Машиностроение растет сумасшедшими темпами
Предприятия машиностроения активно наращивают объемы производства, расширяются и готовятся не только занять освободившиеся после ухода западных производителей ниши, но и потеснить азиатских производителей
Прошлый год дал старт новому этапу в жизни отечественного машиностроения. Практически одномоментно перед ним открылся собственный — российский — рынок. Произошло это после того, как с рынка ушли компании из недружественных, как теперь их принято называть, стран.
Мы поговорили с руководителями нескольких машиностроительных предприятий, порой не самых крупных и известных, и выяснили, что все они фиксируют рост производства: кто-то на десятки процентов, а кто-то и в разы — и намерены активно расширяться за счет ввода новых производственных мощностей. Они уверены, что потенциал роста далеко не исчерпан и нужно успеть занять освободившиеся рыночные ниши. При этом они тянут за собой своих поставщиков сырья, материалов и комплектующих, стимулируя рост производства по всей технологической цепочке.
Конечно, совсем без конкуренции не обойтись: китайские производители тоже не дремлют и пытаются усилить свои позиции на российском рынке. Тем не менее у отечественных заводов есть свои преимущества, которыми они пользуются.
Трактора разгоняются
По словам президента ассоциации «Росспецмаш» Константина Бабкина, отечественные компании занимают на нашем рынке средних тракторов и дорожно-строительной техники (ДСТ) только 5%.
«Мы хотим провести новую индустриализацию. В России должны производиться основные виды машин для строительства, — считает он. — Мы верим, что экономика будет развиваться, что Россия станет местом, где выгодно производить машины. Мы к этому готовимся и надеемся поднять долю отечественных предприятий в производстве дорожно-строительной техники с пяти хотя бы до шестидесяти процентов».
Крупный производитель сельскохозяйственной техники компания «Ростсельмаш», где Константин Бабкин является одним из бенефициаров, расширяет производство и планирует вывести на рынок новые виды машин — трактора средней мощности от 170 до 300 л. с. Ранее эта техника на «Ростсельмаше» не выпускалась.
По данным компании, строительство тракторного завода «Ростсельмаш» заканчивается, уже в этом году планируется выпустить первую продукцию. Первое время завод будет работать в опытнопромышленном режиме, отрабатывая технологические процессы. После выхода на проектную мощность он будет способен выпускать до 15–18 тракторов в смену. На мощностях тракторного завода будет собираться и ДСТ.
«Планируем заняться производством техники для строительства и дорожного хозяйства, уже есть в металле первые образцы, — рассказывает Константин Бабкин. — Расширяясь, мы намерены занять новые для нас рыночные ниши».
На новые ниши, освободившиеся после ухода иностранных производителей, нацелен и тракторный завод «ДСТ-Урал», который расширяет линейку выпускаемой продукции. Как рассказывает его генеральный директор Евгений Горелый, в 2022 году предприятие проседало по объемам выпуска из-за смены поставщиков комплектующих, однако уже в этом году есть превышение относительно 2021 года, а на следующий год планируется увеличить объемы производства относительно 2023-го на четверть. При этом «ДСТ-Урал», как говорит Евгений Горелый, спокойно конкурирует по цене с аналогичной китайской продукцией. Он отмечает, что конкуренция после ухода американских и европейских игроков с нашего рынка стала жестче, поскольку китайские производители ведут себя более агрессивно.
То, что Китай активно заходит на наш рынок, подтверждает и Константин Бабкин, отмечая, что поставки сельхозтехники из этой страны в Россию выросли примерно в пять раз. «Это очень серьезный конкурент, который поставляет неплохую технику по удивительно низким ценам. Конкуренция стала жестче. И раньше не было крупных комбайнов китайского производства. Сейчас они начинают появляться. Как и крупные трактора», — говорит он.
Владимир Антонов, генеральный директор компании «Четра», которая занимается реализацией промышленной техники одноименной марки, тоже называет основными конкурентами китайских производителей: «После ухода премиальных иностранных компаний при относительно невысоком курсе иностранных валют в период со второго полугодия 2022 года по первое полугодие 2023-го китайские производители фактически забили склады спецтехникой для дальнейшей реализации».
Тем не менее «Четра» планирует и дальше наращивать производство: если в 2022 году рост реализации относительно 2021-го составил 20%, то по итогам этого года ожидается 23%. На дальнейшую перспективу компания закладывает ежегодное увеличение продаж как минимум на 10%. Среди основных факторов, способствующих росту, Владимир Антонов называет активную государственную поддержку в части продвижения техники российского происхождения, наличие утилизационного сбора и антидемпинговых пошлин в отношении техники из КНР, субсидирование лизинговых операций приобретения техники.
От комплектующих к собственной продукции
Чебоксарский завод силовых агрегатов (ЧЗСА) исторически производит комплектующие для дорожно-строительной техники, тракторов, автомобилей, ОЕМкомпонентов к насосному оборудованию и дизельным двигателям.
Генеральный директор ЧЗСА Александр Дмитриев говорит, что на уверенную траекторию роста предприятие встало в 2021 году за счет существенного увеличения портфеля заказов и освоения новых видов продукции. Рост выручки и объемов производства в 2021 году относительно 2020-го составил 40%, в 2022-м — уже 70% год к году, по итогам 2023 года ожидается рост на 30%.
Александр Дмитриев выделяет три фактора, оказавших наибольшее влияние на показатели предприятия. Первый: ЧЗСА производит критически важные комплектующие, установка которых на технику позволяет ей получить статус российской продукции. Понятно, что такие комплектующие пользуются спросом. «Когда начались проблемы и перебои с поставками импортных компонентов, заказчики, которые с нами исторически работали по ним, увеличили объем заказов, — рассказывает он. — Плюс появились новые заказчики, которые покупали компоненты у разных зарубежных производителей. Они тоже пришли к нам, так как понимают, что любые каналы параллельного импорта рано или поздно закроются и нужно иметь свое, российское».
Второй фактор — диверсификация производства, выпуск широкого ассортимента продукции для разных потребителей. «Что-то мы производим для сельскохозяйственной техники, что-то для промышленной, для насосного оборудования, поэтому, когда где-то происходит спад, он компенсируется ростом в других областях».
И наконец, третье — освоение новых видов комплектующих. «Ежемесячно мы осваиваем пять-десять новых номенклатурных позиций для наших партнеров. Тем самым повышаем уровень локализации их продукции и увеличиваем для себя объем заказов», — рассказывает Александр Дмитриев.
Расширение производственной линейки выпускаемых компонентов подвигло предприятие три года назад заняться выпуском собственной самоходной техники под брендом «Силант». В составе линейки трактор-универсал и колесный вездеход для коммунальных нужд, а также вилочные погрузчики, оснащенные разными силовыми агрегатами — дизельными, электрическими и газобензиновыми.
«Основной продукт — вилочные погрузчики. Мы освоили более 280 модификаций этой техники и сейчас стали основным российским игроком на этом рынке», — говорит Дмитриев.