Можно ли использовать водород как альтернативный и экологичный вид топлива?

Y MagazineСтиль жизни

Водородное движение

Текст: Александр Тараненко

Breakthrough. Длина: 118,80 м. Ширина: 19,00 м. Валовая вместимость: 7247. Корпус: сталь. Надстройка: легкий сплав. Мощность: 6800 кВт. Пассажиры: 30 чел. Экипаж: 44 чел. Дизайн: RWD

Для предыдущего выпуска журнала Y Magazine (№ 3 за 2025 год) я подготовил статью «Электрическое движение», посвященную шагам повышения экологической безопасности яхт, в частности за счет электродвижения. В конце я затронул тему использования водорода как альтернативного и весьма экологичного вида топлива для судовых силовых установок. В статье, помимо прочего, публиковались показатели эффективности применения водородного топлива в сравнении с запасаемым электричеством, приводящим в движение пропульсивные установки. Здесь я хочу продолжить тему водородного топлива для силовых установок и уделить внимание состоянию вопроса в автопроме и технологическим особенностям производства водородного топлива. Особенно это актуально в связи с тем, что в данной области за последние годы произошли значительные изменения.

H2: плюсы и минусы

Позволю себе напомнить читателям: несмотря на всю привлекательность «батарейного» электродвижения яхт, использование накопленного электричества имеет ряд недостатков, больших и поменьше, о которых адепты «электричек» умалчивают. Одни — по неведению, другие — защищая собственные интересы. Например, самый богатый человек планеты Илон Маск заявил (по крайней мере, так его цитируют), что применение водорода в качестве топлива является «тупой и примитивной технологией». Но Маск — в первую очередь крайне успешный бизнесмен с удивительным чутьем на «стреляющие» инновации, а не гений инженерии. Отстаивая свой электробизнес, он как бы не замечает всего комплекса производства и жизненного цикла батарей, хотя именно здесь и зарыта собака. Весьма грязное производство батарейных накопителей энергии и проблемы с их утилизацией (батареи долго не живут) практически сводят к нулю суммарные экологические бонусы такой пропульсии. Это и есть самый большой «скрытый» минус, которого лишены технологии использования водорода как топлива. Но давайте пойдем дальше.

Водородно‑топливная тема не нова. Водород в газообразном состоянии начали использовать для сжигания в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) еще в позапрошлом веке. При этом процессе выхлопные газы ДВС представляют собой чистый водяной пар. Мечта эколога! Развитие транспорта на водородном топливе до поры сдерживали следующие факторы:

1. Летучесть и чрезмерная взрывоопасность газа при соединении с кислородом воздуха (как следствие, проблемы с хранением и заправкой).

2. Стоимость производства «зеленого» (чистого) водорода, пригодного для экологически оправданного использования.

3. Отсутствие инфраструктуры заправок.

Однако технологический прогресс — процесс перманентный, за последнее время произошли (и, я уверен, процесс продолжится) положительные сдвиги в решении этих проблем, обусловленные высоким потенциалом развития водородной энергетики как в общем поле, так и в приложении к водному и автомобильному транспорту.

Как дела в автопроме?

Не секрет, что автоиндустрия, динамично реагирующая на технологические инновации, нередко оказывается локомотивом решений, позднее появляющихся на моторных яхтах. Первые коммерчески привлекательные автомобили на водороде выпустили в Германии еще в прошлом веке. Связано это было с внедрением технологии так называемых водородных ячеек. Физика процесса водородной ячейки такова: при подаче в ячейку водорода происходит перенос заряда внутри ячейки, и она сразу же начинает выдавать электродвижущую силу (ЭДС), способную довольно резво крутить электродвигатель. Выделяемое попутно тепло можно использовать в системе обогрева. Плюсов здесь немало:

— время заправки автомобиля среднего класса составляет не более трех минут;

— энергоемкость заправки в три раза выше углеводородной (менее 8 кг Н2 достаточно для 500 км пробега);

— отсутствие зависимости от погодных условий (ЭДС не меняется в диапазоне от +50 до –50 °C).

И главное — большой ресурс водородной ячейки, у которой практически отсутствует деградация. Срок службы аккумулятора электромобиля при интенсивной эксплуатации, да еще при перепадах температур, вряд ли превысит пять лет, а стоимость батареи доходит до 50% от стоимости автомобиля. Я уже не говорю о весьма высоком факторе самовозгорания, необходимости замены батареи после ДТП и пр.

Да, у водорода есть минусы. Помимо уже отмеченного отсутствия развитой инфраструктуры водородных заправок, стоимость этого топлива примерно вдвое выше его углеводородного аналога. Однако продолжает развиваться и технология использования водородного топлива путем прямого сжигания в существующих ДВС без особых их переделок. При сжигании в ДВС водородное топливо имеет гораздо более высокую энергоотдачу на единицу веса, чем ископаемое топливо, а это большая мощность и эффективность. Водород закачивается в баллоны высокого давления, расположенные на месте топливных баков, и через редуктор подается в двигатель.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Создана удивлять Создана удивлять

Турецкая Numarine Yachts с новой моделью Numarine 30XP

Y Magazine
Чем минивэн отличается от микроавтобуса: простой вопрос, неочевидный ответ Чем минивэн отличается от микроавтобуса: простой вопрос, неочевидный ответ

Минивэн и микроавтобус: есть ли разница?

ТехИнсайдер
Скажи мне, что ты ешь Скажи мне, что ты ешь

Как продукты, которые мы предпочитаем, могут раскрыть характер?

Лиза
Мы станем родителями Мы станем родителями

Как оригинально сообщить мужу о беременности

Лиза
Моя история Моя история

Александр Галич смог увидеть даже не завтрашний, а послезавтрашний день

Дилетант
Объект, обнаруженный на краю Солнечной системы, бросает тень на существование Девятой планеты Объект, обнаруженный на краю Солнечной системы, бросает тень на существование Девятой планеты

Чем уникален седноид на краю Солнечной системы, получивший прозвище «Аммонит»

Inc.
Воздушная болезнь: что делать, если вас укачивает в самолете Воздушная болезнь: что делать, если вас укачивает в самолете

Что такое воздушная болезнь и как облегчить ее симптомы?

ТехИнсайдер
Антисмартфоны и цифровые детокс-устройства: как tech-индустрия зарабатывает на нашей усталости от экранов Антисмартфоны и цифровые детокс-устройства: как tech-индустрия зарабатывает на нашей усталости от экранов

Гаджеты, которые помогут вернуть контроль над своим временем

Inc.
Легендарный Понтий Пилат Легендарный Понтий Пилат

Так кто же он был, этот римлянин, взявшийся судить Иисуса?

Знание – сила
«Мадагаскару» — 20! Как создавалась мультфраншиза, заработавшая миллиарды и разлетевшаяся на мемы «Мадагаскару» — 20! Как создавалась мультфраншиза, заработавшая миллиарды и разлетевшаяся на мемы

«Мадагаскар»: след в истории и головокружительный успех

Правила жизни
Переславская флотилия Переславская флотилия

Переславль-Залесский: город на Золотом кольце, где хочется остановиться

Отдых в России
Седан XPeng P7 сжег мосты консервативного дизайна: самый смелый рестайлинг в истории китайского автопрома Седан XPeng P7 сжег мосты консервативного дизайна: самый смелый рестайлинг в истории китайского автопрома

Готов ли рынок к седану, который выглядит как артефакт из будущего?

ТехИнсайдер
Тайны фиванских гробниц Тайны фиванских гробниц

Что изображено на стенах египетских гробниц и как «читать» основные сюжеты

Вокруг света
Знания не купишь Знания не купишь

Эффективно ли обучение онлайн и на что можно рассчитывать после его прохождения

Ведомости
«Счастье есть — оно в детях» «Счастье есть — оно в детях»

Селивановы: когда Международный «детский» день можно отмечать круглый год!

OK!
Динозавры за Полярным кругом Динозавры за Полярным кругом

Как жили динозавры и их соседи в условиях крайнего Севера или Юга

Наука и техника
Жизнь Васи Ложкина Жизнь Васи Ложкина

Художник Вася Ложкин: котики, музыка, театральная сцена

Отдых в России
«Миграция станет цифровой и жесткой»: новые правила для иностранцев в России «Миграция станет цифровой и жесткой»: новые правила для иностранцев в России

С какими проблемами сталкиваются мигранты и работодатели

ФедералПресс
«Деньги на стол»: как финансовая прозрачность позволяет удержать сотрудников «Деньги на стол»: как финансовая прозрачность позволяет удержать сотрудников

Зачем компании делиться финансовой отчетностью с джунами?

Inc.
Группы, в которых не менялся состав. Никогда Группы, в которых не менялся состав. Никогда

Группы, в которых состав отличается своей стабильностью

Maxim
Как мужчины разрушают нашу самооценку: что делать и как дать отпор Как мужчины разрушают нашу самооценку: что делать и как дать отпор

Как неосторожные слова и поступки мужчин могут подрывать нашу самооценку

VOICE
Аркадий Трачук: Банкноты всегда несут смыслы и передают важные символы для страны Аркадий Трачук: Банкноты всегда несут смыслы и передают важные символы для страны

Можно ли уже печатать дензнаки только с помощью своих технологий?

Ведомости
Ольга Дибцева: «Жизнь одна — играй сейчас» Ольга Дибцева: «Жизнь одна — играй сейчас»

Ольга Дибцева о том, почему никогда не сыграет жестокость к детям

Караван историй
Палеонтологи СПбГУ проследили эволюцию мозга крокодилов Палеонтологи СПбГУ проследили эволюцию мозга крокодилов

Ученые создали 3D-модель мозга древних параллигаторов

Знание – сила
Лучше новых двух Лучше новых двух

Solaris НС от рождения приспособлен именно к российским условиям эксплуатации

Автопилот
Нонна Гришаева: «Я сильная женщина, и мне комфортно в этом состоянии» Нонна Гришаева: «Я сильная женщина, и мне комфортно в этом состоянии»

Нонна Гришаева — о нейросетях в кино и живом общении в театре

Лиза
Ключи от города Ключи от города

Мы даем несколько «точек входа» в Лиссабон, которые помогут понять его

Seasons of life
Сергей Кравцов: Мы сформировали единое образовательное пространство Сергей Кравцов: Мы сформировали единое образовательное пространство

Как Министерство просвещения собирается решать дефицит учителей?

Ведомости
Денис Попов: «Наша миссия – создавать инновационное программное обеспечение для авиации» Денис Попов: «Наша миссия – создавать инновационное программное обеспечение для авиации»

О будущем авиатеха и перспективных разработках для авиационной отрасли

Ведомости
Три бизнес-ошибки основателя сервиса доставки «Ниндзя Гудс» Три бизнес-ошибки основателя сервиса доставки «Ниндзя Гудс»

Основатель «Ниндзя Гудс» — про ошибки, которые могли погубить его стартап

Inc.
Открыть в приложении