Как теракты напомнили о запутанном клубке противоречий в Республике Дагестан

МонокльОбщество

Почему терроризм вернулся в Дагестан

Страшные теракты в Махачкале и Дербенте напомнили о запутанном клубке социальных и религиозных противоречий, которые все так же актуальны для Республики Дагестан, как и двадцать лет назад. Исправить ситуацию могут лишь жесткие и одновременно прагматичные действия властей

Елена Горбачева

Дагестан. Житель высокогорного села Анди. Фото ИТАР-ТАСС/Сергей Узаков

Дагестан — один из самых противоречивых регионов на карте современной России. Республика, в 1990-е отчаянно боровшаяся с терроризмом и, казалось, победившая его. Республика, давшая в ходе СВО стране первого обладателя высшего воинского звания в России — Нурмагомеда Гаджимагомедова: награжден как Герой России посмертно. В Дагестане вообще много Героев России, причем заслуженно: достаточно вспомнить бессмертное «работайте, братья!», сказанное перед смертью в лицо ваххабитам молодым лейтенантом полиции Магомедом Нурбагандовым.

Республика, так отчаянно желавшая мирной и спокойной жизни — и все же получившая ее: пусть не во всем, но достаточно для того, чтобы тысячи людей со всей России поверили в нее и решили выбрать не привычные турецкие курорты, а пляжи и горы Дагестана в качестве места отдыха.

Но тревожные симптомы общественной неустроенности и недоработки властей никуда не исчезли. Во время эпидемии коронавируса республика справилась с инфекцией едва ли не хуже, чем остальная страна: из центра пришлось вызывать дополнительные силы медиков. С началом СВО в Дагестане небезуспешно пытались спровоцировать протесты против мобилизации, а осенью 2023 года около 200 человек ворвались в аэропорт Махачкалы и разгромили его в поисках якобы прилетевших из Тель-Авива евреев.

Уже тогда было понятно, что ситуация в духе «в Багдаде все спокойно» не соответствует действительности. И вот 23 июня 2024 года, на Троицу, одновременно с ударом кассетными боеприпасами по пляжу Севастополя, несколько вооруженных радикалов устроили сразу в двух дагестанских городах — Махачкале и Дербенте — теракты, подобных которым республика не видела уже много лет. Убиты настоятель православного храма и его охранник, расстреляны 16 полицейских и еще двое случайных прохожих, сожжены две синагоги.

Причины? Их оказалось слишком много для небольшой республики.

Давняя история

Чудовищный теракт в Дагестане на фоне других недавних трагедий в России (захват исламистами-радикалами СИЗО в Ростове, ранее — теракт в концертном зале «Крокус сити холл») обратил на себя внимание тем, что на этот раз непосредственными исполнителями были не представители низших социальных слоев, и не радикалы, уже неоднократно попадавшие в поле зрения правоохранителей, и не насмотревшиеся тик-токов экзальтированные граждане, вдруг решившие поискать в турбине самолета «яхудов».

На этот раз террористами оказались по большей части члены одной семьи, причем уже в сознательном возрасте, образованные, неплохо устроенные в жизни, обладатели бизнесов и партбилетов больших политических движений — словом, местная элита. Однако при этом профессионально владеющие оружием и действующие так, будто это далеко не единственная подобная операция на их счету. То есть можно предположить, что мы имеем дело не с «бунтом низов», а именно с идеологическим, осознанным поступком людей, несущих смерть и согласных на нее.

Это примечательно, ведь среди главных причин роста радикализма среди молодежи Дагестана эксперты совершенно справедливо называют коррупцию, клановость и кумовство, неработающие социальные лифты, отсутствие перспектив для пассионарной молодежи.

Эксперты вспомнили наделавший немало шума доклад полномочного представителя президента России в Южном федеральном округе Дмитрия Козака, сделанный еще в 2005 году. Выводы уже тогда были шокирующими и звучали как приговор. Сам текст целиком опубликован не был, лишь некоторые его фрагменты утекли в прессу. Рабочая группа, подготовившая доклад как раз после событий в Беслане, предупреждала: в регионе разрушена система сдержек и противовесов, что неминуемо приводит к распространению коррупции, а за кризисом власти последует резкий рост радикализма и экстремизма. Доклад, по всей видимости, произвел должное впечатление: на Кавказе закипела работа.

Основная ставка была сделана на противодействие террору. Где-то бандподполье и среду, из которой террористы вербовали своих сторонников, разгромили полностью — ну или почти полностью. В Дагестане, учитывая крайне пестрый национальный состав региона, некоторые резкие решения по объективным причинам не могли быть использованы. И пока в соседних регионах налаживалась спокойная жизнь, Республику Дагестан продолжали сотрясать теракты, силовые структуры регулярно проводили спецоперации вплоть до 2013–2015 годов.

Тем не менее в какой-то момент в республике стало безопаснее. Говорят, когда проект «Исламское государство»* набрал силу и активно звал под свои знамена, многие радикалы уехали целыми семьями. И республика начала забывать о жестоких терактах. Казалось, радикализм был оттеснен на обочину.

Но проблему слишком рано сочли решенной, рассказал «Моноклю» исламовед, профессор кафедры теологии Московского государственного лингвистического университета Роман Силантьев. «Я помню, как сняли последнюю зону КТО в селе Гимры. Везде стало безопаснее, уровень преступности снизился к общекавказским значениям, потянулись туристы. Люди расслабились и подумали: наверное, мы их победили — остались, быть может, какие-то отщепенцы, мечети их закрыли вроде как, ну и ладно. Но это была ошибка: они никуда не делись. А когда значительные силы ИГИЛ на Ближнем Востоке оказались разгромлены, канал оттока самых отмороженных, по сути, закрылся».

В то же время Дагестан получил несколько импульсов к развитию — туризм, новые логистические маршруты, выплаты участникам СВО. Население стало богатеть, но неравномерно, что привело к еще более сильному социальному расслоению, еще более очевидной коррупции и религиозно-культурным противоречиям.

Еще до эпидемии коронавируса в республику, как и в некоторые другие южные регионы, потянулись путешественники. А после 2020 года все еще закрытые границы и невозможность отдохнуть за рубежом спровоцировали невиданную волну внутреннего российского туризма. То, чего не удавалось добиться чиновникам на протяжении долгих лет, получилось само собой. В 2017 году Дагестан посетили почти полмиллиона туристов, в 2023-м уже 1,7 млн.

Однако гостеприимная республика оказалась физически не готова к возросшему потоку гостей. Как и во многих других местах, прежде обделенных вниманием туристов, а затем резко попавших в топ, инфраструктура просто не успевала развиваться, цены на все летели вверх, плодились неудобства, росли горы мусора. Недовольством местных жителей моментально воспользовались некоторые «моральные авторитеты» и блогеры, обратившие негатив от дискомфорта на самих туристов: мол, ходите тут в шортах, развращаете.

После двойного теракта в Дербенте и в Махачкале некоторые комментаторы не скрывали своей радости в соцсетях: мол, хоть туристов станет меньше. А на одной из фотографий, выложенной в комментариях телеграм-канала «Нетипичная Махачкала», была запечатлена девушка в черном хиджабе с ваххабитским жестом на фоне еще дымящегося храма. То, о чем давно предупреждали религиоведы и хорошо знакомые с ситуацией в республике эксперты, предстало перед страной во всей своей чудовищной «красе».

Глава Дагестана Сергей Меликов (в центре справа) во время посещения церкви Покрова Пресвятой Богородицы, настоятель которой протоиерей Николай Котельников погиб во время нападения боевиков. AP/TASS

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели 20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели

Объекты и явления, при помощи которых твой секс будет еще великолепнее

Maxim
Хичкоковщина с бесовщинкой Хичкоковщина с бесовщинкой

Каким был мастер саспенса Альфред Хичкок вне съемочной площадки?

P.I.C. Partner In Crime
Лев, Единорог и библиотека Лев, Единорог и библиотека

Что это за эмблема и какое удивительное здание охраняют фигуры Льва и Единорога?

Знание – сила
Маргарита Ленских: «Все герои должны работать на общую идею» Маргарита Ленских: «Все герои должны работать на общую идею»

Президент Гильдии кастинг-директоров — о том, как актеры получают роли в фильмах

Монокль
Где рождается свет Где рождается свет

Что такое Солнце? Газовый шар плотнее воды, мощнейший термоядерный реактор

Вокруг света
Комариные укусы: чем помазать, чтобы не чесалось Комариные укусы: чем помазать, чтобы не чесалось

Почему комариные укусы чешутся и можно ли с этим что-то сделать?

ТехИнсайдер
Зло с закрытыми глазами: как и почему люди становятся убийцами Зло с закрытыми глазами: как и почему люди становятся убийцами

Отрывок из книги Харальда Вельцера «Обыкновенные убийцы»

Inc.
И в букет, и в тарелку И в букет, и в тарелку

Цветы не только красивы, но вкусны и полезны

Здоровье
Психолог Владимир Дашевский: «Не надо лечить человека от самого себя» Психолог Владимир Дашевский: «Не надо лечить человека от самого себя»

Врач-психотерапевт о том, что можно и нельзя говорить в кабинете у психолога

Maxim
Сделка со временем: как заработать на будущих доходах других людей Сделка со временем: как заработать на будущих доходах других людей

Можно ли «купить» будущее?

Forbes
Вещи превратятся в тряпочку: 5 видов одежды, которую строго настрого запрещено стирать вместе с остальным бельем Вещи превратятся в тряпочку: 5 видов одежды, которую строго настрого запрещено стирать вместе с остальным бельем

Какие вещи нельзя стирать вместе с остальным грязным бельем?

ТехИнсайдер
А музы не молчат А музы не молчат

Литература и кино в годы Первой мировой войны

Знание – сила
10 причин вашего несчастья 10 причин вашего несчастья

Почему вы можете чувствовать себя несчастными и что можно с этим сделать

Psychologies
Едем со спокойной душой Едем со спокойной душой

Что обязательно нужно сделать перед отпуском?

Лиза
Диморф унаследовал валуны от Дидима Диморф унаследовал валуны от Дидима

Планетологи сравнили распределение размеров валунов на астероидах Дидим и Диморф

N+1
Предки млекопитающих оказались медленнорастущими долгожителями Предки млекопитающих оказались медленнорастущими долгожителями

Ученые выяснили, что мелкие млекопитающие живут меньше, чем их предки

N+1
Как пережить расставание Как пережить расставание

Мучают воспоминания, все вокруг говорит о недавнем романе? Стоп!

Лиза
Вaренье из сосновых шишек Вaренье из сосновых шишек

Питаться шишками каждый день не будешь, но иногда – в самый раз!

КАНТРИ Русская азбука
Титановое сердце на дисковых насосах Титановое сердце на дисковых насосах

Потребность в пересадке сердца в России составляет тысячи операций в год

Наука
Эта приправа снизит давление и улучшит пищеварение! Узнайте о полезных свойствах кардамона Эта приправа снизит давление и улучшит пищеварение! Узнайте о полезных свойствах кардамона

Что стоит знать о лечебных свойствах кардамона?

ТехИнсайдер
Два месяца в открытом океане по своей воле: история врача-экспериментатора Алена Бомбара Два месяца в открытом океане по своей воле: история врача-экспериментатора Алена Бомбара

Как молодой врач стал первым человеком, в одиночку пересекшим Атлантику

ТехИнсайдер
От commodities к брендам От commodities к брендам

Как расширить присутствие российской продукции на внешних рынках

Агроинвестор
Ротавирус или отравление Ротавирус или отравление

Как распознать ротавирус, чем он может быть опасен?

Лиза
Возрождая Третий Рим Возрождая Третий Рим

Основатель архитектурного бюро о будущем сталинского ампира

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Все не так с Кевином Все не так с Кевином

«Ночной замес»: образцовый хоррор о подростках и маньяке в ТЦ

Weekend
Свобода от нарцисса: как защититься от вторжений после расставания Свобода от нарцисса: как защититься от вторжений после расставания

Как защититься от вторжений бывшего в вашу жизнь?

Psychologies
Жираф Самсон и дельфин Моби: самые известные животные-долгожители в зоопарках мира Жираф Самсон и дельфин Моби: самые известные животные-долгожители в зоопарках мира

Животные из зоопарков, которые по человеческим меркам прожили около 100 лет

Forbes
Наследие под угрозой: почему природный парк в России признали всемирной ценностью Наследие под угрозой: почему природный парк в России признали всемирной ценностью

Про лодки «кенозерки» и чем Стоунхендж похож на Кавказский заповедник

Forbes
Знать меру Знать меру

Как и с чем есть шашлык, чтобы не навредить желудку и фигуре

Лиза
«Если бы я только использовала возможность побыть с бабушкой и дедушкой»: 3 преимущества сожалений «Если бы я только использовала возможность побыть с бабушкой и дедушкой»: 3 преимущества сожалений

Когда вздохи по решениям и упущенным возможностям вредят, а когда — развивают

Psychologies
Открыть в приложении