Как Суздаль превращается в центр современного искусства и культурный хаб

Собака.ruКультура

Суздаль

Как визионер и меценат Дмитрий Разумов и сообщество «МИРА» превращают старинный Суздаль — город во Владимирской области на маршруте «Золотое кольцо России» — в центр современного искусства и культурный хаб, который объединяет бизнес, науку и арт-комьюнити.

Вечерний спектакль на «Человеке МИРА» в 2020 году «Пи versus Фи», где вращался КОЛЕСОГОНЬ двенадцатиметрового диаметра. Авторы: театр «АХЕ», хореограф Владимир Варнава, видеохудожник Олег Михайлов, музыканты Владимир Волков и Григорий Шмидко, фольклорный ансамбль «Комонь»

Сообщество «МИРА» — сенсационный культурный и туристический проект в Суздале — родилось благодаря встрече мецената Дмитрия Разумова, режиссера Андрея Попова и креативного продюсера Евгении Казарновской. В полях Владимирской области уже двенадцать лет проходит творческая лаборатория Попова «Человек МИРА», из которой вырос семидневный фестиваль, культуртрегерские проекты и локальные сервисы — в этом Андрею помогла жена Евгения. Объединившись с бизнесменом Дмитрием Разумовым, проект обрел свой дом — только что открывшийся «МИРА Центр» — концертный зал, выставочную площадку и магазин-кофейню, галерею молодого искусства «Ларец». В работе — девять новых объектов, в том числе два музея русского искусства. Директор отдела моды и искусства Ксения Гощицкая отправилась в старинный город-заповедник на первую выставку «МИРА Центра» — «Мечты о будущем», чтобы посмотреть концепты и макеты Суздаля будущего — и уже рыщет в поисках домика в окрестностях. Рассказываем, почему вам это тоже срочно нужно.

Основатель фестиваля «Человек МИРА» Андрей Попов, директор «МИРА центра» Евгения Казарновская, архитектор Антон Горленко и идеолог проектов «МИРА» бизнесмен Дмитрий Разумов

Как и зачем визионер и меценат Дмитрий Разумов создал сообщество и строит в Суздале новый культурный центр России

Суздаль в моей жизни случился совершенно случайно. Я впервые приехал сюда зимой 2016 года, заселился в какой-то довольно неатмосферный отель и отправился на прогулку по окрестностям с Ермолаем Солженицыным (сын писателя, бизнесмен. — Прим. ред.), к тому моменту уже местным жителем. И я сразу же уловил гений места: понял, что не только хочу здесь жить, но и должен сделать для города что-то полезное. На тот момент в Суздале уже сформировалось симпатичное комьюнити — Ермолай, Вадим Дымов (владелец мясных производств, ресторатор, основатель суздальской фабрики «Дымов Керамика», автор концептуальных бизнес-проектов. — Прим. ред.), Алексей Поляков (банкир. — Прим. ред.), все общались, ходили друг к другу в гости.

Вместе с ними мы учредили АНО (автономную некоммерческую организацию. — Прим. ред.), начали заниматься грядущим тысячелетием Суздаля в 2024 году, вошли в разные комитеты, чтобы в благоустройстве был системный подход, а не лоскутно-кусочечный, как везде. Мы друг друга все время подстегиваем, получается такой эффект Тома Сойера: ты с энтузиазмом красишь забор, все смотрят — и тоже хотят его покрасить. В какой-то момент я понял, что именно здесь хочу разместить свою коллекцию русского искусства — от авангарда 1920–1930-х годов до современных художников. Стал искать место — и скоро мы начнем две масштабные стройки: вместо гостиницы «Медный двор» будет «МИРА музей» по проекту бюро Treivas, а на одной из главных улиц — Гастева — появится музей поэта и революционера Алексея Гастева, родившегося в Суздале, одного из авторов советского экономического чуда. Этот энтузиаст промышленной революции основал Центральный институт труда, фактически изобрел понятия и принципы тайм-менеджмента и эффективности.

Проект реконструкции Заполицкой ГЭС

В наших планах — девять объектов в Суздале и окрестностях. Разрушенная Заполицкая ГЭС станет культурно-туристическим центром и выставочным пространством. Проект уже готов, его на основе воркшопов с московскими архитекторами сделали датчанка Метте Ланге и бюро RakovskayaSuliman. Еще одна масштабная реконструкция — советский типовой телятник в Кидекше перестроят в «Львиный хлеб»: ферму и гостиницу. Над этим работает Анастасия Ефимова и команда отеля «Рихтер» с архитектором Артуром Макаровым. Они же заняты проектом «Закрытый сад» по превращению трех чудом сохранившихся старых домов в камерные отели «Роза», «Мальва» и «Нимфа», настоящие объекты искусства, где продумано все — от ароматов до старинных медных дверных ручек и антикварной деревянной резьбы. Сложно назвать это гостиничным проектом, так глубоко и тонко идет Настя. Я бы сказал, что это творчество, созидание, одухотворение. Еще мы строим дом-коммунну со сценой для Сельского театра драмы и комедии в Фомихе, концепт придумала архитектор Ольга Бутрим, и маленькую арт-резиденцию в Кидекше, рядом с древнейшей белокаменной церковью Бориса и Глеба.

Все, что мы восстанавливаем в Суздале, делается с такой же огромной любовью и вниманием к деталям, которые мы применили в нашем уже реализованном объекте — экспериментальной площадке «Ларец», старой избе на Слободской улице, которая неожиданно превратилась в небольшую галерею для молодого искусства. Сейчас в ней идет выставка калмыцкого художника Сюгира Булуктаева «Конь Тюльпан», ее куратор — Андрей Бартенев. Вместе с ним мы и придумали эту реконструкцию. Здесь много незаметной работы очень хороших суздальских мастеров, но самым интересным решением стала идея Андрея превратить крышу в световое окно: традиционные бревенчатые стены и заливающий верхний свет — это прямо слом сознания.

Меценат и идеолог проектов «МИРА» Дмитрий Разумов

Реставрация — всегда сложно, особенно в Суздале, здесь почти все здания являются памятниками архитектуры, что означает согласования, инспекции, археологию. Бюрократически — в десять раз сложнее, финансово, даже на стадии проектирования, — в два раза, с точки зрения стройки — на пятьдесят процентов дороже. В «МИРА центре» мы очень внимательно относились к оставшемуся наследию, в нем можно увидеть три вида штукатурки: одна сохраняет слой XIX века, вторая — по кирпичу советской реставрации конца 1960-х, и третья — современная.

Строю я давно, наверное, у меня уже сформировалась насмотренность. Удивительным образом все началось не в Москве, а Нью-Йорке: мы сделали две довольно тонкие реставрации зданий XIX века. Старый кинотеатр превратили в музыкальную площадку Webster Hall на 3,5 тысячи человек, а небольшой дэнс-холл на полторы тысячи зрителей, который в 1970-х стал культовым рок-клубом, где выступали все — от Мадонны до Принца и «Металлики» — в клуб-студию, максимально сохранив все исторические детали. Еще мы построили стадион в Бруклине. Тогда я и поймал ощущение социального влияния своей работы. А потом начался Суздаль.

Фестиваль «Человек МИРА»

Главное слово, определяющее наш суздальский проект, — сообщество. Здесь подхватывается любой посыл: есть идея — делай. Для нас главное — это люди, мы созываем всех неравнодушных, придумываем для них интересное, и это вирусная штука: все начинают творить и сотрудничать. Я про себя могу сказать, что всю жизнь выстраивал на работе вертикальное управление, а здесь решил по-другому. Сейчас я осмысленно стараюсь строить горизонтальное, по-настоящему демократичное сообщество. Удивительно, насколько это непростая задача, ведь даже друзьям, разделяющим твои ценности, оказывается проблематично договариваться. У меня половина мирного времени уходит на то, чтобы со всеми пообщаться и урегулировать какие-то конфликты. Я немного даже подустал. Что же мы хотим от общества и государства, если не можем между собой найти общий язык и решать вопросы без претензий, доброжелательно и в диалоге. Поэтому начинать нужно с себя. Собственно, в этом и состоит идея «МИРА центра». Он про изучение мира — внутреннего и внешнего, про принятие всего: конфессий, культур, идей. Я считаю, что у России и нашей культуры точно есть будущее: кого она только не переживала. Но мне кажется, это будущее стоит немного феминизировать. Меня все спрашивают, почему «МИРА центр»: да нипочему, просто красивое женское имя, которым мне хотелось уравновесить наше маскулинное государство.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ресторатор Борис Зарьков: «Дальше очень просто – жизнь продолжается. Вы находитесь “здесь”» Ресторатор Борис Зарьков: «Дальше очень просто – жизнь продолжается. Вы находитесь “здесь”»

Ресторатор Борис Зарьков – пат в шахматах, уход Michelin и «голые короли

СНОБ
Почему на Руси все мечтали родить урода: 5 слов, утративших свое первоначальное значение Почему на Руси все мечтали родить урода: 5 слов, утративших свое первоначальное значение

От урода до укропа: слова русского языка с необычным происхождением

ТехИнсайдер
Наталья Варлей: «Что меня держит на этой земле? Любовь» Наталья Варлей: «Что меня держит на этой земле? Любовь»

«Из этой девочки может получиться новая Любовь Орлова»

Коллекция. Караван историй

Об Олеге Ефремове можно рассказывать бесконечно

Караван историй
3 способа навести порядок в своей жизни 3 способа навести порядок в своей жизни

Кажется, что жизнь мрачна и беспросветна. Можем ли мы что-то с этим сделать?

Psychologies
Выбираем зонт, который прослужит вечность: карбон, эпонж и серебро Выбираем зонт, который прослужит вечность: карбон, эпонж и серебро

Как правильно купить зонт?

Maxim
Если робот улыбается, значит он мыслит Если робот улыбается, значит он мыслит

Если робот ведет себя, как человек, значит он мыслит

ТехИнсайдер
Археологи раскопали на дне Саяно-Шушенского водохранилища могилу хуннского воина Археологи раскопали на дне Саяно-Шушенского водохранилища могилу хуннского воина

В одной из могил водохранилища археологи обнаружили останки хуннского воина

N+1
Часы за 50 миллионов и дорогие тачки: как и на чем зарабатывает Джиган Часы за 50 миллионов и дорогие тачки: как и на чем зарабатывает Джиган

Откуда у Джигана столько денег?

VOICE
«Соль» Александры Зайцевой — мистический триллер о трудных подростках и их проблемах, который полезно прочитать и взрослым. Публикуем фрагмент «Соль» Александры Зайцевой — мистический триллер о трудных подростках и их проблемах, который полезно прочитать и взрослым. Публикуем фрагмент

Отрывок из триллера «Соль», где метафоры взросления напоминают Голдинга

Правила жизни
Галоскоп ORGAN не нашел аксионов массой от 63 до 67 микроэлектронвольт Галоскоп ORGAN не нашел аксионов массой от 63 до 67 микроэлектронвольт

Физики отчитались о первой фазе работы эксперимента ORGAN

N+1
Норвежка случайно купила на аукционе золотое кольцо вождя викингов в коробке из-под бананов Норвежка случайно купила на аукционе золотое кольцо вождя викингов в коробке из-под бананов

Норвежка купила золотое кольцо, относящееся к эпохе викингов

N+1
Леопард в мире ящериц: в Индии открыли геккона, который использует язык как орган осязания Леопард в мире ящериц: в Индии открыли геккона, который использует язык как орган осязания

Исследователи обнаружили новый вид леопардового геккона

Вокруг света
Как сделать колонтитул в Ворде: простые способы для разных версий Как сделать колонтитул в Ворде: простые способы для разных версий

Как вставить колонтитулы на одной или нескольких страницах в Microsoft Word?

CHIP
Дружба среднего возраста: россияне рассказали, где можно найти друга после 30 лет Дружба среднего возраста: россияне рассказали, где можно найти друга после 30 лет

Найти близкого человека в зрелом возрасте можно в самых неожиданных местах

Psychologies
Улик не было: насколько распространены ложные обвинения в изнасиловании Улик не было: насколько распространены ложные обвинения в изнасиловании

Отрывок из книги «Право на секс. Феминизм в XXI веке»

Forbes
Ресторатор Уиллиам Ламберти — о новом старте после 50 и семейных рецептах Ресторатор Уиллиам Ламберти — о новом старте после 50 и семейных рецептах

Ресторатор Уиллиам Ламберти — как добиться успеха, несмотря на закрытия проектов

РБК
«Моя Мишель» «Моя Мишель»

Блиц-опрос для фронтвумен группы «Моя Мишель»

ЖАРА Magazine
Данила Козловский в образе неудачника. На экраны выходит сериал Ивана И. Твердовского «Люся» Данила Козловский в образе неудачника. На экраны выходит сериал Ивана И. Твердовского «Люся»

«Люся» — спорный сериал о трансформации личности

СНОБ
Как американская бюрократия уничтожила автомобиль будущего: история Tucker 48 Как американская бюрократия уничтожила автомобиль будущего: история Tucker 48

Бывают люди, у которых даже неудачные проекты выглядят вдохновляющие

Maxim
Секс-просвет или эмоциональное насилие: психолог о торговле вибраторами в «Л’Этуаль» Секс-просвет или эмоциональное насилие: психолог о торговле вибраторами в «Л’Этуаль»

Можно ли продавать секс-игрушки в неспециализированных розничных магазинах?

Psychologies

Гуф и Murovei — о том, как они изменились за два года

Правила жизни
Орнитолог-любитель переоткрыл скрывавшуюся 124 года птицу Орнитолог-любитель переоткрыл скрывавшуюся 124 года птицу

Орнитолог-любитель обнаружил птицу, которая 124 года не попадалась на глаза

N+1
Природа и искусство Природа и искусство

Интерьер в стиле современного шале, наполненного предметами искусства

SALON-Interior
Долой влажную уборку! Профессиональный клинер открыл секрет идеальной чистоты без воды Долой влажную уборку! Профессиональный клинер открыл секрет идеальной чистоты без воды

Как добиться идеальной чистоты дома с помощью сухой уборки

VOICE
История одного здания: Северный речной вокзал История одного здания: Северный речной вокзал

Северный речной вокзал называют одним из лучших примеров сталинского ампира

Культура.РФ
«Невозможность второго рода»: Явление квазикристаллов. «Невозможность второго рода»: Явление квазикристаллов.

Однако открытие того, что квазикристаллы — это реальность было подобно вспышке

N+1
Хроматин в живой клетке проявил свойства жидкости Хроматин в живой клетке проявил свойства жидкости

Биофизики исследовали движение хроматина в живой клетке

N+1
Только о хорошем: 5 книг, которые помогут избавиться от детских травм Только о хорошем: 5 книг, которые помогут избавиться от детских травм

Книги, которые помогут проработать токсичное прошлое

ТехИнсайдер
Саша Николаенко: «Муравьиный бог: реквием». Что растет из нелюбви Саша Николаенко: «Муравьиный бог: реквием». Что растет из нелюбви

Отрывок из книги Саша Николаенко о том, как детство тратит свое будущее

СНОБ
Открыть в приложении