Страшно ли ехать в кабине беспилотного грузовика?

ТехИнсайдерАвто

Дальнобойщики 2:0

Страшно ли ехать в кабине беспилотного грузовика? Конечно, нет. Ну, может, самую малость. Рассказываем, как устроены такие автомобили, почему их не стоит опасаться и чего боятся они сами.

Текст: Савва Сафлглв

В 2022 году компания «Автотех» начала адаптировать технологию автономного вождения к грузовым автомобилям. Процесс перехода от R&D к ежедневным коммерческим рейсам по трассе М-11 «Нева» занял год; с июня 2023 года компания выступает как поставщик услуг грузоперевозок автономным транспортом. В сентябре 2024 года магистральные грузовики без водителя «Автотеха» впервые в России совершили серию проездов. На сегодняшний день в компании трудится более 700 человек, в основном специалисты из сфер IT, автопрома и логистики.

Если вы встретите на трассе беспилотный седельный тягач с полуприцепом, то с первого взгляда вряд ли поймете, что им управляет компьютер. Тем более что на водительском месте сидит человек. Но если приглядеться, можно увидеть выделяющиеся на фоне кабины элементы сенсорсета (лидары, радары, камеры) и надпись «автономный».

С беспилотным грузовиком мы знакомились на Дмитровском автополигоне: там можно смоделировать больше дорожных сценариев, чем на трассе М-11, на которой такие машины реально работают. У компании «Автотех», согласившейся рассказать нам о своих проектах, по М-11 ходит уже 17 грузовых высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС), а до конца 2024 года число таких тягачей планируют увеличить до 30. Грузовик, на котором ездили мы, – китайский, хотя для самой технологии это непринципиально: она универсальна и легко адаптируется для машин разных производителей. Впрочем, «Автотех» выбирает платформы, которые отвечают его потребностям и задачам развития технологии и обеспечения ее безопасности. В частности, задаче дублирования ключевых систем.

Едем без рук

Перед стартом нам объясняют, что все системы у автономного грузовика обязательно дублируются: машина должна видеть каждый объект как минимум двумя разными способами, чтобы обеспечить отказоустойчивость системы. За это отвечают лидары, сканирующие пространство с помощью лазерных лучей, радиоволновые радары и обычные оптические камеры. Угол обзора – почти 360 градусов. Почти, потому что есть слепая зона – пара метров за полуприцепом. Сенсоры стоят только на тягаче: полуприцеп при коммерческой эксплуатации клиентский. Но эту зону и водителю-человеку не видно, и уж в любом случае автономная система замечает больше, чем он.

С погодой нам повезло: над полигоном висит туман. Беспилотным автомобилям ездить в таких условиях намного сложнее. Людям тоже – но у автоматики при этом не накапливается усталость и не снижается скорость реакции. На выделенном «Автотеху» участке полигона имитируются распространенные дорожные сценарии, включая довольно деликатные. Грузовик – из тех, что находятся в процессе сертификации для работы. Без индивидуальных испытаний на полигоне ни один автономный тягач на М-11 не выпускают.

Длинный поручень, три крутые ступеньки – и вот я оказываюсь в шикарном подрессоренном пассажирском кресле. Внутри самая обычная кабина седельного тягача. Разве что в центре передней панели закреплен планшет, на который выводится трехмерная картинка с внешних датчиков. Легковые автомобили на экране выглядят как коробочки (кстати, дальнобойщики именно так их и называют), грузовики – как комбинация двух коробок, большой и маленькой, люди – как зеленые фигурки. Для всех участников движения компьютер отрисовывает линии, прогнозирующие их траекторию. Причем свою линию он строит на основе предсказания перемещения других объектов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

2026: от рекомендаций до ИИ-агентов 2026: от рекомендаций до ИИ-агентов

За привычным интерфейсом Авито работают сложные алгоритмы машинного обучения

ТехИнсайдер
Жить и быть Жить и быть

«Птица»: Андреа Арнольд находит выход из отчаяния

Weekend
Поверить в большее Поверить в большее

Гранд-тур на внедорожнике Exeed VX

Автопилот
Нужно ли удалять аденоиды или само пройдёт? Нужно ли удалять аденоиды или само пройдёт?

Что такое аденоиды и может ли ребенок их «перерасти»?

Здоровье
Антигон Одноглазый Антигон Одноглазый

Антигон Одноглазый: великий полководец и дипломат, которого погубила алчность

Дилетант
Подвид «Разведчика» Подвид «Разведчика»

Как немецкий концерн VW возродил американский внедорожник Scout

Автопилот
Взяли и сделали Взяли и сделали

Истории классных бизнесов, сделанных женщинами

Новый очаг
Изменения к лучшему: каким получился обновленный кросс-купе Exeed RX Flagship Изменения к лучшему: каким получился обновленный кросс-купе Exeed RX Flagship

Чем кросс-купе Exeed RX Flagship отличается от своего «старшего брата»

Forbes
10 вредных пищевых привычек: как поймать себя на них 10 вредных пищевых привычек: как поймать себя на них

Пищевое поведение, которое может нанести ощутимый вред здоровью

Psychologies
Легенды Имандры Легенды Имандры

Что же влечет туристов в место, расположенное среди каменистой тундры и гор

Отдых в России
Уже не игрушка Уже не игрушка

Как открыть творческий бизнес и продавать свои изделия

Лиза
«Темная сторона средневековой Японии. Оммёдзи, мстительные духи и жрицы любви» «Темная сторона средневековой Японии. Оммёдзи, мстительные духи и жрицы любви»

Почему буддизм не заставил японцев отказаться от рыбы

N+1
Семейные ценности Семейные ценности

Уютный загородный дом для большой семьи из трех поколений

SALON-Interior
Брачный контракт: за и против Брачный контракт: за и против

Брачный договор: в каких случаях его стоит заключать?

Psychologies
Тёплое время: 20 идей для уютной атмосферы в семье Тёплое время: 20 идей для уютной атмосферы в семье

Идеи, которые помогут сделать ваше «время вместе» теплее, дружнее и интереснее

Новый очаг
Чистота Чистота

Почему современная одержимость гигиеной может принести больше вреда, чем пользы

kiozk originals
Искусственный интеллект в деле Искусственный интеллект в деле

6 возможностей нейросетей в быту: подсказки от эксперта

Лиза
Astondoa — имя собственное Astondoa — имя собственное

Портрет старейшей испанской верфи Astondoa Yachts: история и жизнь сегодняшняя

Y Magazine
10 вещей, которые делают дерматологи для укрепления ногтей 10 вещей, которые делают дерматологи для укрепления ногтей

Как улучшить состояние ногтей, не используя коллаген?

VOICE
Наука о счастье: какой может быть хэппиномика Наука о счастье: какой может быть хэппиномика

Какой может быть наука о счастье и что она способна дать человечеству?

Forbes
Самый гуманный сюр в мире Самый гуманный сюр в мире

10 самых сюрреалистичных советских мультфильмов

Weekend
Древнейшую синагогу назвали частью еврейского квартала Фанагории Древнейшую синагогу назвали частью еврейского квартала Фанагории

Российские археологи продолжили раскопки района Фанагории

N+1
Стремящаяся вверх Стремящаяся вверх

Евгения Леонтьева — альпинистка и спортивный фотограф

Отдых в России
Зачем советскому грузовому самолету Ил-76 две кабины и странный грузовой люк Зачем советскому грузовому самолету Ил-76 две кабины и странный грузовой люк

Ил-76: зачем его конструкторы изменили стандартную конструкцию самолета?

ТехИнсайдер
Не надо паники! Не надо паники!

В чем причины панической атаки и как остановить мучительный приступ

Лиза
Сон в кровавую ночь Сон в кровавую ночь

Краткая история «Кошмара на улице Вязов» в 20 пунктах

Weekend
Высчитываем биоритмы Высчитываем биоритмы

Как построить день так, чтобы не только всё успеть, но и преуспеть?

Лиза
«Она была актрисою» «Она была актрисою»

О своих страхах и надеждах, красоте и эпохе рассказала актриса Ангелина Стречина

OK!
На пороге перемен На пороге перемен

Как женщине поддержать красоту и молодость кожи в период менопаузы

Лиза
Вместо «тренировки волос»: 4 работающих хака, которые помогут мыть голову реже Вместо «тренировки волос»: 4 работающих хака, которые помогут мыть голову реже

Можно ли натренировать волосы, чтобы они медленнее пачкались?

VOICE
Открыть в приложении