Повышение доступности туристических кластеров — драйвер развития аэропортов

МонокльБизнес

Рейс на русский Куршевель

Александр Неретин*, Петр Лавриненко**

В рамках нацпроекта КПМИ впервые в постсоветский период в России было построено два новых крупных аэропорта — Платов в Ростове-на-Дону (открылся в 2017 году) и Гагарин в Саратове (в 2019 году). Старые воздушные гавани в этих городах были расположены в городской черте, и возможности их реконструкции и расширения были ограничены. До 2030 года планируется тиражировать этот опыт, реализовав два крупных гринфилд-проекта по строительству новых аэропортов за пределами Омска и Иркутска. Егор Алеев/ТАСС

Повышение доступности новых туристических кластеров — важный драйвер развития аэропортовой сети. Кроме того, будет тиражироваться удачный опыт Ростова-на-Дону и Саратова по строительству новых аэропортов вне пределов крупных городов. Третий приоритет — сохранение доступности удаленных малых населенных пунктов воздушным транспортом.

«Мы много инвестируем в наш всесезонный курорт “Манжерок”, чтобы вместе с правительством Республики Алтай сделать его лучшим курортом в мире для летнего и зимнего отдыха. Для этого нужна инфраструктура», — заявил президент Сбера Герман Греф 6 марта на церемонии подписания концессионного соглашения по реконструкции аэропорта Горно-Алтайска. Работы включают в себя удлинение взлетно-посадочной полосы, будет построена новая и реконструированы действующие рулежные дорожки, увеличено количество мест стоянок для самолетов. Планируется также построить современный аэровокзал. После модернизации аэропорт получит международный статус. Предполагается, что обновленный аэропортовый комплекс Горно-Алтайска к 2030 году сможет принимать более 1,3 млн пассажиров в год. Действующий аэропорт не справляется с растущим потоком туристов: в прошлом году воздушным транспортом в столицу Алтая было перевезено 475 тыс. человек, этот показатель за последние пять лет увеличился в 4,7 раза и более чем вдвое превышает население всей республики.

Общая стоимость реализации проекта составляет более 10 млрд рублей, из них 2,2 млрд — взнос концессионера, АО «Аэропорт Горно-Алтайска», единоличным собственником которого является Сбер. Остальное — средства федерального бюджета. Завершить все работы планируется до конца 2027 года — одновременно с окончанием работ по обустройству курорта, расположенного в 40 километрах от столицы региона.

Всего по концессионной схеме в стране планируется обновить 28 аэропортов в рамках нового национального проекта «Эффективная транспортная система». Как изменится сеть аэропортов России в ближайшем будущем?

Футбол и нацпроекты

За последние десять лет развитие аэропортовой инфраструктуры страны получило два мощных импульса. Первым стало проведение Чемпионата мира по футболу 2018 года, в ходе подготовки к которому были кардинально реконструированы сразу несколько аэропортов в европейской части страны — в Волгограде, Екатеринбурге, Казани, Саранске и других городах, которые принимали матчи и десятки тысяч болельщиков.

Одним из самых ярких событий во время подготовки транспортной инфраструктуры к проведению масштабного спортивного мероприятия было строительство нового аэропорта Платов в Ростове-на-Дону, который стал первым крупным региональным аэропортом в современной России, построенным с нуля по модели ГЧП: 19 млрд рублей вложил холдинг «Аэропорты регионов», 18 млрд рублей выделено из федерального бюджета и 10 млрд рублей — из бюджета Ростовской области. К 2021 году он сохранил статус одного из крупнейших хабов Юга России, но, несмотря на наличие современной инфраструктуры и значительной пропускной способности (более 1500 человек в час), испытал сокращение пассажиропотока по сравнению с рекордными для него 2018 и 2019 годами, оставаясь «в тени» аэропорта Краснодар.

Другим аэропортом, значительно модернизированным к проведению ЧМ2018, стал Саранск. Не только объекты аэродрома (ВПП, перроны, места стоянки и др.), но и пассажирский терминал аэропорта Саранска сооружены за счет федерального и регионального бюджетов без привлечения частного финансирования. До 2016 года это был маленький и устаревший аэропорт, который мог принимать только небольшие самолеты (до 100 кресел), но в 2018-м он получил терминал пропускной способностью 300 человек в час и усиленную асфальтобетонную ВПП. В 2014–2016 годах пассажиропоток аэропорта составлял около 30 тыс. человек в год, но благодаря модернизации к 2019 году он вырос втрое, до 90 тыс. человек.

Вторым, еще более мощным и системным толчком к развитию аэропортовой сети стал Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ), один из 13 национальных проектов «первой волны», утвержденных в 2018 году и действовавших с 2019-го по 2024-й. В составе КПМИ важное значение имел федеральный проект «Развитие региональных аэропортов и маршрутов». Его гранд-задачей было нарастить пассажиропоток в обход Москвы, поэтому развитию региональных аэропортов придавалось первостепенное значение. Федеральные средства приоритетно выделялись на реконструкцию взлетно-посадочных полос и аэродромной инфраструктуры, которые находятся в федеральной собственности, а частные средства, в первую очередь средства аэропортовых холдингов, привлекались для расширения существующих пассажирских терминалов и строительства новых.

Четыре буквы: итоги

С 2019 по 2025 год (несмотря на прекращение действия нацпроекта КПМИ в 2024 году, часть профинансированных в его рамках работ будет завершена в 2025-м) проведена реконструкция более чем 30 региональных и 22 малых аэропортов. В 2019 году на новом месте был построен аэропорт Гагарин (Саратов) с использованием схемы ГЧП: за счет федерального бюджета построен аэродром с ВПП и сопутствующей инфраструктурой, из регионального бюджета профинансированы подъездные пути и внешние коммуникации, а ВЭБ.РФ вложил средства в строительство пассажирского терминала. На примере этого проекта очень ярко проявилась необходимость выноса аэропорта из центра города: в 2014–2019 годах он обслуживал около 450 тыс. человек в год, рост прекратился из-за отсутствия возможности пропускать большее число рейсов. А в прошлом году пассажиропоток аэропорта составил уже 1,15 млн человек.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Локализация налетела на ось из Поднебесной Локализация налетела на ось из Поднебесной

Приход крупного китайского производителя затормозит развитие российских

Монокль
По ком стучит барабан По ком стучит барабан

«Обезьяна» — причудливый хоррор, вдохновленный рассказом Стивена Кинга

Weekend
Тело жизни Тело жизни

Деми Мур о выборе ролей, эйджизме и ошибках, которые нужно совершать

Grazia
Груминг: что это такое и как авторитет и статус становятся инструментами насилия Груминг: что это такое и как авторитет и статус становятся инструментами насилия

Чем груминг отличается от растления или домогательства?

Psychologies
Ученые обнаружили особенность речи, которая указывает на раннюю стадию Альцгеймера Ученые обнаружили особенность речи, которая указывает на раннюю стадию Альцгеймера

Что может указывать на ранние стадии болезни Альцгеймера?

Inc.
Такая красивая Такая красивая

Георгий Кардава ищет вдохновение на улицах и находит в женских лицах

Новый очаг
Неудачник, который победил: как Вертинский преодолел поэзию, эпоху и свою судьбу Неудачник, который победил: как Вертинский преодолел поэзию, эпоху и свою судьбу

Как Вертинский прожил несколько жизней и предвосхитил куртуазных маньеристов

СНОБ
Жан-Мишель Баския: гений улиц и арт-рынка Жан-Мишель Баския: гений улиц и арт-рынка

Как мальчик из Бруклина стал художником, чьи картины стоят миллионы долларов?

СНОБ
Модный план на год Модный план на год

11 способов прокачать свой стиль

Добрые советы
Первая среди равных Первая среди равных

Мысли и наблюдения первой женщины-победительницы в кругосветной гонке

Y Magazine
Принципы рационального кредитного поведения Принципы рационального кредитного поведения

Практические рекомендации потенциальным заемщикам

Наука и техника
Тайны девятой непланеты Тайны девятой непланеты

12 отгадок о Плутоне

Weekend
Перерасти Землю Перерасти Землю

Заселить Луну и Марс – смелая мечта или реальная перспектива?

Вокруг света
JONY JONY

Саундтрек жизни JONY, который поможет лучше его понять

Men Today
Встречают по одежке? Встречают по одежке?

Что скрывается за этикеткой бутылки и как дизайн влияет на восприятие продукта

РБК
Турция: есть ли жизнь после Эрдогана? Турция: есть ли жизнь после Эрдогана?

Изменится ли политика Анкары после смены многолетнего «раиса»?

Монокль
Ученые обнаружили планету, на которой возможно есть жизнь Ученые обнаружили планету, на которой возможно есть жизнь

Какая еще планета, кроме Марса, способна поддерживать жизнь?

Inc.
Я никому ничего не должен? Я никому ничего не должен?

Может ли прощение освободить нас от прожитой боли?

Psychologies
Ванкель — движение по кругу Ванкель — движение по кругу

Как изобретался и развивался роторно-поршневой двигатель?

Наука и жизнь
Техника уступила еде Техника уступила еде

Как вырос объем интернет-торговли в России

Ведомости
Только наука: сколько времени нам нужно, чтобы влюбиться Только наука: сколько времени нам нужно, чтобы влюбиться

Сколько часов, минут и секунд нужно человеку, чтобы привязаться к партнеру?

ТехИнсайдер
Синдром отмены: симптомы, сколько длится, признаки и лечение Синдром отмены: симптомы, сколько длится, признаки и лечение

Разбираем основные признаки синдрома отмены и сколько он длится

Psychologies
Вообразим на троих Вообразим на троих

Автомобили в творчестве Кукрыниксов

Автопилот
Россия закрепощенная Россия закрепощенная

Экономика крепостного права глазами Тургенева

N+1
Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте

Почему интерес к k-beauty превратился в глобальный культурный феномен

Правила жизни
Коротко о том, как устроен наш мозг: почему при трении ушиба мы перестаем чувствовать боль Коротко о том, как устроен наш мозг: почему при трении ушиба мы перестаем чувствовать боль

Неужели наш мозг способен контролировать боль?

ТехИнсайдер
Атлантида Донта Атлантида Донта

Эрик Донт — создатель садов с узнаваемым стилем. Его работы будто бесконтрольны

Afternoon Seasons of life
Европейские правые под знаменами Трампа Европейские правые под знаменами Трампа

Европу не ожидает стремительный «правый поворот» после смены администрации в США

Монокль
В глубинах Бермудского треугольника В глубинах Бермудского треугольника

Снег в глубинах океана и те, кто им питается

Наука и жизнь
Оно нам надо? Оно нам надо?

Самые популярные вопросы на тему инъекций для снижения веса

VOICE
Открыть в приложении