Закат над Петербургом
История СПБ Биржи как площадки, которая приучила российских инвесторов к иностранным акциям, судя по всему, подошла к своему логическому завершению. Ей придется искать новые идеи для бизнеса
После появления в Арбитражном суде Москвы иска о признании ПАО «СПБ Биржа» банкротом акции площадки упали на 34,9% — до 63,8 рубля за бумагу. Имя заявителя, сумма претензий, а также какие-либо подробности в документе не указаны. Само акционерное общество уверяет, что на банкротство не подавало, — этот факт уже расследует ЦБ. Тем временем структуры биржи приостановили вывод денег.
Частная история
СПБ Биржа была создана в 1997 году — точнее, тогда появилась ее предшественница, Фондовая биржа «Санкт-Петербург». В 1998-м по решению правительства на площадке стартовали торги акциями «Газпрома», здесь же торговались облигации Санкт-Петербурга. В том же году на бирже открылась электронная торговля опционами. Интересно, что, несмотря на кризис 1998 года, площадке удалось исполнить все обязательства по сделкам перед участниками рынка.
Однако нынешняя ситуация скорее напоминает историю биржи РТС. В 1995 году брокеры создали «Некоммерческое партнерство развития финансового рынка РТС» (НП РТС) — классический рынок акций. Тогда же был запущен долларовый индекс РТС. В начале 2000 года РТС получила лицензию фондовой биржи. Вскоре туда со своей командой пришел выпускник Санкт-Петербургского государственного технического университета Роман Горюнов, ранее руководивший Управлением организации торгов ценными бумагами и финансовыми инструментами на Фондовой бирже «Санкт-Петербург» и фактически создавший там срочный рынок. На РТС Горюнов тоже начал со срочного рынка, а позднее возглавил и всю биржу. Как частная площадка с развитым срочным рынком РТС перестала существовать в 2011 году, когда ММВБ (позже Мосбиржа) купила ее за 1 млрд долларов (примерно 30 млрд рублей на тот момент).
«История биржи РТС началась с торговой доски, которую брокеры, объединившись, создали для размещения котировок, — вспоминает гендиректор SR Consulting, экс-управляющий директор Альфа-банка и член совета директоров РТС в 2009–2014 годах Денис Соловьев. — Потом была создана ДКК (Депозитарно-клиринговая компания), что обеспечило инфраструктуру для расчетов».
Соловьев подчеркивает: РТС создавалась на принципах общего хозяйства. Нельзя было обладать долей больше 10%; брокеры торговали на демократических принципах, открывая лимиты друг на друга. Кстати, после кризиса 1998 года ММВБ вырвалась вперед именно благодаря полному обеспечению сделок.
Потом появилось другое правило: доля участия должна была рассчитываться в зависимости от объема торгов, который брокер проводил через биржу. И такой подход имел бы смысл, если бы компания «Тройка Диалог» не была столь явным лидером: ее доля в обороте стабильно превышала 50%, порой доходя до 80%. «Поэтому покупка Сбербанком “Тройки Диалог” (в том же 2011 году и тоже за миллиард долларов. — “Монокль”) драматически повлияла на судьбу РТС как независимой инфраструктуры, в итоге РТС была продана Мосбирже и госбанкам, — вспоминает Денис Соловьев. — Это стало концом идеи независимого брокерского сообщества как части финансовой инфраструктуры в России. Исходя из того что у Мосбиржи был спотовый рынок, а у РТС — срочный и один без другого развиваться не может, этот альянс был ожидаемым, и вряд ли РТС сумела бы купить ММВБ».
«Однако за периметром сделки — непонятно почему — остались некоторые активы, в том числе здание, лицензия, а также сто миллионов долларов, — рассказывает основатель и глава одной из брокерских компаний. — Когда Рубен Аганбегян (глава ММВБ в 2010–2012 годах. — “Монокль”) узнал об этом, он был в бешенстве, но уже ничего нельзя было сделать». Члены НП РТС, банки и брокеры собрались и стали думать, что делать с активами, продолжает собеседник «Монокля». Вариантов было всего два: либо ликвидировать юрлица и продать активы, либо продолжать бизнес. Конечно, новая биржа не могла бы конкурировать с Московской, если бы решила торговать российскими акциями. В результате были выбраны американские бумаги, говорит основатель брокерской компании. НП РТС очень много вложила в этот проект, и он «выстрелил».
Мост на Запад
В 2014 году СПБ Биржа запустила торги иностранными ценными бумагами, которые по сей день остаются ее основным бизнесом. Площадка применила новаторский подход: все сделки с иностранными акциями здесь совершались исключительно через российских лицензированных брокеров и центрального контрагента. Кроме того, СПБ Биржа не требовала от игроков статуса квалифицированного инвестора. Участникам для заключения сделок стали доступны первые 50 наиболее ликвидных акций из индекса S&P 500, преимущественно компаний с высокой капитализацией. Через три года на площадке начались торги малыми лотами еврооблигаций, а также всеми акциями из индекса S&P 500. Изначально, до бума 2018–2019 годов, российские инвесторы не проявляли особого интереса к возможностям биржи, однако потом «распробовали» иностранные акции.