Как технологическая блокада Китая со стороны США отразится на мировой экономике

МонокльОбщество

Гудбай, Чимерика!*

Технологическая блокада Китая со стороны США будет только усиливаться. Как это отразится на мировой экономике и есть ли у России шансы объединить усилия с КНР для достижения технологического суверенитета от Запада? Интервью с заместителем директора ИМЭМО РАН Иваном Данилиным

Александр Ивантер

Заместитель директора по научной работе ИМЭМО РАН Иван Данилин. Олег Сердечников

Одной из доминант стартующего второго президентства Дональда Трампа будет сдерживание Китая — в торгово-экономической, военно-политической и технологической сферах. Сегодня мы решили подробно разобрать технологический аспект и попросили сделать это Ивана Данилина, кандидата политических наук, заместителя директора по научной работе Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова РАН.

— Когда началось давление США на Китай в технологической сфере? Был ли явный триггер у этого процесса или напряжение накапливалось постепенно? Чем конкретно были недовольны американцы?

— Впервые вопрос о противостоянии Китаю в промышленной и технологической сферах стал достаточно выраженно подниматься в США в 2007–2008 годах. Одним из сигналов стал выход доклада Национальной академии наук под названием Rising Above The Gathering Storm («Воспаряя над приближающейся бурей») и создание годом ранее Фонда информационных технологий и инноваций (The Information Technology and Innovation Foundation, ITIF) во главе с Робертом Аткинсоном.

Академические ученые-экономисты в упомянутом докладе доказывали необходимость реиндустриализации Америки, при этом тема китайского доминирования уже подспудно присутствовала. А вот Аткинсон и иные сторонники жесткой линии прямо говорили, что надо сдерживать Китай, который использует в своей политике развития и глобальной экспансии нерыночные инструменты.

В президентство Барака Обамы эта линия сначала проявилась в попытке реиндустриализации США. Точнее, неоиндустриализации. Потому что, естественно, сталелитейную или текстильную индустрию в США никто восстанавливать в прежних масштабах не собирался.

Однако ближе к концу президентского срока Обамы позиция администрации стала ужесточаться. Триггером стала амбициозная государственная программа Made in China 2025, принятая КНР в 2015 году. В ней была зафиксирована цель совершить технологический прорыв по ряду ключевых направлений — от микроэлектроники до аэрокосмического оборудования. Китай начал более активно развивать новые индустрии. И сам документ, и китайские усилия вызвали обеспокоенность политиков в Вашингтоне. Которое, конечно же, было искусно усилено группами интересов.

Но главное, к середине прошлого десятилетия КНР сделала серьезный шаг вперед в сфере телекоммуникаций, потребительской электроники и интернет-технологий. Имена Huawei, ZTE, позднее Xiaomi и TikTok ворвались в жизнь американских обывателей. Самым же болезненным для США стал успех Китая в разработке собственного стандарта 5G.

— Почему американцы посчитали опасным внедрение у себя китайского оборудования связи пятого поколения?

— Дело было не столько в геополитике в ее чистом виде, сколько в рыночном и технологическом лидерстве. Американские производители на рынке телекоммуникаций серьезно ослабли. Ранее важнейший технологический центр Bell Labs — осколки империи AT&T — купила французская Lucent, но прорыва это не принесло. Другие производители тоже не разработали конкурентоспособных технологий 5G. США спохватились, когда Huawei со своими дешевыми, но качественными решениями уже занимал от 20 до 40 процентов телекоммуникационных рынков европейских стран, активно усиливал рыночные позиции в самой Америке. В Вашингтоне поняли, что следующим шагом будет вытеснение США и с рынков персональной электроники и интернета вещей, где лидерство в 5G стало бы важным конкурентным фактором. А ответить было нечем.

— В отличие от европейцев?

— Да. Финская Nokia и шведская Ericsson сохранили и даже усилили свои позиции. Фактически на глобальном рынке 5G-оборудования в конце 2010-х осталось четыре имени. В первом ряду лидирующие с большим отрывом Huawei и Nokia. И два дублирующих — ZTE и Ericsson. И страны могли выбирать, какую комбинацию вендоров использовать для своих сетей пятого поколения — из соображений стабильности и безопасности всегда устанавливались системы двух-трех разных поставщиков. Россия, например, собиралась использовать решения Huawei, Ericsson и Nokia.

Повторимся, места американцам в этой конфигурации не нашлось. Но и после этого, возможно, противостояние США с КНР не приняло бы таких масштабов, если бы не личность Дональда Трампа. Сдерживание Китая было важным пунктом его повестки. А он человек из строительного бизнеса, довольно жесткий и прямолинейный. Раз есть угроза, надо бить.

— Первые залпы технологической войны били по вершине айсберга: в 2018 году администрация Трампа ввела первые ограничения в отношении Huawei и ZTE.

— Да, 5G стали триггером. А потом, как и во всякой войне, началась эскалация. Американцы быстро поняли, что телекоммуникации — важная цель, но ими нельзя ограничиваться. Ключевой вопрос — микроэлектроника и искусственный интеллект. Были развернуты санкции в отношении китайских компаний, ограничен доступ китайских игроков к венчурному рынку США, приняты многие иные меры.

Технологическая блокировка Китая стала одной из доминант американской политики. Показательно, что она не ослабла, а даже усилилась в годы президентства Джо Байдена. Целеполагание этой политики двоякое. С одной стороны, не допустить проникновения китайской технологической продукции и услуг на американский рынок и, главное, максимально ослабить китайских игроков на глобальном рынке, чтобы заменить их американскими или дружественными им решениями. С другой — снизить шансы Китая на прорыв.

Ограничивается доступ китайцев к американскому и европейскому рынку умного капитала, компетенциям, нанесен мощный удар по академическому сотрудничеству с китайскими учеными. Дошло до того, что проводился аудит источников финансирования университетов, дабы по возможности вычистить оттуда китайские деньги. Ну и, конечно, формальное и неформальное давление на Европу и Японию с целью ограничения либо полного запрета поставок микроэлектроники и иных критических технологий в Китай. Это, кстати, подтолкнуло эволюцию концепции технологического суверенитета: вместо защиты национального рынка — доминирование на мировых рынках, вместо самодостаточности — система глобальных связей, в том числе для ограничения конкурента.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Маркетплейс для мобильных и спонтанных Маркетплейс для мобильных и спонтанных

О том, как платформа автопутешествий создает у туристов новые потребности

Монокль
Елена Муравьева: «Клоунский нос тебя защищает, дает силы и возможность быть собой» Елена Муравьева: «Клоунский нос тебя защищает, дает силы и возможность быть собой»

Больничная клоунада не про актерские амбиции, а про понимание ситуации

Коллекция. Караван историй
Время фрагментации Время фрагментации

Мировая экономика разрушается, а не деглобализируется

Деньги
Островки песчаных дюн: 5 самых маленьких пустынь мира Островки песчаных дюн: 5 самых маленьких пустынь мира

Встречайте: 5 самых маленьких, но от того не менее интересных пустынь мира

ТехИнсайдер
Европейские правые под знаменами Трампа Европейские правые под знаменами Трампа

Европу не ожидает стремительный «правый поворот» после смены администрации в США

Монокль
Что такое «синдром ВДА» и с какими проблемами сталкиваются взрослые дети алкоголиков Что такое «синдром ВДА» и с какими проблемами сталкиваются взрослые дети алкоголиков

Какие психологические сложности приходятся решать людям с синдромом ВДА

Forbes
Мыло, наждачка, присадка: 4 способа очистки катализатора своими руками Мыло, наждачка, присадка: 4 способа очистки катализатора своими руками

Как вдохнуть в катализатор вторую жизнь

ТехИнсайдер
Полный литий Полный литий

Есть ли способы продлить жизнь литиевому аккумулятору в мобильном телефоне?

Наука и жизнь
Разноцветные «снежки» Разноцветные «снежки»

Пухлые белоснежные ягоды этого кустарника, напоминающие снежки, знакомы многим

Наука и жизнь
Страна пяти сфер Страна пяти сфер

В Индии пять чувств используются не только по назначению, но и по максимуму

Вокруг света
Руфь Гринько «Комната утешения». Сказка как терапия Руфь Гринько «Комната утешения». Сказка как терапия

Отрывок из повести-сказки, которая поможет пережить страшные времена

СНОБ
Синдром суперженщины: в чем причины выгорания и как выйти из борьбы за медаль идеальности Синдром суперженщины: в чем причины выгорания и как выйти из борьбы за медаль идеальности

Как думаешь, что общего у образа идеальной суперженщины с реальностью?

VOICE
Олег Маловичко: Мы живем в мире Пелевина, Гоголя, Булгакова, Кустурицы Олег Маловичко: Мы живем в мире Пелевина, Гоголя, Булгакова, Кустурицы

Почему у «Трассы» нет хеппи-энда и в чем «Лихие» спорят со «Словом пацана»?

Ведомости
Как CJM помогает бизнесу нанимать сотрудников Как CJM помогает бизнесу нанимать сотрудников

Как CJM позволяет выявлять ключевые барьеры на пути соискателя к вакансии

Inc.
Мужчина, вы зачем? Чтобы злиться на обидчиков Мужчина, вы зачем? Чтобы злиться на обидчиков

Даже в самые темные времена впереди всегда есть свет

СНОБ
За мечтой — в кошелек? За мечтой — в кошелек?

«Анора» — философский фильм о мечтах и реальности

Монокль
«Сейчас очень много злобы и ненависти вокруг, а людям нужны простые человеческие чувства»: интервью с Евгением Писаревым «Сейчас очень много злобы и ненависти вокруг, а людям нужны простые человеческие чувства»: интервью с Евгением Писаревым

Режиссер Евгений Писарев — о своих спектаклях «Плохие хорошие» и «Тартюф»

СНОБ
Матрица судьбы Матрица судьбы

Восемь шагов к новой жизни: как приучить себя к переменам

Лиза
«У меня еще много незакрытых гештальтов» «У меня еще много незакрытых гештальтов»

Владимир Селиванов — о роли Вована в своей жизни и семейных ритуалах

OK!
Актеры на стиле Актеры на стиле

Восемь советских артистов, которые вдохновляли своими оригинальными образами

Лиза
Точно по расписанию Точно по расписанию

Задержка менструации может быть признаком различных проблем со здоровьем

Лиза
DDoSтать до потолка: как и почему за 2024 год изменились сетевые кибератаки DDoSтать до потолка: как и почему за 2024 год изменились сетевые кибератаки

Как изменился ландшафт DDoS и что этому способствовало

Forbes
5 новых технологий, которые радикально изменят современный автопром 5 новых технологий, которые радикально изменят современный автопром

Современные автомобили давно стали гаджетами на колесах. Но что впереди?

РБК
Чисто-начисто Чисто-начисто

7 неожиданных вещей которые можно мыть в посудомойке

Лиза
Без паники! 10 быстрых приемов против стресса Без паники! 10 быстрых приемов против стресса

Нужно снять напряжение? Вот способы, которые не требуют специальной подготовки

Лиза
Эффект сеульского красавца: почему актеры и певцы из Кореи так нравятся девушкам Эффект сеульского красавца: почему актеры и певцы из Кореи так нравятся девушкам

Почему актеры и певцы из Кореи так привлекательны для женщин?

Psychologies
В России могут ввести 4-дневную рабочую неделю. Как это отразится на людях? В России могут ввести 4-дневную рабочую неделю. Как это отразится на людях?

О возможности введения четырехдневной рабочей недели и ее последствиях

Psychologies
На это грантов не дают: как именитый хирург спасает финскую усадьбу под Выборгом На это грантов не дают: как именитый хирург спасает финскую усадьбу под Выборгом

Илья Слепцов восстанавливает на территории Киискиля исторические постройки

Forbes
Дикие павианы не прошли зеркальный тест Дикие павианы не прошли зеркальный тест

Исследователи провели зеркальный тест на диких медвежьих павианах

N+1
Обеденная зона Обеденная зона

Пять ошибок, из-за которых тебе некомфортно за столом

Лиза
Открыть в приложении