Любимая мать и плохая жена: как «патриархальная сделка» заставляет женщин соперничать
В современном обществе неравенство воспроизводится в том числе потому, что некоторые женщины видят для себя выгоду в сохранении патриархата. Разбираемся, как соперничество за мужчин и их ресурсы мешает объединяться в борьбе за права
Почему не только мужчины, но сами женщины могут сопротивляться борьбе феминисток за прогресс и равноправие? Все дело в так называемой патриархальной сделке, которую многие из них, сами того не подозревая, «заключают» с текущей системой. Перемены в социальном устройстве ставят под удар те выгоды, которые женщины могли бы получить от сотрудничества с патриархатом. Что представляет собой эта сделка и каким образом она влияет на наше общество?
От Африки до Ирана: такой разный патриархат
Патриархат — термин важный, но слишком размытый, посчитала турецкая исследовательница Дениз Кандийоти (область ее исследований — гендерные отношения и политики развития). Ведь в разных регионах мира, а также в разных социальных стратах патриархатная модель может проявлять себя по-разному. Ученая предложила термин «патриархальная сделка», чтобы с его помощью описывать, как именно женщины в конкретном обществе приспосабливаются к мужскому доминированию.
В своей научной работе 1988 года «Торгуясь с патриархатом» она приводит в пример две патриархатные системы: классическую и основанную на многоженстве. Первая модель наиболее ярко представлена на Ближнем Востоке, в том числе в Иране и Турции, а также в Азии, включая Индию и Китай. Хотя сейчас классический патриархат можно чаще всего наблюдать в исламских культурах, он точно так же встречается у индуистов, христиан, конфуцианцев и представителей других религий. Проявления патриархатных тенденций в России, Западной Европе и США — тоже отголоски того самого классического патриархата.
В его основе — наследование земли и другой собственности по мужской линии. Формироваться такая модель начала, когда люди стали использовать те или иные формы феодального устройства. Ячейкой общества стала многопоколенная семья, возглавляет которую старший мужчина. Женщина, попадая в такую семью как жена одного из сыновей, оказывается бесправной: у нее нет своего имущества, она вынуждена подчиняться не только всем мужчинам, но и старшим женщинам в роду. Приданое невестки тоже достается мужской части семьи. Молодая женщина включается в работу, которой заняты все члены семьи: трудиться на земле, вести хозяйство, воспитывать общих детей — и все это бесплатно, без какой-либо прямой выгоды. Владеть результатами своего труда, продавать их за деньги она не может.
Единственная надежда хоть как-то подняться в этой иерархии — родить сыновей, держать их вблизи себя, а со временем, когда они женятся, занять место своей свекрови и получить власть над новыми молодыми женщинами в семье. Это и есть та патриархальная сделка, которую Кандийоти выделила в классической системе: отказ от имущества и работы вне дома в обмен на защиту и обеспечение мужчинами новой семьи, в особенности подросшими сыновьями, и обещание будущей власти над младшими женщинами.