Россия на Ближнем Востоке играет в Realpolitik
Какова стратегия Москвы в Ближневосточном регионе, стоит ли рвать отношения с Израилем и делать ставку на Иран и в чем парадокс российской «двухглавой политики». Интервью «Монокля» с Кириллом Семеновым

Современная Россия на Ближнем Востоке — это сложный коктейль из советского наследия, прагматичного расчета и болезненных уроков прошлого. Москва унаследовала от СССР близкие связи со многими арабскими странами и с отдельными политиками, прошедшими обучение в советских вузах, но не торопилась принять исламский фактор как самостоятельное явление в мировой истории и пропустила вперед западных дипломатов.
Сегодня Россия учится работать с монархиями Залива, сохраняя при этом отношения с Ираном; ищет баланс между поддержкой традиционных режимов и борьбой с терроризмом; поддерживает отношения и с Израилем, и с Турцией, и с новыми властями в Сирии.
Есть ли у России своя стратегия на Ближнем Востоке или она будет только балансировать между разными центрами силы? И почему наш внутренний «разворот на Восток» так и не состоялся? Об этом мы поговорили с экспертом Российского совета по международным делам и одним из самых уважаемых наших политологов по Ближнему Востоку Кириллом Семеновым.
— Давайте начнем с истории. С чем оставил Советский Союз современную Россию на Ближнем Востоке?
— Советское наследие было очень большим и неоднозначным. Первое — это тесные связи со многими ведущими арабскими государствами. Со многими движениями, которые мы в Советском Союзе считали прогрессивными, — например, естественно, Организация освобождения Палестины. Союзнические и близкие отношения складывались с Сирийской Арабской Республикой, с Ираком, Оманом. С Ираном были определенные сложности, но и хорошие страницы тоже были.

Но все воспоминания «арабской улицы» о Советском Союзе и как бы через Советский Союз о нынешней России связаны с поддержкой Палестины во время войн с Израилем. Если почитать советские газеты и журналы, то там все однозначно — регулярные публикации об идеологии сионизма, которые, кстати, очень полезны и сейчас.
Среди минусов, конечно, полный разрыв с исламской повесткой. То есть Советский Союз нам не оставил никакого опыта работы с исламскими государствами. Собственно, мы даже в Саудовской Аравии не знали, как работать. Потому что страна, где любая сфера деятельности регулируется религией, считалась «мракобесной».
— Есть мнение, что британские и американские спецслужбы использовали исламский фактор против Советского Союза.
— Да, такой подход продвигала в том числе и советская школа востоковедения. Когда мы говорили про исламский фактор, он как будто у нас был лишен самостоятельности: все везде направляет Запад.
Запад, безусловно, этим пользовался, как в Афганистане. Но это не американцы туда завозили боевиков из Алжира, Ливии, Египта. Американцы им просто дали оружие. Вот все, что они сделали.
Для нас тогда это было не совсем понятно. Мы же вроде этим странам помогали бороться с американским империализмом, сионизмом и так далее, а тут они заняли двуличную позицию.
Это как раз было недооценкой того, что исламский фактор является самостоятельным явлением, и того, что даже многие светские, как нам казалось левые, прогрессивные режимы все равно часто действуют с оглядкой именно на исламскую солидарность.
— Как образовалась исламская солидарность в Афганистане?
— Можно сколько угодно говорить, что бен Ладена создали американцы. Но это не так.
Сначала в Афганистан приехал Абдулла Аззам, изменив палестинскому делу. Он был исламским проповедником и идеологом, одним из первых арабов, присоединившихся к афганскому джихаду против СССР. С ним как раз был Усама бен Ладен, сын миллиардера, с огромными деньгами, которые использовались в том числе на закупку американских вооружений.
У нас же это все преподносится так, что чуть ли не американцы напрямую создали бен Ладена, проинструктировали и туда отправили. Нет, это был естественный процесс, который американцы использовали. Когда началась кампания «Буря в пустыне», бен Ладен тут же назвал американцев главными врагами мусульман. И объявил короля Саудовской Аравии, где он, кстати, находился на тот момент, неверным, врагом ислама.
То есть не Советский Союз тогда еще, а именно Соединенные Штаты стали врагом. И бен Ладен начал с ними борьбу. «Аль-Каида»*, напомню, очень быстро нанесла удар по США, взорвав их посольство в Танзании, а затем осуществила атаки 11 сентября.
* Организации признаны террористическими и запрещены на территории РФ.
— И «Аль-Каида» не детище западных спецслужб?
— Ну какое это может быть детище западных спецслужб? Иранские друзья это по-прежнему отрицают, но давайте скажем прямо, что Саиф аль-Адель, лидер нынешней «Аль-Каиды», проживает в Иране. Как и многие деятели «Аль-Каиды», когда их американцы в Афганистане стали отлавливать, пытаться убить, ликвидировать, они бежали через границу в Иран. Там и сын Усамы, и другие.
Откуда это все началось? Со времен Хасана Тураби (идеолог исламского фундаментализма. — «Монокль»). В Судане была популярна «Исламско-арабская конференция», организация Тураби при тогдашнем президенте, который был союзником Ирана. Кто там был? КСИР, «Хезболла», «Ан-Нахда» (умеренная исламистская партия в Тунисе. — «Монокль»), «Египетский исламский джихад*», Усама бен Ладен, который заводы строил в Судане. Судан был главным союзником Ирана и врагом США.
* Организации признаны террористическими и запрещены на территории РФ.
Какое же это детище американцев, если они сразу так быстро от своего «родителя» открестились?
— Мы часто слышим про знаменитую школу востоковедения Советского Союза. Но, слушая вас, есть ощущение, что советские специалисты изучали все, кроме исламского фактора на Ближнем Востоке.
— У нас были очень хорошие работы по истории ислама. Наш востоковед-арабист Олег Большаков написал книгу «История Халифата», которая, на мой взгляд, является одной из лучших работ по истории ислама.
Но работ, скажем так, по политическому исламу, которые раскрывали бы сущность отдельных направлений, практически не было. Например, что такое ХАМАС? Что у него за идеология? Кто такие «Братья-мусульмане»*? На что они опираются? И чем, условно говоря, «Братья-мусульмане» отличаются от «Египетского исламского джихада»? И так далее. Чтобы лучше изучить исламские движения, исламистскую идеологию, понять ее сущность, приходится в основном обращаться не к российским исламоведческим источникам, а, скорее, к западным.
* Организации признаны террористическими и запрещены на территории РФ.