Как ар деко нарушает законы логики и перспективы

Знание – силаКультура

Ар деко и машинки зрения

Владислав Дегтярев

Известный плакат Владимира и Георгия Стенбергов к фильму Сергея Эйзенштейна «Броненосец "Потёмкин"» (1929) изображает скрещенные стволы орудийных башен, на которых, словно акробат в цирке, балансирует матрос, а рядом падает вниз безголовая фигура офицера, явно сброшенная с какой-то более высокой точки. Фоном композиции служит закругляющийся борт корабля, подобный скале. Композиция представляет собой коллаж, нарушающий законы перспективы и логики, но в этом невозможном пространстве действуют реалистически проработанные и вполне узнаваемые персонажи. Таково пространство ар деко.

Плакат братьев Стенбергов к фильму «Броненосец "Потемкин"»

Ключом к пониманию ар деко могут служить строки из «Бесплодной земли» Т. С. Элиота: «…ибо узрел // Лишь груду поверженных образов». Это образ культуры, пережившей Первую мировую войну, и все, что она могла создать из этой груды, – античных богов и архитектурных ордеров, благородных дикарей и прав человека и гражданина, – было коллажем. Современный французский философ Жан-Марк Лашо описывает создание коллажа как деконструкцию, сменяющуюся реконструкцией: «Первый ход: художник находит и отбирает в самой действительности совокупность разрозненных кусков. <…> Второй ход: он собирает (не заботясь о предустановленном порядке) и соотносит (конфликтным способом) части головоломки. <…> Вырванные из привычного мира осколки реальности включаются в подвижную структуру, не утрачивая при этом исходных свойств и памяти. Сопротивляясь манипуляциям художника и сохраняя относительную автономность, они вместе с тем выпадают из контекста»1.

1Ж.-М. Лашо. Коллаж/Монтаж // Коллаж-2. М. 1999. С. 59.

Но вокруг чего создается коллаж в нашем случае? Что служит для него символическим центром? И можно ли сказать, что сам броненосец – гигантская обитаемая машина, с которой Ле Корбюзье парадоксальным образом сравнивал Парфенон2, – организует или, точнее, дезорганизует изображенное на плакате пространство?

2Ле Корбюзье. Путешествие на Восток. М. 1991. С. 103—113. См. также: Петр Завадовский. Рождение архитектуры модернизма из духа античности. // Проект Байкал. № 66. 2020. С. 118—125.

Любая машина – что подтверждается историческими корнями техники – представляет собой машину зрения, производящую либо иллюзию (видимость), либо особую оптику (которую также можно назвать точкой зрения). Так или иначе, с помощью машин мы наблюдаем виртуальную реальность, не существующую вне технических средств.

Поль Вирильо

Поль Вирильо, вводящий понятие машины зрения в одноименной книге (1988), говорит о телескопе (изобретенном, что немаловажно, в эпоху барокко) следующие слова: «Телескоп, этот первостатейный зрительный протез, отображает недосягаемый для нас мир, а вместе с ним и другой способ передвижения в мире; логистика восприятия позволяет взгляду неизвестным ранее образом перемещаться, сталкивает близкое и далекое, порождает ускорение, опрокидывающее наше знание о расстояниях и измерениях»3. Точка зрения, таким образом, есть функция движения, и скорость перемещения наблюдателя то ли накладывает ограничения на скорость восприятия, то ли предоставляет ей новые возможности. И все же, сказанное французским философом о телескопе, хоть и содержит отсылку к Фрейду и его концепции «бога на протезах», сухо и конспективно повторяет слова итальянского иезуита Эммануэле Тезауро, воспевшего оптические устройства в трактате «Подзорная труба Аристотеля» (1654). «Не знаю я, – пишет Тезауро, – человеческим или сверхчеловеческим помышлением движим был тот Голландский мастер, который недавно двумя зеркальными стеклами, как двумя волшебными крылами, вознес человеческое зрение в пределы далей, коих не достигнет даже и птица в своем полете; достаточно взглянуть в созданную им Зрительную Трубку, чтобы пересечь бескрайнее море без корабля и паруса; ты можешь теперь обозревать корабли, леса и города, которые не даются своевольным, слабым зрачкам; взлетая, подобно молнии, в поднебесье, человек теперь изучает солнечные пятна, рассматривает рога вулкана, бросающие тень на Венерино чело, измеряет громады Гор и Морей на поверхности лунного Шара и видит, как резвятся малыши, сопутствующие Юпитеру в его движении…»4.

3 Поль Вирильо. Машина зрения. СПб. 2004. С. 12.

4 Эммануэле Тезауро. Подзорная труба Аристотеля. СПб., 2002. С. 72.

Галилей и его телескоп

Соседка Тёрнера по купе поезда, пишет Некрасова, «была ужасно удивлена, когда добродушный пожилой джентльмен, сидевший напротив нее в купе поезда, попросил разрешения открыть окно, вдруг высунул голову в неистовый ливень и держал ее так на дожде почти десять минут. Когда он втянул голову обратно, с нее стекала ручьями вода, а он откинулся блаженно назад и закрыл глаза на целые четверть часа. Тогда молодая леди из любопытства тоже высунула голову в окно, совершенно промокла, но получила незабываемое впечатление. Представьте ее восторг, когда на выставке в Академии в следующем году она увидела: "Дождь, пар и скорость"! И услышала чье-то кислое замечание: "Очень похоже на Тёрнера, не правда ли? Никто никогда не видел такого смешения нелепостей". И она ответила "Я видела"»5.

5 Е. А. Некрасова. Романтизм в английском искусстве. М. 1975. С. 143.

Дождь, пар и скорость. Художник Уильям Тёрнер. 1844 год
Велосипедист. Художник Энцо Бенедетто. 1926 год

Можно ли тогда считать, что неподвижный «Потёмкин» на плакате выступает как машина зрения? Во всяком случае, транспортные средства на картинах итальянских футуристов выступают именно в такой роли: двигаясь в поле нашего зрения, они разрушают мир или разбирают его на составные части. Однако это всегда либо автомобиль, либо мотоцикл (в самом крайнем случае поезд), но никогда не корабль. Корабль не может мчаться, он слишком велик и поэтому воспринимается то ли как здание, то ли как природный объект и сам подвергается зрительному разрушению. Он не машина зрения, а что-то другое.

Наблюдатель конца 1920‑х годов мог воспринимать разрушение трехмерного пространства Стенбергами как довольнотаки прямолинейную метафору разрушения социального порядка. Интереснее сопоставить это плакатное пространство, где связи нарушены, с так называемым ослепляющим камуфляжем (dazzle camouflage) времен Первой мировой войны – попыткой визуально разбить или исказить объем корабля с помощью раскраски изломанными полосами контрастирующих цветов. Эта раскраска, придуманная совместно зоологом – специалистом по мимикрии в животном мире – и художником, была рассчитана на артиллеристов кораблей противника, пользовавшихся простейшими оптическими приборами или даже невооруженным глазом. Вражеский наводчик видел корабль, но не мог адекватно оценить его размеры и скорость, расстояние до него, а порой – и направление его движения. Для наблюдателя такой ярко раскрашенный корабль распадался на час-ти, словно был частью картины, написанной футуристом, точнее – частью мира, претерпевающего трансформацию на такой картине.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вопрос времени Вопрос времени

Чем прошлое отличается от будущего и почему время течет в одном направлении?

Вокруг света
Близость на расстоянии свайпа: как найти настоящие чувства в мире онлайн-знакомств Близость на расстоянии свайпа: как найти настоящие чувства в мире онлайн-знакомств

Как найти настоящие чувства в лабиринтах свиданий и профилей

Psychologies
На надувной лодке через Атлантику На надувной лодке через Атлантику

Кругосветное плавание безопасной работой не было никогда

Вокруг света
Хорошо-то как! Хорошо-то как!

Как научиться получать удовольствие от простых вещей?

Лиза
В Европу через Океанию: как получить ВНЖ в Греции с помощью паспорта Вануату В Европу через Океанию: как получить ВНЖ в Греции с помощью паспорта Вануату

Почему востребован ВНЖ Греции и какую роль тут играет паспорт Вануату

Forbes
Нужно ли удалять аденоиды или само пройдёт? Нужно ли удалять аденоиды или само пройдёт?

Что такое аденоиды и может ли ребенок их «перерасти»?

Здоровье
Чемодан без ручки Чемодан без ручки

Ситуации, в которых отношения обречены

Лиза
«Темная сторона средневековой Японии. Оммёдзи, мстительные духи и жрицы любви» «Темная сторона средневековой Японии. Оммёдзи, мстительные духи и жрицы любви»

Почему буддизм не заставил японцев отказаться от рыбы

N+1
Чухе Ким: Если бы меня ждал провал и мне пришлось бы начинать все заново, я бы ни о чем не жалела Чухе Ким: Если бы меня ждал провал и мне пришлось бы начинать все заново, я бы ни о чем не жалела

Чухе Ким о голоде, эмиграции и любви к русской культуре

СНОБ
Археологи выявили остатки древнейшей окрашенной одежды в Нидерландах Археологи выявили остатки древнейшей окрашенной одежды в Нидерландах

Ученые нашли остатки ткани в погребении раннего железного века в Нидерландах

N+1
«Мы постоянно работаем над своим ростом» «Мы постоянно работаем над своим ростом»

Заместитель гендиректора «Продимекса» Вадим Ерыженский о развитии компании

Агроинвестор
Пыль в глаза Пыль в глаза

Почему возникает конъюнктивит и как его лечить

Лиза
Ползучая локализация Ползучая локализация

«Соллерс» отчитался об успешной реализации стратегии по локализации продукции

Монокль
У кредитов бизнесу отказали тормоза У кредитов бизнесу отказали тормоза

Высокая ставка не останавливает корпоративное кредитование

Монокль
Новые реалии — новые правила: ректор РАНХиГС Алексей Комиссаров — о трансформации бизнес-образования Новые реалии — новые правила: ректор РАНХиГС Алексей Комиссаров — о трансформации бизнес-образования

Ректор РАНХиГС о ценности рейтингов, требованиях времени и «корочке» пилота

СНОБ
Дело мастера Дело мастера

Тест-драйв первого люксового внедорожника Tank

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Я терпеливо жду в засаде» «Я терпеливо жду в засаде»

Маргарита Чинкова — о том, как заработать на офертах, допэмиссиях и ликвидациях

Монокль
В авиастроении сменился командный состав В авиастроении сменился командный состав

Чем спровоцированы кадровые перестановки в российском авиастроении

Монокль
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Побойтесь, ради бога Побойтесь, ради бога

«Еретик»: неудавшийся богословский хоррор с Хью Грантом

Weekend
Жизнь Нэнси Уорд, женщины из племени Чероки, которая боролась за мир с европейскими поселенцами Жизнь Нэнси Уорд, женщины из племени Чероки, которая боролась за мир с европейскими поселенцами

Нэнси Уорд: от статуса племянницы вождя до титула «Военной женщины»

ТехИнсайдер
10 новых сериалов, от которых невозможно оторваться 10 новых сериалов, от которых невозможно оторваться

Лучшие сериалы начала 2020-х годов, которые проглотят все ваше свободное время

Maxim
Где найти деньги: советы для предпринимателей, как привлечь инвестиции на старте Где найти деньги: советы для предпринимателей, как привлечь инвестиции на старте

Как привлечь инвестиции и как при этом избежать самых распространенных ошибок?

Inc.
Семейные ценности Семейные ценности

Уютный загородный дом для большой семьи из трех поколений

SALON-Interior
Внутри рубина лазерный луч может отбрасывать тень при облучении другим лазером Внутри рубина лазерный луч может отбрасывать тень при облучении другим лазером

Световые мечи из «Звездных войнов» — не просто фантастика

ТехИнсайдер
Вдохновленные превосходством Вдохновленные превосходством

Квантовая гонка: за что борется Россия и какие имеет шансы на победу?

Монокль
ДНК всемогущая ДНК всемогущая

Можно ли узнать все о своем происхождении благодаря генетическим исследованиям?

Grazia
Почему нельзя покупать франшизу без спроса Почему нельзя покупать франшизу без спроса

Опрос действующих франчайзи бренда — один из обязательных этапов выбора франшизы

Forbes
Ничего личного Ничего личного

Почему не стоит давать советы окружающим?

VOICE
Джон Тиндаль и уникальные свойства паров воды: физика и метафизика Джон Тиндаль и уникальные свойства паров воды: физика и метафизика

Физик-экспериментатор Джон Тиндаль и его открытие свойств водяного пара

Знание – сила
Открыть в приложении