Страшно ли ехать в кабине беспилотного грузовика?

ТехИнсайдерАвто

Дальнобойщики 2:0

Страшно ли ехать в кабине беспилотного грузовика? Конечно, нет. Ну, может, самую малость. Рассказываем, как устроены такие автомобили, почему их не стоит опасаться и чего боятся они сами.

Текст: Савва Сафлглв

В 2022 году компания «Автотех» начала адаптировать технологию автономного вождения к грузовым автомобилям. Процесс перехода от R&D к ежедневным коммерческим рейсам по трассе М-11 «Нева» занял год; с июня 2023 года компания выступает как поставщик услуг грузоперевозок автономным транспортом. В сентябре 2024 года магистральные грузовики без водителя «Автотеха» впервые в России совершили серию проездов. На сегодняшний день в компании трудится более 700 человек, в основном специалисты из сфер IT, автопрома и логистики.

Если вы встретите на трассе беспилотный седельный тягач с полуприцепом, то с первого взгляда вряд ли поймете, что им управляет компьютер. Тем более что на водительском месте сидит человек. Но если приглядеться, можно увидеть выделяющиеся на фоне кабины элементы сенсорсета (лидары, радары, камеры) и надпись «автономный».

С беспилотным грузовиком мы знакомились на Дмитровском автополигоне: там можно смоделировать больше дорожных сценариев, чем на трассе М-11, на которой такие машины реально работают. У компании «Автотех», согласившейся рассказать нам о своих проектах, по М-11 ходит уже 17 грузовых высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС), а до конца 2024 года число таких тягачей планируют увеличить до 30. Грузовик, на котором ездили мы, – китайский, хотя для самой технологии это непринципиально: она универсальна и легко адаптируется для машин разных производителей. Впрочем, «Автотех» выбирает платформы, которые отвечают его потребностям и задачам развития технологии и обеспечения ее безопасности. В частности, задаче дублирования ключевых систем.

Едем без рук

Перед стартом нам объясняют, что все системы у автономного грузовика обязательно дублируются: машина должна видеть каждый объект как минимум двумя разными способами, чтобы обеспечить отказоустойчивость системы. За это отвечают лидары, сканирующие пространство с помощью лазерных лучей, радиоволновые радары и обычные оптические камеры. Угол обзора – почти 360 градусов. Почти, потому что есть слепая зона – пара метров за полуприцепом. Сенсоры стоят только на тягаче: полуприцеп при коммерческой эксплуатации клиентский. Но эту зону и водителю-человеку не видно, и уж в любом случае автономная система замечает больше, чем он.

С погодой нам повезло: над полигоном висит туман. Беспилотным автомобилям ездить в таких условиях намного сложнее. Людям тоже – но у автоматики при этом не накапливается усталость и не снижается скорость реакции. На выделенном «Автотеху» участке полигона имитируются распространенные дорожные сценарии, включая довольно деликатные. Грузовик – из тех, что находятся в процессе сертификации для работы. Без индивидуальных испытаний на полигоне ни один автономный тягач на М-11 не выпускают.

Длинный поручень, три крутые ступеньки – и вот я оказываюсь в шикарном подрессоренном пассажирском кресле. Внутри самая обычная кабина седельного тягача. Разве что в центре передней панели закреплен планшет, на который выводится трехмерная картинка с внешних датчиков. Легковые автомобили на экране выглядят как коробочки (кстати, дальнобойщики именно так их и называют), грузовики – как комбинация двух коробок, большой и маленькой, люди – как зеленые фигурки. Для всех участников движения компьютер отрисовывает линии, прогнозирующие их траекторию. Причем свою линию он строит на основе предсказания перемещения других объектов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Новый фокус BlackBerry: компания запустила комедийную рекламу услуг в области кибербезопасности Новый фокус BlackBerry: компания запустила комедийную рекламу услуг в области кибербезопасности

Большую угрозу для защиты корпоративной информации представляют вовсе не хакеры

Forbes
7 реальных историй хотела здорово, получилось красиво 7 реальных историй хотела здорово, получилось красиво

Истории читательниц, которые хотели сделать вклад в здоровье, а получили красоту

Новый очаг
Два гетмана Два гетмана

Из всех гетманов Войска Запорожского выделяются Богдан Хмельницкий и Иван Мазепа

Дилетант
Зерновой откат Зерновой откат

Как снижение технологичности посевов повлияет на производство

Агроинвестор
Безумству поем мы славу Безумству поем мы славу

Второй «Джокер»: Хоакин Феникс и Леди Гага отказываются развлекать публику

Weekend
Степени сна Степени сна

Тест-драйв кубика для улучшения качества сна

ТехИнсайдер
На кону Трамп На кону Трамп

«Ученик. Восхождение Трампа»: рассказ о молодых годах Дональда Трампа

Weekend
Катастрофа, о которой забыли Катастрофа, о которой забыли

Китайская история ХХ века: с чего началась экологическая катастрофа в Юньнане?

Наука и техника
Лиза Моряк: «Мне нравится снимать маску и быть настоящей» Лиза Моряк: «Мне нравится снимать маску и быть настоящей»

Актриса Лиза Моряк — о материнстве, хейте и любви к удобной одежде

Здоровье
Боязнь чистого листа Боязнь чистого листа

Трансформация из художника в дизайнера: путь Кристиано Гатто

Y Magazine
Замуж за друга: 3 непридуманные истории Замуж за друга: 3 непридуманные истории

Как получается, что мы вдруг видим возлюбленного в том, кого считали друзьями?

Psychologies
Время тает Время тает

Ледники, которые стоит лично увидеть, пока они еще не покинули этот мир

Men Today
Я не хотела Я не хотела

Как быть, если на эмоциях наговорила лишнего

Лиза
Зеленый свет Зеленый свет

Сегодня многие верфи разобрались в том, что же такое sustainability

Y Magazine
10 вредных пищевых привычек: как поймать себя на них 10 вредных пищевых привычек: как поймать себя на них

Пищевое поведение, которое может нанести ощутимый вред здоровью

Psychologies
Спокойно, первоклассник Спокойно, первоклассник

Как первоклассникам и родителям прожить период адаптации и сохранить мотивацию?

Новый очаг
7 лучших киногероев-скуфов, которыми мы гордимся 7 лучших киногероев-скуфов, которыми мы гордимся

Иногда даже лысеющий мужичок с пончиками может вдохновить на перемены

Maxim
Движение вверх Движение вверх

8 необычных вариантов оформления потолка в квартире

Лиза
Кто качает Кто качает

5 шефов, которые раздают тренды и определяют гастрономические вайбы Петербурга

Собака.ru
Где найти деньги: советы для предпринимателей, как привлечь инвестиции на старте Где найти деньги: советы для предпринимателей, как привлечь инвестиции на старте

Как привлечь инвестиции и как при этом избежать самых распространенных ошибок?

Inc.
Обзор Geely Tugella: плюсы и минусы, комплектации, фото Обзор Geely Tugella: плюсы и минусы, комплектации, фото

Купе-кроссовер Geely Tugella: что стоит знать о нем

РБК
Молодые годы Колчака Молодые годы Колчака

Александр Колчак — не только военный, но и ученый-океанограф

Знание – сила
В погоне за трендами В погоне за трендами

Как следить за всеми модными веяниями и удачно внедрять их в свой гардероб

Лиза
Было бы желание! Было бы желание!

Женское либидо – штука хрупкая, ненадежная

Лиза
Огонь царей Огонь царей

Переосмысление истории предков, чтобы избавиться от семейного проклятья

Grazia
Гений места Гений места

Интересные российские гиды — Алтай и Мончегорск

Новый очаг
Тише едешь… Тише едешь…

Спуск на воду Silent 62 3-Deck — шаг на пути к успеху верфи Silent-Yachts

Y Magazine
«Всякая теория — это хорошо организованный бред» «Всякая теория — это хорошо организованный бред»

Почему Жак Лакан такой сложный и при чем тут любовь

Weekend
Умный город: утопия или реальное будущее? Умный город: утопия или реальное будущее?

Можно ли создать идеальный город?

Наука и жизнь
«Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец» «Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец»

Режиссер Иван Соснин — о любви к фантастике и недоверии к компьютерной графике

СНОБ
Открыть в приложении