Роботы и инвесторы
Минпромторг предлагает новый вид специальных инвестиционных контрактов для развития отечественной робототехники
Минпромторг России предложил новый вид специальных инвестиционных контрактов (СПИК) — для реализации проектов по роботизации и автоматизации промышленных производств. Новый механизм может быть запущен уже в начале 2025 года.
СПИК — это практикуемые в России соглашения между инвестором и государством, в которых инвесторы обязуются реализовать определенный проект, а власти — обеспечить стабильность условий ведения дел и предоставить меры поддержки: возможность получения статуса единственного поставщика в рамках госзакупок, особые условия аренды земельных участков, льготы по налогу на прибыль и пр.
Сейчас существует две разновидности СПИК.
СПИК 1.0 применяется для проектов по созданию или модернизации производства промышленной продукции. Такие проекты отбираются в заявительном порядке, минимальная стоимость должна составлять 750 млн рублей.
СПИК 2.0 используется для проектов по внедрению определенной технологии в целях освоения на ее основе серийного производства промышленной продукции. Здесь предъявляются более жесткие требования к технологиям (отбираются в порядке конкурса), зато нет нижнего порога инвестиций.
«Робототехническая» инициатива Минпромторга (условно СПИК 3.0) фактически добавляет новую разновидность СПИК 1.0 для отдельной отраслевой ниши, вводя поправки для типовой формы специнвестконтракта. В частности, определено понятие «внедрение решений по роботизации и (или) автоматизации производственных процессов» и срок такого внедрения. Радикально — до 100 млн рублей без учета НДС — снижается требование к минимальной стоимости проекта. При этом доступные для всех участников СПИК меры поддержки, включая налоговые льготы, сохраняются. Срок для инвестиционного проекта по роботизации не должен превышать 10 лет (без учета времени выхода на операционную прибыль).
Предлагаемый СПИК 3.0 также уточняет состав документов для рассмотрения возможности заключения контракта и предусматривает результаты: количество установленных роботов на одного человека, прирост добавленной стоимости, создаваемой на промышленном производстве, прирост выручки на одного сотрудника.
Но зачем в сфере робототехники потребовался особый тип инвестконтрактов?
В надежные механические руки
По уровню автоматизации и роботизации индустрии Россия значительно отстает от промышленно развитых стран. Наш показатель по итогам 2023 года — 11 роботов на 10 тыс. занятых в промышленности, у лидирующей в этом сегменте Южной Кореи — 1012 единиц, на два порядка больше. Отстаем мы и от среднемирового показателя, который еще в 2013 году составлял 53 робота на 10 тыс. работников, в 2019 году перевалил за 100 (см. график 2), а в прошлом году, по данным International Federation of Robotics (IFR), равнялся 151 роботу на 10 тыс. занятых. Для сравнения: в Китае — 392, в Японии — 397, в Германии — 415 (см. график 1).