Мир до Александра. Путешествие начинается…
В июле этого года исполняется 2380 лет со дня рождения одного из самых известных античных героев – Александра Македонского (356—323 гг. до н. э.). Историки традиционно говорят, что Александр завоевал бóльшую часть известного грекам мира. Но что это был за мир? Каким его представляли себе древние греки? Каким его воображал сам царь Александр? Какими знаниями об окружающем мире он обладал? Кто были его учителя?
Попробуем разобраться с этим и увидеть древний мир таким, каким его знали греческие ученые в канун рождения македонского царевича. Итак, что такое была известная им ойкумена, что в переводе с греческого означает «заселённая» (земля)?
Следы на песке
Для начала давайте начертим окружность – фигуру, столь любимую греческими математиками. Разделим очерченный ею круг на три части: Европа, Азия и Ливия (так древние называли Африку, причем Египет или Восточный Египет, вплоть до Нила, часто относили к Азии. – А. Г.). Посредине круга заштрихуем полоску. Это будет Средиземное море и примыкающие к нему моря, почти со всех сторон охваченные частями суши. В свою очередь, круг будет мысленно окружен водой – огромным, объемлющим всё океаном. Вот мироздание в первом и самом общем представлении, каким его видели древние греки.
Им для того, чтобы изобразить карту мира в разговоре с несведущим человеком, не нужны были ни вощеные дощечки, ни папирус и ни пергамент. Достаточно было сломить прутик и на песке, на берегу моря, где так любили отдыхать греческие мужи (и эта любовь не перевелась еще и поныне), прорисовать круг, а посредине вырыть ямку – символ волнующегося пред ними виноцветного моря.
Возможно, именно так, рисуя круг на земле и ровно деля его на части, объяснял устройство мира Аристотель, когда обучал юного македонского царевича Александра, чьим придворным учителем он был.
Аристотель и Александр
В европейской истории Нового времени мы не раз встречаемся с тем, что наследника трона, будущего великого правителя державы воспитывает великий ученый, философ, писатель. Обращаясь к истории России, мы вспоминаем, например, что наставником будущего царя Александра II был поэт В. А. Жуковский, а историк С. Ф. Платонов, блестящий знаток Смутного времени, преподавал историческую науку великим князьям при дворе Николая II, итогом правления которого стала новая русская Смута.
Но первым известным мудрецом, напутствовавшим в жизнь царевича, был в европейской культуре греческий философ Аристотель (384— 322 гг. до н. э.). В течение двух лет он воспитывал наследника македонского престола Александра.
Царевичу было тринадцать лет, когда весной 342 года его отец, царь Филипп, пригласил Аристотеля к своему двору. Ему предложили стать домашним учителем в царской семье – пестовать его первенца.
Аристотелю тогда едва минуло сорок лет. Он еще не был мировой, то есть общегреческой, знаменитостью. Пожалуй, царь Филипп был бы изумлен, доведись ему узнать, что его наемный работник затмит своей славой всех правителей Греции, прошлых и будущих, исключая разве что афинянина Перикла и его собственного сына, которому только предстоит научиться царствовать – и сделать это в том числе с помощью Аристотеля.
Пока же о нем было известно одно – что он был учеником Платона, а это уже считалось «знаком качества». Воспитывая будущего царя, он должен был придать ему греческий лоск, облагородить юного дикаря из македонского захолустья. Конечно, уговорить этого модного любомудра было нелегко. Филипп воззвал к его патриотическим чувствам. Он пообещал восстановить его родной город Стагиру, расположенный в Северной Греции и теперь лежавший в руинах. Тогда Аристотель согласился.
Добавим, что до руин этот город довел добродетельный царь Филипп, недавно прошедший север Греции огнем и мечом.
Школа жизни
Вместе с Аристотелем стал преподавать и его племянник, историк Каллисфен (впоследствии он окажется в опале и погибнет в одном из походов Александра Македонского).
Выбор царя был благословенным. Юный Александр, по словам Плутарха, «любил учителя не меньше, чем отца, говоря, что Филиппу он обязан тем, что живет, а Аристотелю тем, что живет достойно» («Александр», 8). И если отношения с отцом у повзрослевшего сына испортились, то к учителю он сохранил уважение навсегда.
Занятия проводились в священной роще, где, как писал с репортерской зоркостью Плутарх, еще и «и поныне показывают каменные скамьи, на которых сидел Аристотель, и тенистые места, где он гулял со своим учеником» («Александр», 7).
Главными школьными предметами были философия, география и другие естественные науки. Аристотель, например, преподавал «барчуку» врачевание, поскольку сам был сыном врача. Он, кстати, сумел научить Александра искусству исцеления людей, сделав свою школу еще и «школой жизни». Впоследствии, пишет Плутарх, царь, «как можно заключить из его писем, приходил на помощь заболевшим друзьям, назначая различные способы лечения и лечебный режим» («Александр», 8).
Особое место в этих занятиях занимала литература. Александр увлекся Гомером – великим батальным поэтом, творцом «Илиады». Под руководством учителя царевич упражнялся в филологии – переписывал эту поэму и истолковывал отдельные ее стихи.
Нет ничего случайного в том, что свое завоевание Азии он начнет потом с символического жеста – казалось бы, растрачивая время впустую, допуская, как говорят шахматисты, «непозволительную потерю темпа». Едва оказавшись на малоазийском побережье, Александр поведет свое войско не на битву с персами, а зачем-то в сторону, к развалинам Трои, прославленной Гомером. Но, может быть, взывая к теням умерших героев «Илиады», он вымолит у них поддержку и победу в грядущей войне?
С «Илиадой» он не расставался всю жизнь. Во всех походах его сопровождала эта книга, заботливо вычитанная и исправленная Аристотелем. Перед сном он клал себе под подушку кинжал, чтобы защитить себя и шкатулку, где хранилась «Илиада», чтобы близость этой книги питала его мысли и незримо придавала ему силы. Александр не раз повторял, что «изучение "Илиады" – хорошее средство для достижения военной доблести»