О чём пишут научно-популярные журналы мира
От муравья до льва
Впечатляющий пример сложности природных взаимосвязей приводит журнал «American Scientist» (США). В саваннах Восточной Африки распространена акация серполопастная (Acacia drepanolobium), с ней в симбиозе живут муравьи рода Crematogaster. Акация, которой в этом регионе покрыты сотни гектаров, обладает двумя типами шипов: простые тонкие колючки длиной по 5 см и вздутые шарики диаметром по 2—3 см с короткой колючкой на вершине (см. фото). Первый тип колючек даёт защиту от жвачных, в основном антилоп, склонных поедать это растение. Второй предоставляет приют надёжным защитникам — кусачим муравьям. Муравьи прогрызают отверстие в шарике и поселяются внутри него. Пустотелый шарик с отверстием превращается в свисток, издающий специфический звук при каждом порыве ветра, поэтому местное население называет эту акацию свистящим деревом. При малейшей опасности для дерева его защитники в больших количествах вылезают из укрытий и располагаются на ветках и листьях, брызгая едкой муравьиной кислотой в желающего полакомиться акацией. Взамен в специальных желёзках у основания листьев дерево вырабатывает нектар, подкармливая своих защитников. Такая оборона не отпугивает разве что слонов, колючки и муравьи для которых — мелкие неприятности, разжуют и не заметят. Но и слоны, попробовав серполопастную акацию раз-другой, замечают, что с листьями в хобот попадают муравьи, больно кусающие его нежный внутренний эпителий.
Для эксперимента в Кении огородили большой участок саванны, убрав оттуда всех крупных растительноядных животных. И деревья довольно быстро сократили количество нектарных желёзок и шарообразных колючек, нужных муравьям, поскольку отпала необходимость в защите от устранённых жвачных. Отреагировали и муравьи: раз дерево больше не кормит, они стали разводить на нём тлей и питаться их сладкими выделениями. В результате деревья, которых, казалось бы, защитили от выедания, стали чахнуть из-за тлей. Вмешательство в цепи и сети, сложившиеся в природе, всегда приводит к неожиданным отрицательным последствиям.
Очередной эксперимент поставила сама природа. В последние два десятилетия в саванну проник новый вид муравьёв, родина которого — острова Индийского океана. Большеголовые муравьи Pheidole megacephala впервые были описаны в 1793 году с острова Маврикий. Как они добрались до Восточной Африки, энтомологи могут только предполагать. Вид крайне агрессивен, поедает всё, что встретит на пути, и вытесняет другие виды муравьёв. Слонам приходится кормиться аппетитной акацией, отныне лишённой защиты, и они подчистую её съедают. Ландшафт оголяется, что на пользу зебрам: они могут издалека заметить подкрадывающегося льва. На кого же охотиться львам? У них один выход: остаются африканские буйволы, они бегают не так быстро, как зебры, зато вооружены рогами, и взрослая особь весит до 900 кг. Чтобы с таким справиться, львам теперь надо охотиться большими группами.
Какие сюрпризы ещё принесёт дальнейшее развитие событий, сказать невозможно.
Без пестицидов
Более чем в половине стран мира как минимум треть урожаев пропадает из-за вредных насекомых и болезней растений. Как утверждает статья в немецком журнале «Bild der Wissenschaft», в деле защиты растений от вредителей и паразитов можно обойтись без обычной в таких случаях химии.
Опрыскивание полей ядохимикатами губит далеко не только вредных, но и всех живущих здесь насекомых, а многие из них полезны. Растения нередко вырабатывают соединения, отгоняющие своим запахом шестиногих вредителей. Учёные из университета Кардиффа (Великобритания) предложили новый способ синтеза аналога одного из таких веществ, используя растительные ферменты. Синтетический эквивалент оказался более активным против тлей, чем природный оригинал. Подобные разработки ведутся в разных странах мира, выясняется, в какой период лучше применять эти соединения — в начале фазы роста, когда растения особенно беззащитны перед насекомыми, или незадолго до сбора урожая. Пока далеко не ясно, будет ли получаться эффект, достигаемый в лаборатории или теплице, на открытой местности, где растения подвергаются всем капризам погоды.