Жизнь как путешествие со своим домом
Десять лет назад предприниматель Андрей Алисов запустил революционный строительный стартап «СкороДа» по выпуску мобильных и автономных домов. Инновация была прорывной, но рынок оказался не готов. После многочисленных экспериментов компания решила выйти с новым продуктом — и выиграла
«Мы путешествовали по Оке и ночевали в палатке напротив красивейшего места: высокий берег, сосны, песок. Я размечтался: “Вот бы в этом месте поставить дом и с комфортом пожить, а потом переехать с домом в новое место”. Однако жена, как женщина практичная, привела массу аргументов, убеждая меня, что это невозможно — прежде всего из-за отсутствия коммуникаций. Я стал спорить, ведь технологии для автономной и комфортной жизни в мобильном доме давно есть. Возможно, последние десять лет моего бизнеса — продолжение того спора с женой», — шутит основатель компании «СкороДа» Андрей Алисов.
«Строительный стартап» звучит как оксюморон. Строительная сфера по ряду причин является одним из самых антиинновацинных секторов экономики. Однако предприниматель поставил перед собой весьма амбициозную цель: перепридумать, что такое коттедж, наделив его рядом новых свойств. Андрей Алисов одним из первых в России стал выпускать модульные дома — коттеджи, произведенные в заводских условиях. В них можно жить буквально через день-два после доставки на участок. Модульные дома могут приходить заказчику уже с отделкой, инженерными коммуникациями, установленной сантехникой.
Просто делать дома бизнесмену всегда казалось недостаточным. Он мечтал об автономных коттеджах — с запасом энергии, тепла, воды. Такие дома можно ставить на участках, где нет коммуникаций. А еще они должны быть мобильными, чтобы их можно было регулярно перевозить с места на место. Если такие автономные мобильные коттеджи сделать доступными по цене, это в корне изменит не только строительную отрасль, но и принципы расселения. Независимость от центральных коммуникаций невероятно расширяет ареал проживания — в комфортном доме можно жить едва ли не в любой точке страны.
«Дом — это самая большая инвестиция в жизни. И это продукт, который входит в самое длительное и глубокое соприкосновение с заказчиком. С зубной щеткой ты контактируешь пару минут в день, с домом — много-много часов. Он оказывает на человека сильное воздействие. Если идею любого бизнеса излагать с позиции “я хочу сделать мир лучше”, то со стройкой вряд ли что-то сравнится. Строительство — это предельная степень эффективности улучшения мира, — расшифровывает смыслы своей работы основатель компании “СкороДа”. — Ну и важно найти продукт, который будет продаваться массово. Если продажи единичны, значит, он не решает проблемы людей».
Автономный коттедж с завода
Андрей Алисов окончил МИФИ, а затем работал в престижном Институте космических исследований (ИКИ) — с помощью нейтронного телескопа искал источники гамма-всплесков во Вселенной, участвовал в поисках воды на Марсе. В конце 1990-х годов Алисов ушел в производство, где занимал руководящие должности. Рассказ о бэкграунде предпринимателя в данном случае очень важен: физик и инженер по образованию, он сумел поставить вопрос о строительстве домов нестандартным образом — объединить сразу несколько новаторских идей, которые вместе смогут обеспечить совершенно иную стройку, продукт с необычными качествами.
Главная идея — производство загородных домов в заводских условиях. Или, как сейчас модно говорить, переход на префаб-технологии (от английского prefabricated — «заводской»). Префаб обладает целым рядом преимуществ. Во-первых, резко сокращается срок строительства: если частный дом строится и отделывается годами, то сборка из готовых элементов позволяет сократить процесс до нескольких недель. «СкороДа» довела этот параметр до предела: компания выпускает модульные дома, привозя их на стройплощадку уже готовыми к проживанию — с крышей, окнами, фасадом и интерьером, коммуникациями, установленной сантехникой, иногда даже с мебелью. В результате установка коттеджа на участке занимает пару дней.
Другое преимущество префаб-домов — высокое качество. Когда работа ведется в цеху, а не на открытом воздухе, обеспечить соблюдение технологий намного легче.
Вопрос сборки домов из изготовленных на заводе деталей сейчас приобретает особую актуальность в связи с дефицитом рабочих рук. Для префаб-стройки рабочих нужно на порядок меньше. Интересно, что в Советском Союзе префаб-технологии были хорошо развиты — тогда это называлось блочным и панельным домостроением. Его недостатки — в частности, зацикленность на определенных фасадных и планировочных решениях — на данном этапе легко исправляется. Малоэтажных префаб-домов в СССР почти не было. Но в последние годы в России наблюдается бум малоэтажного модульного строительства, уже появились десятки компаний — правда, пока с небольшими объемами выпуска. «Рынок модульных мобильных домов появился в середине 2010-х. Одним из главных его энтузиастов и был Андрей Алисов. Он много занимался НИОКР, продвигал новую тему, был открыт для коллег. На примере своей компании показал, что мобильные модули — реальный продукт. Мне кажется, половина бизнесменов, выпускающих сегодня модули, были вдохновлены Андреем», — говорит основатель ассоциации «Гринстрой» Дмитрий Березуцкий.
Вторая идея, которую Алисов положил в основу своего подхода при проектировании и строительстве домов, — мобильность. Дом «СкороДа» можно перевозить и устанавливать на новом месте определенное количество раз. Уже есть проекты, когда коттеджи летом «работали» в качестве гостиничных номеров на Алтае, а на зиму перевозились на новое место — на горнолыжный курорт.
Третья идея — высокий уровень комфорта при ограниченном размере жилой ячейки. Этот пункт также связан с бэкграундом Алисова: он яхтсмен. «Для яхт вопросы эргономики крайне важны: каждый сантиметр должен работать. Комфорт — это в первую очередь количество функций, которые можно реализовать в данном пространстве. Например, спать, готовить еду, заниматься спортом, работать. Поэтому мне даже немного обидно, когда спрашивают, сколько стоит квадратный метр вашего дома. Это совсем другие по насыщенности метры!» — рассказывает предприниматель.
И наконец, последняя идея, которую Алисов постарался «упаковать» в свой дом, — автономность. Это прорывная инновация более чем российского масштаба. «В начале 2010-х у меня случился инсайт. Я вдруг понял, что уже наработан пакет технических решений, позволяющих сделать дома автономными. Можно создать комфортный автономный коттедж, который не надо подсоединять к внешним инженерным сетям: воде, электричеству, газу, теплу», — вспоминает основатель компании «СкороДа».