Страшно ли ехать в кабине беспилотного грузовика?

ТехИнсайдерАвто

Дальнобойщики 2:0

Страшно ли ехать в кабине беспилотного грузовика? Конечно, нет. Ну, может, самую малость. Рассказываем, как устроены такие автомобили, почему их не стоит опасаться и чего боятся они сами.

Текст: Савва Сафлглв

В 2022 году компания «Автотех» начала адаптировать технологию автономного вождения к грузовым автомобилям. Процесс перехода от R&D к ежедневным коммерческим рейсам по трассе М-11 «Нева» занял год; с июня 2023 года компания выступает как поставщик услуг грузоперевозок автономным транспортом. В сентябре 2024 года магистральные грузовики без водителя «Автотеха» впервые в России совершили серию проездов. На сегодняшний день в компании трудится более 700 человек, в основном специалисты из сфер IT, автопрома и логистики.

Если вы встретите на трассе беспилотный седельный тягач с полуприцепом, то с первого взгляда вряд ли поймете, что им управляет компьютер. Тем более что на водительском месте сидит человек. Но если приглядеться, можно увидеть выделяющиеся на фоне кабины элементы сенсорсета (лидары, радары, камеры) и надпись «автономный».

С беспилотным грузовиком мы знакомились на Дмитровском автополигоне: там можно смоделировать больше дорожных сценариев, чем на трассе М-11, на которой такие машины реально работают. У компании «Автотех», согласившейся рассказать нам о своих проектах, по М-11 ходит уже 17 грузовых высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС), а до конца 2024 года число таких тягачей планируют увеличить до 30. Грузовик, на котором ездили мы, – китайский, хотя для самой технологии это непринципиально: она универсальна и легко адаптируется для машин разных производителей. Впрочем, «Автотех» выбирает платформы, которые отвечают его потребностям и задачам развития технологии и обеспечения ее безопасности. В частности, задаче дублирования ключевых систем.

Едем без рук

Перед стартом нам объясняют, что все системы у автономного грузовика обязательно дублируются: машина должна видеть каждый объект как минимум двумя разными способами, чтобы обеспечить отказоустойчивость системы. За это отвечают лидары, сканирующие пространство с помощью лазерных лучей, радиоволновые радары и обычные оптические камеры. Угол обзора – почти 360 градусов. Почти, потому что есть слепая зона – пара метров за полуприцепом. Сенсоры стоят только на тягаче: полуприцеп при коммерческой эксплуатации клиентский. Но эту зону и водителю-человеку не видно, и уж в любом случае автономная система замечает больше, чем он.

С погодой нам повезло: над полигоном висит туман. Беспилотным автомобилям ездить в таких условиях намного сложнее. Людям тоже – но у автоматики при этом не накапливается усталость и не снижается скорость реакции. На выделенном «Автотеху» участке полигона имитируются распространенные дорожные сценарии, включая довольно деликатные. Грузовик – из тех, что находятся в процессе сертификации для работы. Без индивидуальных испытаний на полигоне ни один автономный тягач на М-11 не выпускают.

Длинный поручень, три крутые ступеньки – и вот я оказываюсь в шикарном подрессоренном пассажирском кресле. Внутри самая обычная кабина седельного тягача. Разве что в центре передней панели закреплен планшет, на который выводится трехмерная картинка с внешних датчиков. Легковые автомобили на экране выглядят как коробочки (кстати, дальнобойщики именно так их и называют), грузовики – как комбинация двух коробок, большой и маленькой, люди – как зеленые фигурки. Для всех участников движения компьютер отрисовывает линии, прогнозирующие их траекторию. Причем свою линию он строит на основе предсказания перемещения других объектов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Письмо редактора Письмо редактора

Главные достижения в области робототехники сегодня служат исключительно войне

ТехИнсайдер
Следует жить Следует жить

Как Мауро и Жан-Франка Риччи переосмыслили яркий автомобильчик Runabout

Автопилот
Непотопляемый Непотопляемый

Амфибии Amphicar, выпущенные более 60 лет назад, до сих пор в строю

ТехИнсайдер
Honda представила кроссовер Passport четвертого поколения, сделав акцент на внедорожные характеристики и сохранив 3.5V6 Honda представила кроссовер Passport четвертого поколения, сделав акцент на внедорожные характеристики и сохранив 3.5V6

Новый Passort от Honda: смесь классического SUV и копия Isuzu Rodeo

4x4 Club
Спас неспасающий Спас неспасающий

Много ли мы знаем картин, которые стали иконами со спрятанным Сатаной?

Дилетант
Секреты расшифровки Секреты расшифровки

Как прочесть берестяную грамоту?

Вокруг света
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
Игры торговых сетей Игры торговых сетей

Как ритейлеры зарабатывают на геймификации

Деньги
Две половинки целого – это иллюзия Две половинки целого – это иллюзия

Как сохранять хорошие, живые отношения долгие годы?

Psychologies
6 правил хорошего брака 6 правил хорошего брака

Какие привычки повышают шансы на то, что вы будете жить вместе долго и счастливо

Psychologies
10 новых сериалов, от которых невозможно оторваться 10 новых сериалов, от которых невозможно оторваться

Лучшие сериалы начала 2020-х годов, которые проглотят все ваше свободное время

Maxim
Движение вверх Движение вверх

8 необычных вариантов оформления потолка в квартире

Лиза
Водитель для зомби Водитель для зомби

«Кадавр»: сумрачный турецкий хоррор

Weekend
Остановите, я сойду Остановите, я сойду

Прыгаем с эмоциональных качелей — и убегаем

VOICE
Опасные игры Опасные игры

Родителей детей-квадроберов законодательно ограничат в правах?

Лиза
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Звезда Амуры Звезда Амуры

Чувства, эмоции, предчувствия и чутье в жизни Аскара Ильясова

Men Today
Искусственный интеллект в деле Искусственный интеллект в деле

6 возможностей нейросетей в быту: подсказки от эксперта

Лиза
Алмаз из пробирки Алмаз из пробирки

Российские ювелиры — о лабораторно выращенных бриллиантах

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Все будет хорошо! Все будет хорошо!

15 фильмов против осенней хандры

Лиза
Настенный микс Настенный микс

Как комбинировать разные виды обоев в комнате

Лиза
Как добавить 11 лет своей жизни? Ходьбой! Как добавить 11 лет своей жизни? Ходьбой!

Каждый час ходьбы может принести до шести лет «дополнительной» жизни

ТехИнсайдер
9 причин, по которым ногти становятся желтыми, и что делать в каждом случае 9 причин, по которым ногти становятся желтыми, и что делать в каждом случае

Вычислить причину, по которой ногти стали желтыми, не так-то просто

VOICE
Игорь Цвирко и Кристина Кретова: «Стекла в пуантах – это глупость» Игорь Цвирко и Кристина Кретова: «Стекла в пуантах – это глупость»

Солистка Большого Кристина Кретова и премьер Игорь Цвирко ведут друг друга

VOICE
Просто само совершенство Просто само совершенство

Когда и почему погоня за идеалом мешает тебе быть счастливой

Лиза
Неумолимая правдивость фантасмагории Неумолимая правдивость фантасмагории

Как разрушаются границы реальности в «Театральном романе» Михаила Булгакова

Weekend
Раздавили бы камни трилитона деревянные катки? Раздавили бы камни трилитона деревянные катки?

Насколько большое бревно нужно под вес камней трилитона Баальбека – 800 т.?

Наука и техника
10 маминых фраз, которые помогают во взрослой жизни 10 маминых фраз, которые помогают во взрослой жизни

Что говорить ребенку, чтобы он вырос гармоничным и счастливым человеком?

Psychologies
Пространство свободы Пространство свободы

Этот лаконичный дизайн стал воплощением идеи об интерьере как месте отдыха

SALON-Interior
Кто качает Кто качает

5 шефов, которые раздают тренды и определяют гастрономические вайбы Петербурга

Собака.ru
Открыть в приложении