«Нимб и крест: как читать русские иконы»
Как хорошо средневековый человек ориентировался в иконографии
Чтобы ориентироваться в иконах и настенных росписях, понимать логику изображений и видеть информацию, скрытую в деталях, необходимо знать принципы иконографии. В книге «Нимб и крест: как читать русские иконы» (редакция «ОГИЗ», издательство «АСТ») историк Дмитрий Антонов рассказывает о геометрии, сюжетах и знаках русской иконографии. Книга вошла в длинный список премии «Просветитель» 2024 года. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом о том, почему средневековый обыватель разбирался в иконографии не лучше современного зрителя.
Средневековый зритель
<..>
Вопрос, который возникает почти сразу, когда речь заходит о средневековом искусстве, о необычных мотивах и тонкостях сюжетов — насколько хорошо люди прошлого разбирались в этих нюансах. Был ли средневековый зритель на порядок грамотнее современного? Как воспринимали иконы и фрески обычные прихожане? Это справедливые вопросы, и ответить на них просто не получится. Попробуем разобраться.
Мы легко ориентируемся в той визуальной культуре, в которой выросли. В тех условностях в графическом построении рисунка, с которыми часто имеем дело. В этом плане люди XX–XXI веков подкованы как никто прежде. Мы привыкаем воспринимать изображения совершенно разного типа — от схематичных картинок или инфографики до сложных реалистических полотен. Нас не удивляет, что образ и текст могут по-разному сочетаться — в дорожных указателях, иллюстрированных изданиях, художественных альбомах или комиксах. Чертеж, график, реалистическая, авангардная живопись, кубизм, супрематизм или средневековая иконография — все это так или иначе оказывается в поле нашего восприятия. (Впрочем, привыкнув ко многому, мы отнюдь не становимся специалистами в каждой области.)
В Средние века ситуация была совершенно иной. Христианская иконопись, безусловно, доминировала на Руси до конца XVII века. Повторяющиеся схемы и мотивы, узнаваемые персонажи воспроизводились в публичном пространстве, в частных домах, на страницах лицевых рукописей. Визуальное окружение средневекового человека было гораздо более однородным. Ориентироваться в нем было легче в силу зрительской привычки. В этом плане средневековый зритель имел больше возможностей для понимания иконографических сюжетов и схем, чем условный современный обыватель. Человек, с детства окруженный иконами и церковными фресками, легко считывает ключевую информацию.
Однако здесь надо остановиться и начать движение назад. Во-первых, до XX века визуальный опыт людей из разных социальных групп был совершенно разным. Стратификация была гораздо более жесткой, чем в современном мире. Крестьяне — огромное большинство населения — видели только домовые иконы и образы в сельском храме, как правило, деревянном и небольшом. Монументальная роспись, разнообразие городских, храмовых икон и иконостасов им были мало, редко или вовсе недоступны. В лучшем случае их видели при поездках в город — а такие поездки могли быть сложным мероприятием. Впрочем, если неподалеку был монастырь, добраться можно было туда, и если в нем были каменные храмы — увидеть настенные росписи.