За мечтой — в кошелек?
В ушедшем году на международном Каннском кинофестивале разразился скандал вокруг фильма американского режиссера Шона Бейкера «Анора», которому была присуждена «Золотая пальмовая ветвь»
Фильм — об отношениях танцовщицы из стрип-клуба русского происхождения с сыном олигарха из России. Это не понравилось части публики, падкой на скандал, клубничку и другие обстоятельства выхода фильма на экраны. В картине задействованы русские актеры Юра Борисов, Марк Эйдельштейн, Алексей Серебряков, Дарья Екамасова. Анору играет американская актриса Майки Мэдисон.
У Юры Борисова много поклонниц и в России, и в США. Недавно были объявлены лауреаты премии «Золотой глобус». Борисов, сыгравший охранника, был номинирован за лучшую роль второго плана, но премию не получил. Теперь ждем «Оскара» — Борисов опять в списке номинантов. Фильм полюбился простым зрителям, на него охотно идут и плачут, выходя на свет улицы.
В условиях идеологического противостояния России и Запада фильм с русской темой, речью, да еще со щекотливым сюжетом вызывает неоднозначную реакцию, но преодолимую, потому что снят он действительно мастерски, все актеры отдаются своим ролям, играют своих героев с душой. Особо привлекает фильм тем, что в нем много русской речи, фильм задействовал возможности артистов и вообще очень бережно обращается со словом, персонажи устраивают головокружительные перепалки на смеси языков и акцентов, за чем интересно следить, поэтому смотреть надо с субтитрами.
Впереди «Оскар», и фильм может взять даже не одну статуэтку. Критики и просто болельщики разделились на «за» и «против». Одни гордятся, другие видят в фильме русофобию и очернение реальности русской и эмигрантской жизни.
И протянутые деньги ты швырнула в ночь.
За окном они кружатся, улетая прочь, — пел когда-то Валерий Леонтьев такую песенку под названием «Анджела». Навеянную, видимо, фильмом «Красотка» с Джулией Робертс и Ричардом Гиром.
«Красотка» и там, и здесь, в России стала невероятно въедливым, «розовым», абсолютно фальшивым мифом о том, как попасть прямо в рай с темной улицы, с которой забирает бизнесмен Эдвард, герой Гира, проститутку Вивиан, героиню Джулии. Их отношения складываются так, что Вивиан оказывается даже чуть лучше Эдварда в плане моральных качеств, наставляя его делать деньги не так, как он привык до знакомства с ней — разоряя еще могущие работать компании. На самой Вивиан нет ни облачка порока, она обычная девушка, попавшая на панель из-за каких-то особых жизненных обстоятельств, трудных, но вполне обычных, не криминальных, не на грани экзистенциального хоррора, как часто бывает с людьми из секс-индустрии. Герои равны в своих привычках и правах, поэтому у них все складывается. Умение пользоваться ножами и вилками не делает из проститутки царевну, просто она получает, как волшебную вещь, недостающий ей элемент, будучи «доброй» изначально, от природы. В этой природе уже есть порода, гордая женщина, которая остается сильной и этичной, несмотря на профессию. Все это, конечно, трудно представить в реальной жизни.
Чуть больше реализма было в фильме «Шоугёлз» Пола Верховена. Танцовщица Номи из стрип-клуба добивается места в более престижном шоу с элементами эротики, но покидает заветную сцену, разочаровавшись в шоу-бизнесе. Она понимает, что все держится на молодости, сексе, предательстве и деньгах, а не на таланте и любви. Ее подругу Молли насилует рок-звезда и остается при этом безнаказанным. Правды и справедливости приходится добиваться ножом и кулаком. За ней ухаживает продюсер шоу Зак Кери, но оказывается обычным пижоном и козлом. Она покидает Лас-Вегас, садясь все к тому же водителю, который обокрал ее, когда она только приехала в край соблазна. Фильм не является откровением о мире шоу-бизнеса. Он снят по принципу «все всё понимают». Привлекает кино, помимо откровенных сцен, тем, что очень по-доброму представляет сексработницу Номи, которая ищет счастья, будучи достойной его принять, если оно где-то есть. Открытый финал говорит о том, что счастье за порогом шоу-бизнеса, но, видимо, возможно для Номи, потому что она сильная и справедливая.