Марксизм и искусственный интеллект*
Известный итальянский философ-марксист анализирует ИИ не только как научно-технический, но в первую очередь как социально-экономический феномен
Автор этой книги Маттео Пасквинелли — доцент кафедры философии науки факультета философии и культурного наследия университета Ка’ Фоскари в Венеции, где он координирует пятилетний проект, посвященный развитию исторической эпистемологии искусственного интеллекта. Его исследования сосредоточены на стыке философии разума, политической экономии и форм автоматизации знаний, таких как искусственный интеллект.
А его книга The Eye of the Master. A Social History of Artificial Intelligence («Глаз мастера: социальная история искусственного интеллекта», в русском переводе — «Измерять и навязывать. Социальная история искусственного интеллекта») получила премию Deutscher Prize 2024 и переведена или переводится на многие языки мира.
Как либерал и марксист сошлись в анализе ИИ
Интересно, конечно, почему в русском переводе изменено авторское название книги. Возможно, переводчики и издатели решили, что словосочетание «Глаз мастера», отсылающее к высказыванию Энгельса о характеристиках капиталистического контроля над производством и работниками, может быть не понятно современными российскими читателями, давно забывшими и о марксизме, и о его классиках. А сам Пасквинелли, объясняя эти слова и как бы подхватывая мысль Энгельса, пишет: «С XIX по XX век “хозяйский глаз” промышленного капитализма охватил все общество и установил новые формы контроля, основанные на статистических измерениях “интеллекта”», а искусственный интеллект только усилил эту тенденцию, продолжая «кодировать социальные иерархии и дискриминировать рабочую силу».
А возможно, переводчики и издатели таким образом хотели подчеркнуть схожесть взглядов на роль искусственного интеллекта (ИИ) в современном обществе Пасквинелли и других философов, в частности французского философа Гаспара Кёнига, о книге которого «Конец индивидуума. Путешествие философа в страну искусственного интеллекта», тоже изданной в России, автор этих строк недавно писал**. Фактически главная мысль Кёнига заключается в том, что ИИ используется правительствами и частными компаниями для «навязывания чужой воли» человеку, что вполне соответствует идеям, высказанным Пасквинелли, и русскому названию его книги. Хотя в отличие от последовательного либерала Кёнига Пасквинелли является столь же последовательным марксистом, для которого ИИ — это не только научно-технический, но в первую очередь социально-экономический феномен.
** https://stimul.online/articles/sreda/ii-ili-svoboda-voli/?sphrase_id=28305
Алгоритм как основа логики ИИ и его история
Как пишет Пасквинелли, «моя книга задумана как экскурс в техническую и социальную историю ИИ и основана на социотехническом историческом подходе, который способен показать, какие экономические и политические факторы повлияли на внутреннюю логику ИИ», истоки развития которого он находит в древнейших временах, когда возникло понятие алгоритма, лежащего в основе математики и, в частности, компьютерного программирования. И не только: «алгоритмическое мышление и алгоритмические практики, широко понимаемые как решение задач на основе правил, представляют собой часть всех культур и цивилизаций… В конечном счете термин “алгоритм” стал обозначать любой процесс систематических подсчетов, то есть процесс, который может выполняться автоматически», и именно поэтому он стал основой ИИ. Таким образом, по мысли Пасквинелли, создание ИИ стало итогом очень долгого развития математики и алгоритмического мышления, подстегнутого необходимостью разработки универсальных правил решения экономических и производственных задач.
Маркс, Бэббидж и трудовая теория машин
Но, конечно, не только это стало, по мнению Пасквинелли, основой возникновения и развития самой идеи ИИ: «Основываясь на теории изобретательства, которую уже в XIX веке разделяли Смит, Бэббидж и Маркс, я утверждаю в этой книге, что самые сложные “разумные” машины также возникли из воспроизведения схем коллективного разделения труда. Я именую описанную теорию развития техники трудовой теорией автоматизации, или трудовой теорией машин, которую распространяю на исследования современного ИИ и обобщаю в виде трудовой теории машинного интеллекта… которая создана по аналогии с выражениями, употребляемыми в политической экономии, в частности “трудовой теории стоимости”».
Обратим внимание читателя на фамилию Бэббидж, которая упоминается Пасквинелли чуть ли не на каждой странице его книги.