Как Суздаль превращается в центр современного искусства и культурный хаб

Собака.ruКультура

Суздаль

Как визионер и меценат Дмитрий Разумов и сообщество «МИРА» превращают старинный Суздаль — город во Владимирской области на маршруте «Золотое кольцо России» — в центр современного искусства и культурный хаб, который объединяет бизнес, науку и арт-комьюнити.

Вечерний спектакль на «Человеке МИРА» в 2020 году «Пи versus Фи», где вращался КОЛЕСОГОНЬ двенадцатиметрового диаметра. Авторы: театр «АХЕ», хореограф Владимир Варнава, видеохудожник Олег Михайлов, музыканты Владимир Волков и Григорий Шмидко, фольклорный ансамбль «Комонь»

Сообщество «МИРА» — сенсационный культурный и туристический проект в Суздале — родилось благодаря встрече мецената Дмитрия Разумова, режиссера Андрея Попова и креативного продюсера Евгении Казарновской. В полях Владимирской области уже двенадцать лет проходит творческая лаборатория Попова «Человек МИРА», из которой вырос семидневный фестиваль, культуртрегерские проекты и локальные сервисы — в этом Андрею помогла жена Евгения. Объединившись с бизнесменом Дмитрием Разумовым, проект обрел свой дом — только что открывшийся «МИРА Центр» — концертный зал, выставочную площадку и магазин-кофейню, галерею молодого искусства «Ларец». В работе — девять новых объектов, в том числе два музея русского искусства. Директор отдела моды и искусства Ксения Гощицкая отправилась в старинный город-заповедник на первую выставку «МИРА Центра» — «Мечты о будущем», чтобы посмотреть концепты и макеты Суздаля будущего — и уже рыщет в поисках домика в окрестностях. Рассказываем, почему вам это тоже срочно нужно.

Основатель фестиваля «Человек МИРА» Андрей Попов, директор «МИРА центра» Евгения Казарновская, архитектор Антон Горленко и идеолог проектов «МИРА» бизнесмен Дмитрий Разумов

Как и зачем визионер и меценат Дмитрий Разумов создал сообщество и строит в Суздале новый культурный центр России

Суздаль в моей жизни случился совершенно случайно. Я впервые приехал сюда зимой 2016 года, заселился в какой-то довольно неатмосферный отель и отправился на прогулку по окрестностям с Ермолаем Солженицыным (сын писателя, бизнесмен. — Прим. ред.), к тому моменту уже местным жителем. И я сразу же уловил гений места: понял, что не только хочу здесь жить, но и должен сделать для города что-то полезное. На тот момент в Суздале уже сформировалось симпатичное комьюнити — Ермолай, Вадим Дымов (владелец мясных производств, ресторатор, основатель суздальской фабрики «Дымов Керамика», автор концептуальных бизнес-проектов. — Прим. ред.), Алексей Поляков (банкир. — Прим. ред.), все общались, ходили друг к другу в гости.

Вместе с ними мы учредили АНО (автономную некоммерческую организацию. — Прим. ред.), начали заниматься грядущим тысячелетием Суздаля в 2024 году, вошли в разные комитеты, чтобы в благоустройстве был системный подход, а не лоскутно-кусочечный, как везде. Мы друг друга все время подстегиваем, получается такой эффект Тома Сойера: ты с энтузиазмом красишь забор, все смотрят — и тоже хотят его покрасить. В какой-то момент я понял, что именно здесь хочу разместить свою коллекцию русского искусства — от авангарда 1920–1930-х годов до современных художников. Стал искать место — и скоро мы начнем две масштабные стройки: вместо гостиницы «Медный двор» будет «МИРА музей» по проекту бюро Treivas, а на одной из главных улиц — Гастева — появится музей поэта и революционера Алексея Гастева, родившегося в Суздале, одного из авторов советского экономического чуда. Этот энтузиаст промышленной революции основал Центральный институт труда, фактически изобрел понятия и принципы тайм-менеджмента и эффективности.

Проект реконструкции Заполицкой ГЭС

В наших планах — девять объектов в Суздале и окрестностях. Разрушенная Заполицкая ГЭС станет культурно-туристическим центром и выставочным пространством. Проект уже готов, его на основе воркшопов с московскими архитекторами сделали датчанка Метте Ланге и бюро RakovskayaSuliman. Еще одна масштабная реконструкция — советский типовой телятник в Кидекше перестроят в «Львиный хлеб»: ферму и гостиницу. Над этим работает Анастасия Ефимова и команда отеля «Рихтер» с архитектором Артуром Макаровым. Они же заняты проектом «Закрытый сад» по превращению трех чудом сохранившихся старых домов в камерные отели «Роза», «Мальва» и «Нимфа», настоящие объекты искусства, где продумано все — от ароматов до старинных медных дверных ручек и антикварной деревянной резьбы. Сложно назвать это гостиничным проектом, так глубоко и тонко идет Настя. Я бы сказал, что это творчество, созидание, одухотворение. Еще мы строим дом-коммунну со сценой для Сельского театра драмы и комедии в Фомихе, концепт придумала архитектор Ольга Бутрим, и маленькую арт-резиденцию в Кидекше, рядом с древнейшей белокаменной церковью Бориса и Глеба.

Все, что мы восстанавливаем в Суздале, делается с такой же огромной любовью и вниманием к деталям, которые мы применили в нашем уже реализованном объекте — экспериментальной площадке «Ларец», старой избе на Слободской улице, которая неожиданно превратилась в небольшую галерею для молодого искусства. Сейчас в ней идет выставка калмыцкого художника Сюгира Булуктаева «Конь Тюльпан», ее куратор — Андрей Бартенев. Вместе с ним мы и придумали эту реконструкцию. Здесь много незаметной работы очень хороших суздальских мастеров, но самым интересным решением стала идея Андрея превратить крышу в световое окно: традиционные бревенчатые стены и заливающий верхний свет — это прямо слом сознания.

Меценат и идеолог проектов «МИРА» Дмитрий Разумов

Реставрация — всегда сложно, особенно в Суздале, здесь почти все здания являются памятниками архитектуры, что означает согласования, инспекции, археологию. Бюрократически — в десять раз сложнее, финансово, даже на стадии проектирования, — в два раза, с точки зрения стройки — на пятьдесят процентов дороже. В «МИРА центре» мы очень внимательно относились к оставшемуся наследию, в нем можно увидеть три вида штукатурки: одна сохраняет слой XIX века, вторая — по кирпичу советской реставрации конца 1960-х, и третья — современная.

Строю я давно, наверное, у меня уже сформировалась насмотренность. Удивительным образом все началось не в Москве, а Нью-Йорке: мы сделали две довольно тонкие реставрации зданий XIX века. Старый кинотеатр превратили в музыкальную площадку Webster Hall на 3,5 тысячи человек, а небольшой дэнс-холл на полторы тысячи зрителей, который в 1970-х стал культовым рок-клубом, где выступали все — от Мадонны до Принца и «Металлики» — в клуб-студию, максимально сохранив все исторические детали. Еще мы построили стадион в Бруклине. Тогда я и поймал ощущение социального влияния своей работы. А потом начался Суздаль.

Фестиваль «Человек МИРА»

Главное слово, определяющее наш суздальский проект, — сообщество. Здесь подхватывается любой посыл: есть идея — делай. Для нас главное — это люди, мы созываем всех неравнодушных, придумываем для них интересное, и это вирусная штука: все начинают творить и сотрудничать. Я про себя могу сказать, что всю жизнь выстраивал на работе вертикальное управление, а здесь решил по-другому. Сейчас я осмысленно стараюсь строить горизонтальное, по-настоящему демократичное сообщество. Удивительно, насколько это непростая задача, ведь даже друзьям, разделяющим твои ценности, оказывается проблематично договариваться. У меня половина мирного времени уходит на то, чтобы со всеми пообщаться и урегулировать какие-то конфликты. Я немного даже подустал. Что же мы хотим от общества и государства, если не можем между собой найти общий язык и решать вопросы без претензий, доброжелательно и в диалоге. Поэтому начинать нужно с себя. Собственно, в этом и состоит идея «МИРА центра». Он про изучение мира — внутреннего и внешнего, про принятие всего: конфессий, культур, идей. Я считаю, что у России и нашей культуры точно есть будущее: кого она только не переживала. Но мне кажется, это будущее стоит немного феминизировать. Меня все спрашивают, почему «МИРА центр»: да нипочему, просто красивое женское имя, которым мне хотелось уравновесить наше маскулинное государство.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Расширение без спроса Расширение без спроса

Почему сокращается количество заявок на семейную ипотеку на вторичное жилье

Ведомости
Пишите! Это залечивает раны (и не только душевные) Пишите! Это залечивает раны (и не только душевные)

Что именно следует писать, чтобы занятие приносило терапевтический результат?

Psychologies
«Элина говорила: «Я умею держать себя в руках. Никто не должен видеть меня слабой», — рассказывает родная сестра Элины Быстрицкой София Шегельман «Элина говорила: «Я умею держать себя в руках. Никто не должен видеть меня слабой», — рассказывает родная сестра Элины Быстрицкой София Шегельман

О детстве, первых шагах в профессии и других событиях из жизни Элины Быстрицкой

Караван историй
Какую женщину никогда не позовут замуж: жесткая цитата Джины Лоллобриджиды Какую женщину никогда не позовут замуж: жесткая цитата Джины Лоллобриджиды

Если тебя еще не осчастливили предложением стать женой, считай это комплиментом

VOICE
Физики сделали разделенный нейтронный интерферометр Физики сделали разделенный нейтронный интерферометр

Первый шаг на пути создания нейтронных интерферометров с длинными плечами

N+1
Не надо бигмак, беру эчпочмак! Не надо бигмак, беру эчпочмак!

Татарская кухня от шеф-поваров: новое дыхание и неизменные традиции

Bones
Лесные братья Лесные братья

Июль-август – время трёх лесных ягод: малины, черники и брусники

Здоровье
5 неожиданных польз и прелестей борщевика 5 неожиданных польз и прелестей борщевика

Если знать, как обращаться с борщевиком — это полезное растение

Maxim
От безопасной крепости до стиля кочевника: как люди выбирают себе жилище От безопасной крепости до стиля кочевника: как люди выбирают себе жилище

Почему одни люди выбирают уютную крепость, а другие дом на колесах

Maxim
«Плохие оценки помогли мне преуспеть в бизнесе»: 4 вывода «Плохие оценки помогли мне преуспеть в бизнесе»: 4 вывода

Предприниматель делится своей парадоксальной историей успеха

Psychologies
Китчен бук Китчен бук

Что такое система «буков» и как она помогает в работе ресторана?

Bones
Одна вокруг света: опасная дорога к ледникам, горные озера и разноцветная гора Одна вокруг света: опасная дорога к ледникам, горные озера и разноцветная гора

176-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко: Перу

Forbes
Дом под снос Дом под снос

Некоторые из самых интересных архитектурных проектов Японии долго не проживут

Robb Report
Смотреть в глаза: найден несложный способ предсказать инфаркт миокарда за 5 лет Смотреть в глаза: найден несложный способ предсказать инфаркт миокарда за 5 лет

Кровеносные сосуды в сетчатке отражают развитие ишемической болезни сердца

Вокруг света
Нейросеть определила видовую принадлежность прихлопнутых комаров Нейросеть определила видовую принадлежность прихлопнутых комаров

Создан алгоритм, который определяет видовую принадлежность прихлопнутого комара

N+1
В двух сантиметрах от позора: Бейонсе, Дафф, Спирс и другие звезды, которые не умеют носить мини В двух сантиметрах от позора: Бейонсе, Дафф, Спирс и другие звезды, которые не умеют носить мини

Как не стать жертвой модного провала, надев мини?

VOICE
Почему на Руси все мечтали родить урода: 5 слов, утративших свое первоначальное значение Почему на Руси все мечтали родить урода: 5 слов, утративших свое первоначальное значение

От урода до укропа: слова русского языка с необычным происхождением

ТехИнсайдер
Настоящий доминант или дилетант БДСМ: 8 признаков любовника в теме Настоящий доминант или дилетант БДСМ: 8 признаков любовника в теме

Твой любовник что-то смыслит в БДСМ, если...

VOICE
Не расстаться раньше времени: Ольга Примаченко о 5 стадиях отношений Не расстаться раньше времени: Ольга Примаченко о 5 стадиях отношений

Бывает, что отношения заходят в тупик

Psychologies
«Страна Саша»: честное кино о современных подростках, детстве без отца и взрослении «Страна Саша»: честное кино о современных подростках, детстве без отца и взрослении

Фильм «Страна Саша» — многогранное высказывание о природе нового поколения

Forbes
«Завтра я буду читать и писать»: блестящий чепчик, нарциссы и муми-тролли в любимых книгах писательницы Полины Барсковой «Завтра я буду читать и писать»: блестящий чепчик, нарциссы и муми-тролли в любимых книгах писательницы Полины Барсковой

Писательница Полина Барсковая о безжалостном Шварце и «отдельности» Туве Янссон

Правила жизни
Полосатый рейс: как жили и работали хвостатые актеры СССР Полосатый рейс: как жили и работали хвостатые актеры СССР

Вспоминаем известных пушистых героев советского прошлого

ТехИнсайдер
Надоедливые тараканы в голове Надоедливые тараканы в голове

12 советов, как перестать себя постоянно накручивать

Лиза
«Черные считались язычниками»: история рабства, рассказанная бывшим невольником «Черные считались язычниками»: история рабства, рассказанная бывшим невольником

Глава из книги Букера Вашингтона «Восставая из рабства»

Forbes
Как сейчас выглядит волшебник Дэвид Копперфильд, которым все восхищались, а потом возненавидели из-за секс-скандала Как сейчас выглядит волшебник Дэвид Копперфильд, которым все восхищались, а потом возненавидели из-за секс-скандала

Что сейчас происходит с Дэвидом Копперфильдом

VOICE
Последний маньяк, казненный в России: история странного зоотехника Сергея Головкина Последний маньяк, казненный в России: история странного зоотехника Сергея Головкина

Сергей Головкин — маньяк, который убил по меньшей мере 11 мальчиков

VOICE
Эпоха мушкетеров и не только: 5 лучших книг Александра Дюма Эпоха мушкетеров и не только: 5 лучших книг Александра Дюма

Культовые книги Александра Дюма, которые актуальны вне времени

ТехИнсайдер
«Мои» неясыти «Мои» неясыти

Увидеть неясыть — большая удача!

Наука и жизнь
Великая лунная мистификация 1835 года: как фантаст заставил весь мир поверить, что на Луне есть жизнь Великая лунная мистификация 1835 года: как фантаст заставил весь мир поверить, что на Луне есть жизнь

Первый в истории пранк о пришельцах, который полностью вышел из-под контроля

ТехИнсайдер
Зеленое меню Зеленое меню

Почему зеленое меню — не панацея

Bones
Открыть в приложении