Повышение доступности туристических кластеров — драйвер развития аэропортов

МонокльБизнес

Рейс на русский Куршевель

Александр Неретин*, Петр Лавриненко**

В рамках нацпроекта КПМИ впервые в постсоветский период в России было построено два новых крупных аэропорта — Платов в Ростове-на-Дону (открылся в 2017 году) и Гагарин в Саратове (в 2019 году). Старые воздушные гавани в этих городах были расположены в городской черте, и возможности их реконструкции и расширения были ограничены. До 2030 года планируется тиражировать этот опыт, реализовав два крупных гринфилд-проекта по строительству новых аэропортов за пределами Омска и Иркутска. Егор Алеев/ТАСС

Повышение доступности новых туристических кластеров — важный драйвер развития аэропортовой сети. Кроме того, будет тиражироваться удачный опыт Ростова-на-Дону и Саратова по строительству новых аэропортов вне пределов крупных городов. Третий приоритет — сохранение доступности удаленных малых населенных пунктов воздушным транспортом.

«Мы много инвестируем в наш всесезонный курорт “Манжерок”, чтобы вместе с правительством Республики Алтай сделать его лучшим курортом в мире для летнего и зимнего отдыха. Для этого нужна инфраструктура», — заявил президент Сбера Герман Греф 6 марта на церемонии подписания концессионного соглашения по реконструкции аэропорта Горно-Алтайска. Работы включают в себя удлинение взлетно-посадочной полосы, будет построена новая и реконструированы действующие рулежные дорожки, увеличено количество мест стоянок для самолетов. Планируется также построить современный аэровокзал. После модернизации аэропорт получит международный статус. Предполагается, что обновленный аэропортовый комплекс Горно-Алтайска к 2030 году сможет принимать более 1,3 млн пассажиров в год. Действующий аэропорт не справляется с растущим потоком туристов: в прошлом году воздушным транспортом в столицу Алтая было перевезено 475 тыс. человек, этот показатель за последние пять лет увеличился в 4,7 раза и более чем вдвое превышает население всей республики.

Общая стоимость реализации проекта составляет более 10 млрд рублей, из них 2,2 млрд — взнос концессионера, АО «Аэропорт Горно-Алтайска», единоличным собственником которого является Сбер. Остальное — средства федерального бюджета. Завершить все работы планируется до конца 2027 года — одновременно с окончанием работ по обустройству курорта, расположенного в 40 километрах от столицы региона.

Всего по концессионной схеме в стране планируется обновить 28 аэропортов в рамках нового национального проекта «Эффективная транспортная система». Как изменится сеть аэропортов России в ближайшем будущем?

Футбол и нацпроекты

За последние десять лет развитие аэропортовой инфраструктуры страны получило два мощных импульса. Первым стало проведение Чемпионата мира по футболу 2018 года, в ходе подготовки к которому были кардинально реконструированы сразу несколько аэропортов в европейской части страны — в Волгограде, Екатеринбурге, Казани, Саранске и других городах, которые принимали матчи и десятки тысяч болельщиков.

Одним из самых ярких событий во время подготовки транспортной инфраструктуры к проведению масштабного спортивного мероприятия было строительство нового аэропорта Платов в Ростове-на-Дону, который стал первым крупным региональным аэропортом в современной России, построенным с нуля по модели ГЧП: 19 млрд рублей вложил холдинг «Аэропорты регионов», 18 млрд рублей выделено из федерального бюджета и 10 млрд рублей — из бюджета Ростовской области. К 2021 году он сохранил статус одного из крупнейших хабов Юга России, но, несмотря на наличие современной инфраструктуры и значительной пропускной способности (более 1500 человек в час), испытал сокращение пассажиропотока по сравнению с рекордными для него 2018 и 2019 годами, оставаясь «в тени» аэропорта Краснодар.

Другим аэропортом, значительно модернизированным к проведению ЧМ2018, стал Саранск. Не только объекты аэродрома (ВПП, перроны, места стоянки и др.), но и пассажирский терминал аэропорта Саранска сооружены за счет федерального и регионального бюджетов без привлечения частного финансирования. До 2016 года это был маленький и устаревший аэропорт, который мог принимать только небольшие самолеты (до 100 кресел), но в 2018-м он получил терминал пропускной способностью 300 человек в час и усиленную асфальтобетонную ВПП. В 2014–2016 годах пассажиропоток аэропорта составлял около 30 тыс. человек в год, но благодаря модернизации к 2019 году он вырос втрое, до 90 тыс. человек.

Вторым, еще более мощным и системным толчком к развитию аэропортовой сети стал Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ), один из 13 национальных проектов «первой волны», утвержденных в 2018 году и действовавших с 2019-го по 2024-й. В составе КПМИ важное значение имел федеральный проект «Развитие региональных аэропортов и маршрутов». Его гранд-задачей было нарастить пассажиропоток в обход Москвы, поэтому развитию региональных аэропортов придавалось первостепенное значение. Федеральные средства приоритетно выделялись на реконструкцию взлетно-посадочных полос и аэродромной инфраструктуры, которые находятся в федеральной собственности, а частные средства, в первую очередь средства аэропортовых холдингов, привлекались для расширения существующих пассажирских терминалов и строительства новых.

Четыре буквы: итоги

С 2019 по 2025 год (несмотря на прекращение действия нацпроекта КПМИ в 2024 году, часть профинансированных в его рамках работ будет завершена в 2025-м) проведена реконструкция более чем 30 региональных и 22 малых аэропортов. В 2019 году на новом месте был построен аэропорт Гагарин (Саратов) с использованием схемы ГЧП: за счет федерального бюджета построен аэродром с ВПП и сопутствующей инфраструктурой, из регионального бюджета профинансированы подъездные пути и внешние коммуникации, а ВЭБ.РФ вложил средства в строительство пассажирского терминала. На примере этого проекта очень ярко проявилась необходимость выноса аэропорта из центра города: в 2014–2019 годах он обслуживал около 450 тыс. человек в год, рост прекратился из-за отсутствия возможности пропускать большее число рейсов. А в прошлом году пассажиропоток аэропорта составил уже 1,15 млн человек.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Альянсы и союзы Альянсы и союзы

Первая часть ответов на вопросы об альянсах союзников против нацистской Германии

Дилетант
Связь поколений Связь поколений

Даже если дети не сразу готовы стать вашими преемниками, они всегда рядом

Bones
Сердце африканского духа Сердце африканского духа

У трапа Париж – Кайенна пассажиры словно по команде достают зеленые буклеты

Вокруг света
Неудачник, который победил: как Вертинский преодолел поэзию, эпоху и свою судьбу Неудачник, который победил: как Вертинский преодолел поэзию, эпоху и свою судьбу

Как Вертинский прожил несколько жизней и предвосхитил куртуазных маньеристов

СНОБ
«Хотели как лучше»: какие травмы наносят ребенку любящие родители «Хотели как лучше»: какие травмы наносят ребенку любящие родители

К чему может привести заботливая гиперопека над ребенком?

Psychologies
В барокко с головой В барокко с головой

Поиски главного героя в прошлом и настоящем

Weekend
Строительные нормы против потребительского терроризма Строительные нормы против потребительского терроризма

Минстрой установил новые требования к отделке квартир

Монокль
Ирина Мазуркевич. Служебный роман Ирина Мазуркевич. Служебный роман

«Он же намного старше и женат. А если останешься одна?» Я об этом не думала...

Коллекция. Караван историй
Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!» Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!»

Аслан Шукаша: как он выходит из тупиков и на какие вопросы не отвечает публично

ЖАРА Magazine
Умереть по-христиански Умереть по-христиански

«Мы насилу довели его до смерти христианской»

Дилетант
Фактор роста Фактор роста

Особенности факторных стратегий на российском финансовом рынке

Деньги
Инфляция: ниже 8% не будет Инфляция: ниже 8% не будет

Текущая инфляция постепенно замедляется, но это временное явление

Монокль
Интерьер-праздник Интерьер-праздник

Эффектная и яркая иллюстрация к поговорке «дизайн на кончиках пальцев»

Идеи Вашего Дома
Валдис Пельш: Как ревели горы Валдис Пельш: Как ревели горы

История-подъем, превозмогание, смелость и безумие

Maxim
За свободу Ирландии! За свободу Ирландии!

Событие, благодаря которому яхта Asgard стала знаменитой на весь мир

Y Magazine
Леонид Быков. В бой идут одни герои Леонид Быков. В бой идут одни герои

Из реальной жизни боевых летчиков Быков взял в картину очень много деталей

Коллекция. Караван историй
«Я не считаю, что кто-то придет и за меня все сделает» «Я не считаю, что кто-то придет и за меня все сделает»

Компания Foroom заменила иностранное оборудование на собственные разработки

Монокль
Режим признан нелетным Режим признан нелетным

Почему закрываются ЭПР по тестированию дронов в регионах России

Ведомости
Бортич Бортич

Саша Бортич — об успехе, хейте и внутренней панк-девчонке на скейте

Собака.ru
Зубастые красавицы Зубастые красавицы

Острые зубы, складки на шее, шрамы украшают женщину

Вокруг света
Девелоперы припрятали проекты Девелоперы припрятали проекты

Объем нового строительства у российских застройщиков жилья упал более чем на 20%

Ведомости
Охота Дантеса Охота Дантеса

Жорж Дантес — лихой офицер, планировавший себе блестящее будущее в России

Дилетант
Тайны девятой непланеты Тайны девятой непланеты

12 отгадок о Плутоне

Weekend
«Мне нечего прятать» «Мне нечего прятать»

О необходимости высказывания в мире, любви к своему дому и об отношениях с отцом

Правила жизни
Редкие инвестиции Редкие инвестиции

Почему так важны РЗМ и можно ли в них инвестировать

Ведомости
Дэн Браун Дэн Браун

Правила жизни писателя Дэна Брауна

Правила жизни
Что такое духовность и как ее развивать: 6 способов Что такое духовность и как ее развивать: 6 способов

Кто может называть себя духовно богатой личностью?

Psychologies
Случайный поцелуй: измена или нет? Случайный поцелуй: измена или нет?

Пользователи Reddit ломают голову: можно ли считать изменой случайный поцелуй

Psychologies
1647-летний можжевельник из Финляндии назвали старейшим древесным растением тундры и Европы 1647-летний можжевельник из Финляндии назвали старейшим древесным растением тундры и Европы

Старейший можжевельник из Финляндии рос с 260 по 1906 год

N+1
Сам бы ел Сам бы ел

Как вести себя, если у ребенка внезапно испортились отношения с едой?

Лиза
Открыть в приложении