома, как раздается телефонный звонок – от «специалиста техподдержки «Госуслуг». Он говорит, что в твоей учетной записи зафиксирована подозрительная активность и лучше временно заблокировать личный кабинет. Это просто: тебе придет СМС с кодом от портала, и нужно будет только продиктовать цифры. Тебе некогда задумываться, и ты делаешь то, о чем тебя просят. И тут же понимаешь, что совершила ошибку. Так как сразу же после окончания разговора получаешь уведомление о смене номера телефона на «Госуслугах». А это значит, что твой аккаунт взломан и твои личные данные попали в руки мошенников. Что делать в подобных ситуациях?
Не могу войти в аккаунт. Как восстановить доступ?
✽ Попробуй сбросить свой старый пароль с помощью почты или по номеру телефона. Для этого на странице авторизации выбери кнопку «Восстановить». Затем введи телефон или e-mail и номер одного из документов: паспорта, ИНН или СНИЛС. Не получилось войти с помощью номера телефона? Попробуй вариант с адресом электронной почты. Если ты устанавливала контрольный вопрос, система задаст его. После нужно будет либо ввести код из СМС-сообщения, либо перейти по ссылке из письма. Потом создай новый пароль, пусть он будет довольно сложным.
✽ Оба способа – через телефон и через почту – не срабатывают? Вероятно, злоумышленники уже успели поменять e-mail и номер телефона в твоем профиле. В таком случае посмотри список банков, в которых можно онлайн восстановить доступ к госпорталу – он есть на сайте «Госуслуг» в рубрике «Общие вопросы». Если ты являешься клиентом одного из них, зайди в свой личный кабинет на сайте или в приложении, найди сервис «Регистрация на «Госуслугах» и следуй инструкциям. Не пугайся названия – если у тебя уже есть аккаунт на госпортале, здесь именно восстановят к нему доступ, а не заведут вторую учетную запись. Новый пароль от аккаунта придет на номер телефона, который ты указала в банке как основной. Даже если жулики успели заменить его в «Госуслугах» на свой, код для входа получишь именно ты. Но способ не сработает, если взломщики уже поменяли или установили контрольный вопрос. Тогда вернуть управление аккаунтом получится только оффлайн.
✽ Восстанови доступ в одном из центров обслуживания клиентов «Госуслуг». Все они отмечены на карте госпортала. Но тебе нужно выбрать с помощью фильтра (значка, похожего на воронку) только те из них, которые проводят «Восстановление доступа». Найди ближайший центр, проверь режим его работы и быстрее отправляйся туда. Возьми с собой паспорт и СНИЛС – покажи их менеджеру. Попроси восстановить тебе доступ к порталу и проверь, какой номер телефона привязан к профилю. Если указан не твой, сразу замени его. После этого сотрудник пришлет тебе одноразовый пароль для входа в аккаунт с помощью СМС или на почту. В форме авторизации введи свой СНИЛС в поле «Логин» и вбей пароль из СМС. После входа сразу поменяй временный пароль на постоянный. Иногда сообщение с одноразовым паролем не приходит с первого раза. Если оно не появится в течение пяти минут, попроси отправить его еще раз.
Доступ удалось восстановить. Что нужно проверить?
Когда аккаунт снова в твоих руках, важно перекрыть мошенникам доступ к твоему профилю, а также выяснить, какие именно данные их интересовали.
1. Зайди в своем профиле в раздел «Безопасность».
В подразделах «Мобильные приложения» и «Действия в системе» выйди из аккаунта со всех устройств, кроме того, которым ты сейчас пользуешься. Предварительно сделай фотографию или скриншот всех своих настроек – возможно, эта информация тебе в будущем очень пригодится.
2. Проверь, правильно ли указаны телефон и электронная почта в графе «Учетная запись».
Если там значатся неизвестные номер или адрес, скопируй их или сделай скриншот – эти данные тоже помогут в поиске преступников. Поменяй чужой номер телефона на свой. Если у тебя стандартная или упрощенная учетная запись, для смены номера потребуется ввести код подтверждения, который придет в СМС-сообщении от портала Госуслуг. Если учетная запись – подтвержденная, нужно сразу обратиться в один из центров обслуживания «Госуслуг» или пройти процедуру восстановления доступа в своем онлайн-банке. После проверки номера телефона убедись, что в профиле указан верный e-mail. Если нет, введи свой электронный адрес. Затем проверь свою почту – там должно появиться письмо от портала. Нажми в нем кнопку «Подтвердить». После чего на твой номер придет СМС с кодом – введи его на портале.
3. В разделе «Безопасность» на Госуслугах, в подразделе «Действия в системе», внимательно проверь, на каких ресурсах проходили авторизации через твой профиль.
Например, злоумышленники могли использовать твой аккаунт для входа в личный кабинет банка или микрофинансовой организации. В таком случае срочно свяжись с кредиторами и скажи, что твой профиль взломали. Если за это время поступали кредитные заявки – отмени их. А также попроси банки временно отключить онлайн-доступ к твоим счетам. Если мошенникам все же удалось набрать долгов на твое имя или снять накопления, подай в банк или МФО заявление о том, что это сделала не ты. Никакого финансового ущерба не обнаружилось? На всякий случай все равно напиши заявление о том, что доступ к онлайн-банку был у посторонних людей, и перевыпусти свои карты.
4. Через раздел «Услуги» установи самозапрет на кредиты и займы, если не сделала этого раньше.
Так ты предотвратишь появление новых долгов. Если у тебя уже стоит такой самозапрет, обязательно проверь в разделе «Уведомления», не пытались ли взломщики его снять. Если окажется, что они сумели подать заявление об отмене запрета, как можно скорее установи его заново.
5. Сообщи о случившемся в техподдержку «Госуслуг» и полицию.
Передай все известные тебе подробности: время взлома, чужие контактные данные, которые появились в аккаунте вместо твоих. Сохрани копию заявления в полицию и талон-уведомление о его приеме. Если мошенники что-то сделают от твоего имени, будет проще доказать, что это была не ты. Чтобы предотвратить взлом профиля в дальнейшем, задай сложный пароль и не забывай время от времени обновлять его.
Как еще обезопасить свои данные
Зайди в раздел «Безопасность». На вкладке «Вход в систему» перечислены разные способы защиты. Чтобы включить любой из них, передвинь ползунок в нужной графе.
Выбери один или несколько вариантов:
✽ Установи вход с подтверждением по СМС. При каждой авторизации на твой мобильный будет приходить новый код для входа. Перед тем как подключать услугу, убедись, что в профиле записан актуальный телефон.
✽ Настрой уведомление о входе на «Госуслуги» по электронной почте. Ты будешь получать письмо каждый раз, когда ты или кто-то другой будет заходить в твой аккаунт. Заранее проверь, верно ли указан твой e-mail. Когда в почте ты видишь письмо от «Госуслуг» о выплатах, штрафах или с информацией, которую ты не запрашивала, не торопись кликать по ссылке. Посмотри адрес отправителя. Настоящие письма от портала приходят только с почты no-reply@gosuslugi.ru.
✽ Создай контрольный вопрос – он защитит, если мошенники попытаются сменить пароль от твоего кабинета и под каким-то предлогом выманят у тебя код из СМС или электронной почты. Даже зная секретные цифры, они не смогут войти в твой профиль без правильного ответа на контрольный вопрос.
Фото: ShutterStock/Fotodom.ru.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl
