Подводный меч страны Чучхе
Военно-морские силы Корейской народной армии обладают внушительным подводным флотом, по численности одним из крупнейших в мире (ряд иностранных источников оценивают его до 83 единиц).
Подводный флот Народной Кореи родился в 1961 году, когда из состава советского Тихоокеанского флота КНДР была передана построенная в 1953 году ПЛ С-75 проекта 613 (по классификации НАТО – “Whiskey”). Затем в 1962–1966 годах передали еще три лодки того же проекта (С-90, С-325, С-326), все они передавались безвозмездно. Подготовка корейских подводников велась их китайскими коллегами. Все эти лодки благополучно прослужили до начала 2000-х годов.
С 31 августа 1959 года в состав советского ВМФ начали поступать более совершенные средние подводные лодки проекта 633 (у НАТО – “Romeo”). А еще в августе 1956 года, практически одновременно с утверждением технического проекта этих лодок, началась подготовка рабоче-конструкторской и технологической документации для передачи Китайской Народной Республике. Одновременно с помощью советских специалистов велась подготовка к постройке 633-х на судостроительных предприятиях Китая.
На верфях в Шанхае и Ухане в 1962– 1987 годах было построено 12 ПЛ проекта 633 и 72 проекта 033 (улучшенная китайская модификация базового проекта). В первой половине 70-х годов китайцы пошли еще дальше – началось производство лодок проекта 035 (по классификации НАТО – тип «Ming»), еще более кардинальной модификации советских подлодок проекта 633. Лодки проектов 033 поставлялись также в КНДР, Египет, а в Бангладеш – 035.
В 1973–1975 годах семь лодок проекта 033 были переданы КНДР. Еще ранее, 6 сентября 1971 года, в Пекине было подписано соглашение о безвозмездной передаче Северной Корее полной технической документации для постройки таких лодок, строительстве необходимой судоверфи полного цикла, поставке частей корпусов и оборудования для последующей их сборки с помощью китайских специалистов.
На построенной в Синпо судоверфи в 1976–1979 годах из поставленных из КНР частей были собраны и переданы флоту 11 лодок, а в дальнейшем их строительство полностью перешло в руки корейских судостроителей. Всего в 1976–1995 годах в КНДР было построено 20 лодок проекта 033. Одна из них в феврале 1985 года погибла в Желтом море со всем экипажем по неизвестным причинам, не исключается, что была потоплена южнокорейскими или американскими кораблями. В спасательной операции принимали участие корабли ВМФ СССР.
Какая-либо информация о действиях корейских ПЛ проектов 613 и 033 является тайной за семью печатями, и найти ее практически невозможно. Неизвестно также, сколько 033-х все еще остается в строю.
При рассмотрении ситуации на Корейском полуострове следует принимать во внимание то обстоятельство, что де-юре КНДР и Южная Корея все еще находятся в состоянии войны. Хотя 27 июля 1953 года в Пханмунджоме было подписано соглашение о перемирии, подписи под ним поставили только представители Корейской народной армии, Китайских народных добровольцев и сил ООН (в основном американских). Представитель Южной Кореи генерал Чхве Доксин поставить свою подпись отказался.
Попытки властей КНДР начать переговоры о заключении мирного договора поддержки со стороны противной стороны не нашли. В ответ на вооруженные провокации американо-южнокорейской стороны Северная Корея 8 марта 2013 года аннулировала соглашение 1991 года о ненападении с Южной Кореей, а 13 марта 2013 года заявила о выходе из перемирия.
После получения флотом КНДР лодок проектов 613 и 033 северокорейские специалисты перешли на проектирование и строительство субмарин собственными силами, хотя ряд зарубежных экспертов и усматривают в ряде проектов «югославский след». Создание новых лодок осложнялось фактической экономической блокадой социалистической республики и отсутствием доступа к современным зарубежным технологиям. Серьезную роль сыграл развал СССР и прекращение сотрудничества с этим важнейшим союзником. При этом новая «демократическая» Россия даже присоединилась к санкциям против КНДР.
Хотя Корейская народная армия и располагает широкими возможностями для укрытия пусковых установок своих баллистических и крылатых ракет (подземные шахты и туннели, а также мобильные установки – железнодорожные, на колесных и гусеничных шасси), малые размеры территории страны увеличивают вероятность перехвата стартующих ракет на участке разгона, когда те крайне уязвимы для противоракетных систем наземного и морского базирования США, Южной Кореи и Японии. Поэтому подводным лодкам власти Северной Кореи выделили важнейшую роль в осуществлении своей ракетно-ядерной программы.
Самой крупной ПЛ, спроектированной и построенной в КНДР, а также первой лодкой, вооруженной баллистическими ракетами, стала “8.24 Yongung” («Герой 24 августа», по иностранной классификации “Sinpo” или “Gorae”). Широкой общественности о ее существовании стало известно из снимка спутниковой системы «Google Earth» (октябрь 2014 года), на котором лодка показана у причала судостроительного завода в Синпо в процессе достройки рядом с плавучим стендом для испытания БРПЛ, очень напоминающим погружаемые стенды, использовавшиеся для испытательных пусков советских ракет.
В настоящее время в строю находится как минимум вышеупомянутая лодка, хотя некоторые источники считают, что численность “Sinpo” может достигать шести единиц, но, скорее всего, “8.24 Yongung” используется в единственном экземпляре как опытная ПЛБР. По своей конструкции эта лодка является крупным шагом вперед по сравнению с ее предшественницами советских проектов. Она имеет обтекаемую форму корпуса, гидродинамические качества, близкие к оптимальным, одновальную главную силовую установку, крестообразное расположение кормовых вертикальных и горизонтальных рулей. Силовая установка дизель-электрическая, некоторые источники указывают и на возможное наличие воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ). О такой возможности свидетельствуют и сообщения в ряде СМИ о предложениях КНДР поставлять ВНЭУ на экспорт.
Другие данные о “8.24 Yongung”, опубликованные в иностранных источниках, весьма противоречивы и в большинстве своем «высосаны из пальца». Более-менее уверенно можно говорить только о наибольшей длине (67–70 м), ширине (6,5–7 м), надводном/подводном водоизмещении (около 1500/1700 т). Предположительно, рабочая глубина погружения составляет 180 м.
Лодка оснащена одной или двумя вертикальными пусковыми установками баллистических ракет семейства “Pukguksong” и двумя или четырьмя носовыми торпедными аппаратами калибра 533-мм.
Многие эксперты считают, что при создании лодки северокорейские специалисты использовали информацию, полученную при исследовании закупленных в России для разделки на металлолом списанных из состава Тихоокеанского флота ракетных лодок проекта 629А.
О первом пуске баллистической ракеты “Pukguksong-1” из подводного положения ПЛ Центральное телеграфное агентство Кореи (ЦТАК) объявило в 2015 году. Ранее испытания проводились с погружаемых испытательных стендов, расположенных в одном из озер или водохранилищ, а также и в прибрежных морских водах КНДР.