Предприятия машиностроения активно наращивают объемы производства

МонокльHi-Tech

Машиностроение растет сумасшедшими темпами

Предприятия машиностроения активно наращивают объемы производства, расширяются и готовятся не только занять освободившиеся после ухода западных производителей ниши, но и потеснить азиатских производителей

Николай Ульянов

ПК «Промтрактор» производит технику под маркой «Четра». Предоставлено компанией «Четра»

Прошлый год дал старт новому этапу в жизни отечественного машиностроения. Практически одномоментно перед ним открылся собственный — российский — рынок. Произошло это после того, как с рынка ушли компании из недружественных, как теперь их принято называть, стран.

Мы поговорили с руководителями нескольких машиностроительных предприятий, порой не самых крупных и известных, и выяснили, что все они фиксируют рост производства: кто-то на десятки процентов, а кто-то и в разы — и намерены активно расширяться за счет ввода новых производственных мощностей. Они уверены, что потенциал роста далеко не исчерпан и нужно успеть занять освободившиеся рыночные ниши. При этом они тянут за собой своих поставщиков сырья, материалов и комплектующих, стимулируя рост производства по всей технологической цепочке.

Конечно, совсем без конкуренции не обойтись: китайские производители тоже не дремлют и пытаются усилить свои позиции на российском рынке. Тем не менее у отечественных заводов есть свои преимущества, которыми они пользуются.

Трактора разгоняются

По словам президента ассоциации «Росспецмаш» Константина Бабкина, отечественные компании занимают на нашем рынке средних тракторов и дорожно-строительной техники (ДСТ) только 5%.

«Мы хотим провести новую индустриализацию. В России должны производиться основные виды машин для строительства, — считает он. — Мы верим, что экономика будет развиваться, что Россия станет местом, где выгодно производить машины. Мы к этому готовимся и надеемся поднять долю отечественных предприятий в производстве дорожно-строительной техники с пяти хотя бы до шестидесяти процентов».

Крупный производитель сельскохозяйственной техники компания «Ростсельмаш», где Константин Бабкин является одним из бенефициаров, расширяет производство и планирует вывести на рынок новые виды машин — трактора средней мощности от 170 до 300 л. с. Ранее эта техника на «Ростсельмаше» не выпускалась.

По данным компании, строительство тракторного завода «Ростсельмаш» заканчивается, уже в этом году планируется выпустить первую продукцию. Первое время завод будет работать в опытнопромышленном режиме, отрабатывая технологические процессы. После выхода на проектную мощность он будет способен выпускать до 15–18 тракторов в смену. На мощностях тракторного завода будет собираться и ДСТ.

«Планируем заняться производством техники для строительства и дорожного хозяйства, уже есть в металле первые образцы, — рассказывает Константин Бабкин. — Расширяясь, мы намерены занять новые для нас рыночные ниши».

На новые ниши, освободившиеся после ухода иностранных производителей, нацелен и тракторный завод «ДСТ-Урал», который расширяет линейку выпускаемой продукции. Как рассказывает его генеральный директор Евгений Горелый, в 2022 году предприятие проседало по объемам выпуска из-за смены поставщиков комплектующих, однако уже в этом году есть превышение относительно 2021 года, а на следующий год планируется увеличить объемы производства относительно 2023-го на четверть. При этом «ДСТ-Урал», как говорит Евгений Горелый, спокойно конкурирует по цене с аналогичной китайской продукцией. Он отмечает, что конкуренция после ухода американских и европейских игроков с нашего рынка стала жестче, поскольку китайские производители ведут себя более агрессивно.

То, что Китай активно заходит на наш рынок, подтверждает и Константин Бабкин, отмечая, что поставки сельхозтехники из этой страны в Россию выросли примерно в пять раз. «Это очень серьезный конкурент, который поставляет неплохую технику по удивительно низким ценам. Конкуренция стала жестче. И раньше не было крупных комбайнов китайского производства. Сейчас они начинают появляться. Как и крупные трактора», — говорит он.

Владимир Антонов, генеральный директор компании «Четра», которая занимается реализацией промышленной техники одноименной марки, тоже называет основными конкурентами китайских производителей: «После ухода премиальных иностранных компаний при относительно невысоком курсе иностранных валют в период со второго полугодия 2022 года по первое полугодие 2023-го китайские производители фактически забили склады спецтехникой для дальнейшей реализации».

Тем не менее «Четра» планирует и дальше наращивать производство: если в 2022 году рост реализации относительно 2021-го составил 20%, то по итогам этого года ожидается 23%. На дальнейшую перспективу компания закладывает ежегодное увеличение продаж как минимум на 10%. Среди основных факторов, способствующих росту, Владимир Антонов называет активную государственную поддержку в части продвижения техники российского происхождения, наличие утилизационного сбора и антидемпинговых пошлин в отношении техники из КНР, субсидирование лизинговых операций приобретения техники.

От комплектующих к собственной продукции

Чебоксарский завод силовых агрегатов (ЧЗСА) исторически производит комплектующие для дорожно-строительной техники, тракторов, автомобилей, ОЕМкомпонентов к насосному оборудованию и дизельным двигателям.

Генеральный директор ЧЗСА Александр Дмитриев говорит, что на уверенную траекторию роста предприятие встало в 2021 году за счет существенного увеличения портфеля заказов и освоения новых видов продукции. Рост выручки и объемов производства в 2021 году относительно 2020-го составил 40%, в 2022-м — уже 70% год к году, по итогам 2023 года ожидается рост на 30%.

Александр Дмитриев выделяет три фактора, оказавших наибольшее влияние на показатели предприятия. Первый: ЧЗСА производит критически важные комплектующие, установка которых на технику позволяет ей получить статус российской продукции. Понятно, что такие комплектующие пользуются спросом. «Когда начались проблемы и перебои с поставками импортных компонентов, заказчики, которые с нами исторически работали по ним, увеличили объем заказов, — рассказывает он. — Плюс появились новые заказчики, которые покупали компоненты у разных зарубежных производителей. Они тоже пришли к нам, так как понимают, что любые каналы параллельного импорта рано или поздно закроются и нужно иметь свое, российское».

Второй фактор — диверсификация производства, выпуск широкого ассортимента продукции для разных потребителей. «Что-то мы производим для сельскохозяйственной техники, что-то для промышленной, для насосного оборудования, поэтому, когда где-то происходит спад, он компенсируется ростом в других областях».

И наконец, третье — освоение новых видов комплектующих. «Ежемесячно мы осваиваем пять-десять новых номенклатурных позиций для наших партнеров. Тем самым повышаем уровень локализации их продукции и увеличиваем для себя объем заказов», — рассказывает Александр Дмитриев.

Расширение производственной линейки выпускаемых компонентов подвигло предприятие три года назад заняться выпуском собственной самоходной техники под брендом «Силант». В составе линейки трактор-универсал и колесный вездеход для коммунальных нужд, а также вилочные погрузчики, оснащенные разными силовыми агрегатами — дизельными, электрическими и газобензиновыми.

«Основной продукт — вилочные погрузчики. Мы освоили более 280 модификаций этой техники и сейчас стали основным российским игроком на этом рынке», — говорит Дмитриев.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Есть на что строить Есть на что строить

Зачем создавать отдельный механизм финансирования — инфраструктурные облигации?

Монокль
Маме не говори: 12 вещей, которые родителям не нужно знать о твоем мужчине Маме не говори: 12 вещей, которые родителям не нужно знать о твоем мужчине

О чем не стоит рассказывать даже маме?

VOICE
Плюсы и минусы Плюсы и минусы

Рассмотрим шансы электромобилей завоевать дороги всего мира

РБК
Опасно ли летать на старых самолетах и почему их до сих пор так много Опасно ли летать на старых самолетах и почему их до сих пор так много

Почему авиакомпании используют самолеты, которые можно называть пожилыми?

Maxim
Годовые кольца: 1841 Годовые кольца: 1841

Годовые кольца: что произошло в мире в 1841 году

Вокруг света
Переходи на зеленый Переходи на зеленый

Мода на экосексуальность и привычки, полезные для тебя и для природы

Лиза
Для чего нужен магниевый анод в бойлерах накопительного типа? Для чего нужен магниевый анод в бойлерах накопительного типа?

От чего и как именно защищает магниевый анод в бойлере косвенного нагрева?

CHIP
Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода

Почему снижается продуктивность болот, поглощающих углерод

N+1
Показать то, что за кадром: как создаются экскурсии по действующему кинопарку Показать то, что за кадром: как создаются экскурсии по действующему кинопарку

Как организовать экскурсии по кинопарку, не мешая при этом съемочному процессу

Inc.
Параллельщики. Carwin — о главных ошибках при поиске машины за рубежом Параллельщики. Carwin — о главных ошибках при поиске машины за рубежом

Как отличить реального поставщика от хорошо замаскированного обманщика

РБК
Камни не для всех Камни не для всех

Алмазы подорожают более чем на 50% к 2027 году: надо ли в них инвестировать

Ведомости
Никаких шлепок и свадебных платьев: какой дресс-код советуют соблюдать музеи и театры Никаких шлепок и свадебных платьев: какой дресс-код советуют соблюдать музеи и театры

Какие рекомендации по выбору одежды мировые театры и музеи дают посетителям

Forbes
Мягкая сила русского стиля Мягкая сила русского стиля

Масштабная площадка, рассказывающая о русской идентичности и новом образе жизни

Монокль
Кладбища кораблей: три самых опасных моря на планете Кладбища кораблей: три самых опасных моря на планете

Штормы и смертельные течения — воды каких морей особенно коварны

ТехИнсайдер
Правила порядка Правила порядка

Как научить детей поддерживать порядок в своей комнате, не тратя на это часы

Новый очаг
5 сверхспособностей, которые станут доступны людям уже через 5 лет по версии футурологов 5 сверхспособностей, которые станут доступны людям уже через 5 лет по версии футурологов

Какие «суперспособности» станут реальностью уже к 2030 году — и какой ценой?

Maxim
Губки на роструме снизили эффективность эхолокации афалин Губки на роструме снизили эффективность эхолокации афалин

Почему афалины редко охотятся с губками на роструме?

N+1
Сервис с самой низкой комиссией — это ловушка: 4 частые ошибки при выборе платежного агента Сервис с самой низкой комиссией — это ловушка: 4 частые ошибки при выборе платежного агента

Какие ошибки чаще всего допускает бизнес при выборе платежного агента

Inc.
Почему понедельник – самый опасный день недели? Дело не только в работе Почему понедельник – самый опасный день недели? Дело не только в работе

Статистика неумолима: именно на понедельник приходится пик сердечных приступов

Inc.
Что такое аэройога: чем она полезна, упражнения для йоги в гамаках Что такое аэройога: чем она полезна, упражнения для йоги в гамаках

Аэройога: антистресс и тренажер для развития гибкости

РБК
Домашние роботы 2.0 — почему андроидам придется пройти семь кругов бюрократического ада Домашние роботы 2.0 — почему андроидам придется пройти семь кругов бюрократического ада

Эволюция робототехники: готовы ли мы морально и юридически к роботам-помощникам?

Inc.
Маленькие шаги к переменам Маленькие шаги к переменам

Интервью с создателем инклюзивных раскрасок и игрушек Натальей Пониной

Лиза
Накрутил €50 млн: как Тадей Погачар стал самым высокооплачиваемым велогонщиком мира Накрутил €50 млн: как Тадей Погачар стал самым высокооплачиваемым велогонщиком мира

Как Тадей Погачар стал самым высокооплачиваемым велогонщиком мира

Forbes
Таблетки на ветер? Таблетки на ветер?

Как правильно выбрасывать лекарства из аптечки?

Лиза
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
Все, везде и сразу: почему после отпуска мы чувствуем себя еще более уставшими и что с этим делать Все, везде и сразу: почему после отпуска мы чувствуем себя еще более уставшими и что с этим делать

Как проявляется постотпускная усталость и что помогает вернуться в форму

Правила жизни
Летний ликбез Летний ликбез

Почему одного SPF нам будет недостаточно

Лиза
Дойти туда, куда не проедет джип; посмотреть то, что недоступно многим: как подготовиться к первому треккингу в горы Дойти туда, куда не проедет джип; посмотреть то, что недоступно многим: как подготовиться к первому треккингу в горы

О набитых шишках, с которыми может столкнуться каждый путешественник

ТехИнсайдер
Вместо фастфуда Вместо фастфуда

ЗОЖ-аналоги бургеров, шаурмы и не только

Лиза
Чтобы не набрать лишнего. Шесть правил Чтобы не набрать лишнего. Шесть правил

6 правил, чтобы не поправиться в отпуске

Здоровье
Открыть в приложении