Рассмотрим шансы электромобилей завоевать дороги всего мира

РБКАвто

Плюсы и минусы

Рассмотрим шансы электромобилей завоевать дороги всего мира

Автор: Михаил Шатров

Электромобили долго воспринимались как технологический прорыв, но теперь все чаще звучат сомнения в их успешном будущем. Зачем они вообще нужны, с какими проблемами сталкиваются и что ждет их завтра?

Первый контакт

Эксперименты с дорожным электрическим транспортом начались еще в XIX веке, а первым электромобилем принято считать трицикл, созданный французским изобретателем Густавом Пьером Труве в 1881 году — на несколько лет раньше, чем немецкий инженер Карл Бенц запатентовал свою мотоколяску с двигателем внутреннего сгорания (ДВС).

Наиболее популярными первые электромобили стали в США, где на рубеже XIX–XX веков числилось свыше 30 тыс. экземпляров — около 40% от общего парка машин. Ситуация резко изменилась в 1913 году, когда Генри Форд совершил революцию в индустрии — компания Ford перевела производство Model T на конвейер, что сделало автомобили доступными не только для богатых людей, но и для представителей среднего класса.

Автомобили с двигателями внутреннего сгорания стали значительно дешевле электрических, а развитие дорожной сети повлияло на частоту и дальность поездок — машины с батареями тех лет уже не могли обеспечить необходимый запас хода. На несколько десятилетий они вновь превратились в узкоспециализированную технику.

Об электромобилях вновь всерьез заговорили в 90-х годах прошлого столетия — транспорт, который не выбрасывает вредные вещества в атмосферу, оказался очень востребованным в крупных городах.

Но в те времена электромобили не могли составить конкуренцию традиционным машинам с ДВС. Выбор моделей был скудным, отсутствовала зарядная инфраструктура, автомобильные компании практически не инвестировали в это направление, а власти никак не стимулировали покупку таких транспортных средств.

Перезагрузка идеи

Одним из главных событий в истории электромобилей стало основание компании Tesla в 2003 году. Концерн General Motors тогда только закрыл нашумевший проект EV1 — были отозваны и переработаны все произведенные электромобили (их предлагали в штатах Калифорния и Аризона на условиях лизинга). По мнению сторонников теории заговоров, сделано это было для того, чтобы продемонстрировать несостоятельность такого транспорта в сравнении с автомобилями с ДВС.

Но оказалось, что людям нужно было просто предложить соответствующий их требованиям продукт. Таким и стал электромобиль Tesla Model S, производство которого началось в 2012 году. На первых порах машину преследовали проблемы — низкое качество сборки, периодические возгорания, критика из-за несовершенной управляемости и работы электроники.

Но Tesla Model S обладала тем, чего не было ни у одного из конкурентов, — превосходной динамикой разгона и запасом хода, достаточным для комфортных ежедневных поездок. Сейчас Tesla предлагает уже пять моделей и входит в топ-15 компаний с самой высокой рыночной капитализацией в мире.

Автомобильная индустрия спешно приступила к созданию конкурентов продукции компании Tesla. За последнее десятилетие на рынок вышло свыше сотни разнообразных моделей — от компактных городских хэтчбеков до исполинских пикапов Hummer и Rivian. Самые мощные электрокары легко бросят вызов даже именитым суперкарам Porsche, Ferrari и Lamborghini — с места до 100 км/ч они разгоняются всего за две секунды.

Конечно, большинству покупателей электромобиль необходим не для рекордов на гоночных трассах, а в первую очередь для снижения эксплуатационных расходов. Топливо постоянно дорожает, поэтому с развитием сетей зарядных станций появляется все больше стимулов для покупки машины на электротяге.

Также во многих странах государство компенсирует часть средств, потраченных на покупку электромобиля. Например, в Германии можно сэкономить €3750, выбрав хэтчбек Volkswagen ID.3 вместо соразмерного Volkswagen Golf. В России действует субсидия в размере до 925 тыс. руб. — она распространяется только на модели локального производства при приобретении в кредит.

Есть и дополнительные льготы. В России владельцы электромобилей могут ставить их бесплатно в зонах платной парковки, а в столице Великобритании они освобождены от сбора за въезд в центр города (£15 за день).

Современные электромобили позволяют не только снизить эксплуатационные расходы (у них нет ДВС, который требует регулярного обслуживания) — они удобны в управлении, а некоторые из них даже оснащаются системами автономного вождения.

Неудивительно, что спрос на электромобили во многих странах действительно заметно вырос. В 2023 году бестселлером европейского рынка стала Tesla Model Y, продажи которой превысили миллион экземпляров. Это серьезный успех, если учесть, что публика в Старом Свете достаточно консервативна и предпочитает автомобили местных производителей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Андрей Бершадский: «У профессионального управляющего нет хрустального шара» Андрей Бершадский: «У профессионального управляющего нет хрустального шара»

Гендиректор УК «Первая» — о ситуации на российском фондовом рынке

РБК
Ольга Дибцева: «Только движение спасает от всего плохого» Ольга Дибцева: «Только движение спасает от всего плохого»

Актриса Ольга Дибцева — о съёмках после родов и своём целебном лайфхаке

Здоровье
«Стелс» наоборот «Стелс» наоборот

Кроссовер GAC GS3 получился исключительно броским

ТехИнсайдер
Сага мужества и стойкости Сага мужества и стойкости

Четыре года схваток сплотили союзников сильнее, чем дипломатические трактаты

Монокль
Художник и знаток Художник и знаток

Как художники Возрождения помогали ученым, а порой и опережали их в изысканиях

Вокруг света
Зовите на мечту: как предпринимателю собрать команду — советы Александра Мутовина Зовите на мечту: как предпринимателю собрать команду — советы Александра Мутовина

Как собрать команду, с которой бизнес будет расти?

Forbes
«Яды: между жизнью и смертью» «Яды: между жизнью и смертью»

Как появился первый пероральный антикоагулянт

N+1
Стресс в наследство Стресс в наследство

Как на ребенка влияет стресс матери во время беременности?

Здоровье
Среда для жизни Среда для жизни

Рука об руку: как благоустроить общественные пространства вместе с жителями?

Ведомости
Что ни день, то приключение! Что ни день, то приключение!

7 весёлых идей на неделю за городом

КАНТРИ Русская азбука
Что скрывает этикетка Что скрывает этикетка

Научиться расшифровывать эти загадочные и малопонятные надписи не так уж сложно

Лиза
Химия любви: введение Химия любви: введение

Несколько формул и теорий любви, которые предлагают современные ученые

Men Today
Красота у аппарата Красота у аппарата

Что стало драйвером развития рынка косметологических услуг

Ведомости
Рай на террасе Рай на террасе

Обустраиваем место отдыха на садовом участке

Добрые советы
Тянет в Италию Тянет в Италию

Италия — точка притяжения художников, моряков и мечтателей

Y Magazine
Против взлома есть приемы Против взлома есть приемы

Как защитить свой аккаунт на госуслугах

Лиза
Сталинский конструктор: почему в московском метро появился новый памятник Сталинский конструктор: почему в московском метро появился новый памятник

Спорная фигура: почему вокруг нового барельефа Сталина столько мнений?

Forbes
Зеленые защитники Зеленые защитники

Какие партнерства садовых растений обладают удивительными способностями?

Добрые советы
Формула мечты Формула мечты

Каким должен быть идеальный болид?

ТехИнсайдер
Время вторых: сколько зарабатывают победители национальных кубков в Европе Время вторых: сколько зарабатывают победители национальных кубков в Европе

Что (кроме почета) получают победители национальных кубков в топ-5 лигах Европы

Forbes
Смертельно опасный тренд TikTok: почему мужчины бреют ресницы и чем это грозит? Смертельно опасный тренд TikTok: почему мужчины бреют ресницы и чем это грозит?

Для чего человеку нужны ресницы и что будет, если их сбрить?

Inc.
«Отстаиваю свое право не сойти с ума»: Светлана Ходченкова о ролях, карьере и свободе «Отстаиваю свое право не сойти с ума»: Светлана Ходченкова о ролях, карьере и свободе

Актриса Светлана Ходченкова — чему можно научиться даже у неприятных героев?

Forbes
Ливановы Ливановы

Ливановы: три поколения актеров и лучший Холмс по версии Елизаветы II

Караван историй
«Жена айтишника»: с чем сталкиваются женщины, которые эмигрируют из-за работы мужа «Жена айтишника»: с чем сталкиваются женщины, которые эмигрируют из-за работы мужа

Как повышение близкого человека может стать источником проблем

Forbes
Подробно про ЭКО Подробно про ЭКО

Что важно знать об ЭКО: факты против мифов

Лиза
Не потерять лицо Не потерять лицо

Впервые про пластическую хирургию я подумала довольно давно

Afternoon Seasons of life
Режиссер Леонид Хейфец. Откровенно о Дорониной, Миронове и Борисове Режиссер Леонид Хейфец. Откровенно о Дорониной, Миронове и Борисове

Когда Ефремов пригласил меня, МХАТ как раз «пилился»

Коллекция. Караван историй
Совсем другой сюжет Совсем другой сюжет

Портрет итальянской верфи Cantiere del Pardo и самые актуальные ее модели

Y Magazine
Марками по маркетплейсам Марками по маркетплейсам

Как АКОРТ предлагает поступить с маркировками товаров на маркетплейсах

Ведомости
Астрономы впервые нашли пару из миллисекундного пульсара и обнаженной гелиевой звезды Астрономы впервые нашли пару из миллисекундного пульсара и обнаженной гелиевой звезды

Что приводит к возникновению систем с миллисекундными пульсарами?

N+1
Открыть в приложении