Суздаль
Как визионер и меценат Дмитрий Разумов и сообщество «МИРА» превращают старинный Суздаль — город во Владимирской области на маршруте «Золотое кольцо России» — в центр современного искусства и культурный хаб, который объединяет бизнес, науку и арт-комьюнити.
Сообщество «МИРА» — сенсационный культурный и туристический проект в Суздале — родилось благодаря встрече мецената Дмитрия Разумова, режиссера Андрея Попова и креативного продюсера Евгении Казарновской. В полях Владимирской области уже двенадцать лет проходит творческая лаборатория Попова «Человек МИРА», из которой вырос семидневный фестиваль, культуртрегерские проекты и локальные сервисы — в этом Андрею помогла жена Евгения. Объединившись с бизнесменом Дмитрием Разумовым, проект обрел свой дом — только что открывшийся «МИРА Центр» — концертный зал, выставочную площадку и магазин-кофейню, галерею молодого искусства «Ларец». В работе — девять новых объектов, в том числе два музея русского искусства. Директор отдела моды и искусства Ксения Гощицкая отправилась в старинный город-заповедник на первую выставку «МИРА Центра» — «Мечты о будущем», чтобы посмотреть концепты и макеты Суздаля будущего — и уже рыщет в поисках домика в окрестностях. Рассказываем, почему вам это тоже срочно нужно.
Как и зачем визионер и меценат Дмитрий Разумов создал сообщество и строит в Суздале новый культурный центр России
Суздаль в моей жизни случился совершенно случайно. Я впервые приехал сюда зимой 2016 года, заселился в какой-то довольно неатмосферный отель и отправился на прогулку по окрестностям с Ермолаем Солженицыным (сын писателя, бизнесмен. — Прим. ред.), к тому моменту уже местным жителем. И я сразу же уловил гений места: понял, что не только хочу здесь жить, но и должен сделать для города что-то полезное. На тот момент в Суздале уже сформировалось симпатичное комьюнити — Ермолай, Вадим Дымов (владелец мясных производств, ресторатор, основатель суздальской фабрики «Дымов Керамика», автор концептуальных бизнес-проектов. — Прим. ред.), Алексей Поляков (банкир. — Прим. ред.), все общались, ходили друг к другу в гости.
Вместе с ними мы учредили АНО (автономную некоммерческую организацию. — Прим. ред.), начали заниматься грядущим тысячелетием Суздаля в 2024 году, вошли в разные комитеты, чтобы в благоустройстве был системный подход, а не лоскутно-кусочечный, как везде. Мы друг друга все время подстегиваем, получается такой эффект Тома Сойера: ты с энтузиазмом красишь забор, все смотрят — и тоже хотят его покрасить. В какой-то момент я понял, что именно здесь хочу разместить свою коллекцию русского искусства — от авангарда 1920–1930-х годов до современных художников. Стал искать место — и скоро мы начнем две масштабные стройки: вместо гостиницы «Медный двор» будет «МИРА музей» по проекту бюро Treivas, а на одной из главных улиц — Гастева — появится музей поэта и революционера Алексея Гастева, родившегося в Суздале, одного из авторов советского экономического чуда. Этот энтузиаст промышленной революции основал Центральный институт труда, фактически изобрел понятия и принципы тайм-менеджмента и эффективности.
В наших планах — девять объектов в Суздале и окрестностях. Разрушенная Заполицкая ГЭС станет культурно-туристическим центром и выставочным пространством. Проект уже готов, его на основе воркшопов с московскими архитекторами сделали датчанка Метте Ланге и бюро RakovskayaSuliman. Еще одна масштабная реконструкция — советский типовой телятник в Кидекше перестроят в «Львиный хлеб»: ферму и гостиницу. Над этим работает Анастасия Ефимова и команда отеля «Рихтер» с архитектором Артуром Макаровым. Они же заняты проектом «Закрытый сад» по превращению трех чудом сохранившихся старых домов в камерные отели «Роза», «Мальва» и «Нимфа», настоящие объекты искусства, где продумано все — от ароматов до старинных медных дверных ручек и антикварной деревянной резьбы. Сложно назвать это гостиничным проектом, так глубоко и тонко идет Настя. Я бы сказал, что это творчество, созидание, одухотворение. Еще мы строим дом-коммунну со сценой для Сельского театра драмы и комедии в Фомихе, концепт придумала архитектор Ольга Бутрим, и маленькую арт-резиденцию в Кидекше, рядом с древнейшей белокаменной церковью Бориса и Глеба.
Все, что мы восстанавливаем в Суздале, делается с такой же огромной любовью и вниманием к деталям, которые мы применили в нашем уже реализованном объекте — экспериментальной площадке «Ларец», старой избе на Слободской улице, которая неожиданно превратилась в небольшую галерею для молодого искусства. Сейчас в ней идет выставка калмыцкого художника Сюгира Булуктаева «Конь Тюльпан», ее куратор — Андрей Бартенев. Вместе с ним мы и придумали эту реконструкцию. Здесь много незаметной работы очень хороших суздальских мастеров, но самым интересным решением стала идея Андрея превратить крышу в световое окно: традиционные бревенчатые стены и заливающий верхний свет — это прямо слом сознания.
Реставрация — всегда сложно, особенно в Суздале, здесь почти все здания являются памятниками архитектуры, что означает согласования, инспекции, археологию. Бюрократически — в десять раз сложнее, финансово, даже на стадии проектирования, — в два раза, с точки зрения стройки — на пятьдесят процентов дороже. В «МИРА центре» мы очень внимательно относились к оставшемуся наследию, в нем можно увидеть три вида штукатурки: одна сохраняет слой XIX века, вторая — по кирпичу советской реставрации конца 1960-х, и третья — современная.
Строю я давно, наверное, у меня уже сформировалась насмотренность. Удивительным образом все началось не в Москве, а Нью-Йорке: мы сделали две довольно тонкие реставрации зданий XIX века. Старый кинотеатр превратили в музыкальную площадку Webster Hall на 3,5 тысячи человек, а небольшой дэнс-холл на полторы тысячи зрителей, который в 1970-х стал культовым рок-клубом, где выступали все — от Мадонны до Принца и «Металлики» — в клуб-студию, максимально сохранив все исторические детали. Еще мы построили стадион в Бруклине. Тогда я и поймал ощущение социального влияния своей работы. А потом начался Суздаль.
Главное слово, определяющее наш суздальский проект, — сообщество. Здесь подхватывается любой посыл: есть идея — делай. Для нас главное — это люди, мы созываем всех неравнодушных, придумываем для них интересное, и это вирусная штука: все начинают творить и сотрудничать. Я про себя могу сказать, что всю жизнь выстраивал на работе вертикальное управление, а здесь решил по-другому. Сейчас я осмысленно стараюсь строить горизонтальное, по-настоящему демократичное сообщество. Удивительно, насколько это непростая задача, ведь даже друзьям, разделяющим твои ценности, оказывается проблематично договариваться. У меня половина мирного времени уходит на то, чтобы со всеми пообщаться и урегулировать какие-то конфликты. Я немного даже подустал. Что же мы хотим от общества и государства, если не можем между собой найти общий язык и решать вопросы без претензий, доброжелательно и в диалоге. Поэтому начинать нужно с себя. Собственно, в этом и состоит идея «МИРА центра». Он про изучение мира — внутреннего и внешнего, про принятие всего: конфессий, культур, идей. Я считаю, что у России и нашей культуры точно есть будущее: кого она только не переживала. Но мне кажется, это будущее стоит немного феминизировать. Меня все спрашивают, почему «МИРА центр»: да нипочему, просто красивое женское имя, которым мне хотелось уравновесить наше маскулинное государство.