Рассмотрим шансы электромобилей завоевать дороги всего мира

РБКАвто

Плюсы и минусы

Рассмотрим шансы электромобилей завоевать дороги всего мира

Автор: Михаил Шатров

Электромобили долго воспринимались как технологический прорыв, но теперь все чаще звучат сомнения в их успешном будущем. Зачем они вообще нужны, с какими проблемами сталкиваются и что ждет их завтра?

Первый контакт

Эксперименты с дорожным электрическим транспортом начались еще в XIX веке, а первым электромобилем принято считать трицикл, созданный французским изобретателем Густавом Пьером Труве в 1881 году — на несколько лет раньше, чем немецкий инженер Карл Бенц запатентовал свою мотоколяску с двигателем внутреннего сгорания (ДВС).

Наиболее популярными первые электромобили стали в США, где на рубеже XIX–XX веков числилось свыше 30 тыс. экземпляров — около 40% от общего парка машин. Ситуация резко изменилась в 1913 году, когда Генри Форд совершил революцию в индустрии — компания Ford перевела производство Model T на конвейер, что сделало автомобили доступными не только для богатых людей, но и для представителей среднего класса.

Автомобили с двигателями внутреннего сгорания стали значительно дешевле электрических, а развитие дорожной сети повлияло на частоту и дальность поездок — машины с батареями тех лет уже не могли обеспечить необходимый запас хода. На несколько десятилетий они вновь превратились в узкоспециализированную технику.

Об электромобилях вновь всерьез заговорили в 90-х годах прошлого столетия — транспорт, который не выбрасывает вредные вещества в атмосферу, оказался очень востребованным в крупных городах.

Но в те времена электромобили не могли составить конкуренцию традиционным машинам с ДВС. Выбор моделей был скудным, отсутствовала зарядная инфраструктура, автомобильные компании практически не инвестировали в это направление, а власти никак не стимулировали покупку таких транспортных средств.

Перезагрузка идеи

Одним из главных событий в истории электромобилей стало основание компании Tesla в 2003 году. Концерн General Motors тогда только закрыл нашумевший проект EV1 — были отозваны и переработаны все произведенные электромобили (их предлагали в штатах Калифорния и Аризона на условиях лизинга). По мнению сторонников теории заговоров, сделано это было для того, чтобы продемонстрировать несостоятельность такого транспорта в сравнении с автомобилями с ДВС.

Но оказалось, что людям нужно было просто предложить соответствующий их требованиям продукт. Таким и стал электромобиль Tesla Model S, производство которого началось в 2012 году. На первых порах машину преследовали проблемы — низкое качество сборки, периодические возгорания, критика из-за несовершенной управляемости и работы электроники.

Но Tesla Model S обладала тем, чего не было ни у одного из конкурентов, — превосходной динамикой разгона и запасом хода, достаточным для комфортных ежедневных поездок. Сейчас Tesla предлагает уже пять моделей и входит в топ-15 компаний с самой высокой рыночной капитализацией в мире.

Автомобильная индустрия спешно приступила к созданию конкурентов продукции компании Tesla. За последнее десятилетие на рынок вышло свыше сотни разнообразных моделей — от компактных городских хэтчбеков до исполинских пикапов Hummer и Rivian. Самые мощные электрокары легко бросят вызов даже именитым суперкарам Porsche, Ferrari и Lamborghini — с места до 100 км/ч они разгоняются всего за две секунды.

Конечно, большинству покупателей электромобиль необходим не для рекордов на гоночных трассах, а в первую очередь для снижения эксплуатационных расходов. Топливо постоянно дорожает, поэтому с развитием сетей зарядных станций появляется все больше стимулов для покупки машины на электротяге.

Также во многих странах государство компенсирует часть средств, потраченных на покупку электромобиля. Например, в Германии можно сэкономить €3750, выбрав хэтчбек Volkswagen ID.3 вместо соразмерного Volkswagen Golf. В России действует субсидия в размере до 925 тыс. руб. — она распространяется только на модели локального производства при приобретении в кредит.

Есть и дополнительные льготы. В России владельцы электромобилей могут ставить их бесплатно в зонах платной парковки, а в столице Великобритании они освобождены от сбора за въезд в центр города (£15 за день).

Современные электромобили позволяют не только снизить эксплуатационные расходы (у них нет ДВС, который требует регулярного обслуживания) — они удобны в управлении, а некоторые из них даже оснащаются системами автономного вождения.

Неудивительно, что спрос на электромобили во многих странах действительно заметно вырос. В 2023 году бестселлером европейского рынка стала Tesla Model Y, продажи которой превысили миллион экземпляров. Это серьезный успех, если учесть, что публика в Старом Свете достаточно консервативна и предпочитает автомобили местных производителей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сила воли: что мешает нам добиваться цели Сила воли: что мешает нам добиваться цели

Проблема отсутствия силы воли – в образе жизни, который ее ослабляет

Psychologies
Аммиак из пингвиньего гуано внес вклад в формирование облаков над Антарктидой Аммиак из пингвиньего гуано внес вклад в формирование облаков над Антарктидой

Из-за чего падает облачность в Антарктике?

N+1
Александр Чулок: «Мы не стараемся угадать будущее, мы хотим его создать» Александр Чулок: «Мы не стараемся угадать будущее, мы хотим его создать»

Прогнозист Александр Чулок — о том, чем станет ИИ для общества в будущем

РБК
Тепло, еще теплее: будет ли профит от таяния льдов в Арктике Тепло, еще теплее: будет ли профит от таяния льдов в Арктике

Как сокращение площади льда в Арктике повлияет на разные отрасли

Монокль
12 привычек, которые стоит в себе воспитать, чтобы нравиться людям 12 привычек, которые стоит в себе воспитать, чтобы нравиться людям

Привычки, которые подойдут вам, если вы хотите слыть приятным человеком

Maxim
Решение уйти: массивный, но элегантный блокбастер, которому не хватило духу поставить точку в истории Итана Ханта Решение уйти: массивный, но элегантный блокбастер, которому не хватило духу поставить точку в истории Итана Ханта

Неужели сказка о невыполнимой миссии Итана Ханта близка к концу?

Правила жизни
Павел Воронин: «В ближайшие три года ИИ-решения начнут приносить реальную экономию бизнесу» Павел Воронин: «В ближайшие три года ИИ-решения начнут приносить реальную экономию бизнесу»

Гендиректор МТС Web Services Павел Воронин — об автоматизации и нейросетях

РБК
Расширение без спроса Расширение без спроса

Почему сокращается количество заявок на семейную ипотеку на вторичное жилье

Ведомости
Как выбрать брокера Как выбрать брокера

Как выбрать яхтенного брокера и избежать ошибок?

Y Magazine
Крымский мост: сколько строили и когда открыли самый длинный мост Европы Крымский мост: сколько строили и когда открыли самый длинный мост Европы

Факты, которые вы не знали о Крымском мосте

РБК
Россия в многополярной глобальной экономике Россия в многополярной глобальной экономике

Мы вновь слышим о восстановлении барьеров в торговле

Ведомости
Рост на цифрах Рост на цифрах

Какие факторы способствуют увеличению рынка ЦФА

Ведомости
Дети – лучшие люди в мире Дети – лучшие люди в мире

Отрывок из книги «Всегда рядом» детского доктора Леонида Рошаля

Лиза
Свежая ягода — круглый год Свежая ягода — круглый год

Как функционирует круглогодичный комплекс по выращиванию ягод в Ставрополье

Агроинвестор
Зарабатываете на пельменях, а просите денег на ПО: 7 причин, почему инвестор может отказать стартапу Зарабатываете на пельменях, а просите денег на ПО: 7 причин, почему инвестор может отказать стартапу

Семь причин, по которым инвестиционные фонды отказывают стартапам

Inc.
Иван Ярыгин: «Одновременно сосуществовали разные миры» Иван Ярыгин: «Одновременно сосуществовали разные миры»

Иван Ярыгин о том, что делают динозавры и инопланетяне в московских пейзажах

Ведомости
Шимпанзе используют «деревянный телеграф» для удаленного общения Шимпанзе используют «деревянный телеграф» для удаленного общения

Ученые знают, что шимпанзе барабанят по деревьям, но только сейчас поняли, зачем

ТехИнсайдер
Пики козыри Пики козыри

О взрослых, которые не уставали играть с детьми

Afternoon Seasons of life
Следует ли вам чистить зубы до или после завтрака? Ученые наконец-то разрешили спор Следует ли вам чистить зубы до или после завтрака? Ученые наконец-то разрешили спор

Если дело доходит до утренней чистки зубов, когда это нужно делать?

ТехИнсайдер
Энергия вместо долга Энергия вместо долга

Как получилось, что США оказалась на грани дефолта?

Ведомости
Рейтинг публикационной активности университетов Рейтинг публикационной активности университетов

Исследование публикационной активности университетов

Эксперт
Схватить, покрутить и нести на анализы: что делать, если укусил клещ Схватить, покрутить и нести на анализы: что делать, если укусил клещ

Как защищаться от клещей, и что делать, если паразит все-таки укусил

Forbes
Женщины выбирают вокал: как гендер влияет на музыкальные предпочтения Женщины выбирают вокал: как гендер влияет на музыкальные предпочтения

Влияет ли пол на музыкальные предпочтения?

Forbes
Кто такой Томми Кэш — не победитель, но главная звезда «Евровидения» Кто такой Томми Кэш — не победитель, но главная звезда «Евровидения»

Что нужно знать о Томми Кэше — собрали в этом материале

Правила жизни
Национальность может говорить о потребностях во сне Национальность может говорить о потребностях во сне

Культурные нормы определяют ваши потребности во сне. Так ли это?

ТехИнсайдер
Ефремовы Ефремовы

Чета Ефремовых: от основателя «Современника» до звёзд сегодняшнего дня

Караван историй
Зоолог впервые заснял самого крупного грызуна Австралии и Океании Зоолог впервые заснял самого крупного грызуна Австралии и Океании

Зоолог впервые запечатлел на фото и видео низинную мохнатую крысу

N+1
«А он, мятежный, просит бури» «А он, мятежный, просит бури»

Самые опасные места океанов, как смогли их покорить. Беседа с Федором Конюховым

Вокруг света
Ледник в Антарктиде «ворует» лед у своего соседа Ледник в Антарктиде «ворует» лед у своего соседа

Ученые обнаружили, что один из ледников Антарктиды ворует лед у своего соседа

ТехИнсайдер
«Мы боремся с инфляцией ценой экономического роста» «Мы боремся с инфляцией ценой экономического роста»

Эксперт ЦМАКП — о состоянии экономики, промышленности и инвестиций

Монокль
Открыть в приложении